горячие темы Смотреть Скрыть
Общество
  1. Общество
Общество
Москва
0

Цель – поколение Z. Кадры СПО – для цифровой экономики

Современная молодежь не представляет себя без интернета и охотно учится на IT-специальностях
Современная молодежь не представляет себя без интернета и охотно учится на IT-специальностях

Современная экономика все более становится цифровой и даже облачной. А процесс цифровизации, сопровождающийся существенной трансформацией практически всех видов экономической деятельности, приобретает роль наиболее важной движущей силы, обеспечивающей экономический рост, инновационное развитие и устойчивые конкурентные позиции. Однако по своей готовности к цифровой экономике наша страна значительно отстает от лидирующих государств, занимая лишь 41-ю позицию. А по данным программы «Цифровая экономика Российской Федерации», с точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий, Россия занимает 38-е место с большим отставанием от стран-лидеров, таких как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, США, Норвегия, Люксембург и Германия». Подробности – в материале «ФедералПресс».

Заказ на IT-специалистов

Одним из ключевых условий преодоления существующего отставания России является наличие квалифицированных кадров. Неслучайно в числе мероприятий и задач принятой национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» определенное место отведено обеспечению различных отраслей экономики и государственного управления квалифицированными специалистами в области информационных технологий (ИТ). Основная роль в решении кадровых задач отводится системе профессионального образования (СПО), в том числе среднего профессионального.

По данным мониторинга качества подготовки кадров, в настоящее время в колледжах и техникумах страны по профессиям и специальностям, связанным с информационно-коммуникационными технологиями, обучается почти 188 тысячи студентов. Это составляет 6,3 % от общего контингента обучающихся в образовательных организациях СПО и 12,3 % численности обучающихся по профессиям и специальностям группы «Инженерное дело, технологии и технические науки» перечня профессий и специальностей СПО.

IT-профессии и специальности СПО входят в число наиболее популярных среди абитуриентов образовательных организаций СПО, а численность обучающихся по соответствующим образовательным программам растет относительно более высоким темпами. Только по сравнению с прошлым годом этот прирост составил почти 13 %, а за последние три года динамика численности обучающихся по образовательным программам, входящим в группу профессий и специальностей «Информатика и вычислительная техника», выглядит еще более внушительно (рисунок 1).

Рисунок 1. Динамика численности обучающихся в государственных образовательных организациях СПО по профессиям и специальностям «Информатика и вычислительная техника» (тыс. чел.)

Столь интенсивная динамика вполне объяснима: с одной стороны, растет государственный заказ на подготовку IT-специалистов; с другой – основной контингент поступающих в образовательные организации СПО – это молодые люди в возрасте 15–19 лет, которых причисляют к так называемому поколению Z – поколению, живущему в виртуальном пространстве и не знающему жизнь «до интернета», которому хорошо понятны слова «информационные технологии», хотя, конечно, представления о них молодежь имеет дилетантские.

Наибольший контингент обучающихся по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих – 13,9 тысячи человек (75,3 % обучающихся по ППКРС) сосредоточен на образовательной программе «Мастер по обработке цифровой информации»; по программам подготовки специалистов среднего звена – 50,9 тыс. человек (30,0 % обучающихся по ППССЗ) – на программе «Программирование в компьютерных системах» (рисунок 2).

Рисунок 2. Распределение обучающихся по образовательным программам, входящим в группу профессий и специальностей «Информатика и вычислительная техника»

В условиях цифровой экономики

Важным условием удовлетворения актуальных потребностей национальной экономики в специалистах в области ИКТ и обладающих цифровыми компетенциями является соответствующая перестройка образовательного процесса и его содержания, обеспечение соответствия образовательных программ нуждам цифровой экономики. В этом направлении за последние годы утверждены новые образовательные стандарты по IT- специальностям, являющимся наиболее востребованными на рынке труда. Их особенностями являются ориентация на профессиональные стандарты и передовые технологии, усиление практико-ориентированного характера образовательного процесса, внедрение демонстрационного экзамена, актуализированные требования к ресурсному обеспечению образовательного процесса.

Очевидно, что подготовка квалифицированных IT-специалистов в образовательных организациях СПО возможна при наличии педагогических работников, профессиональные компетенции которых соответствуют современным требованиям. В этом направлении в колледжах и техникумах ведется большая работа по повышению квалификации педагогических работников, их переподготовке. За последние три года 27,5 тысячи педагогических работников образовательных организаций СПО (17,4 % от общей численности) прошли повышение квалификации по образовательным программам по ИКТ. Причем с каждым годом интерес к данному виду образовательных программ неизменно растет, а численность проходящих обучение в целях развития своих профессиональных компетенций постоянно увеличивается. Такая динамика чрезвычайно важна и позитивна, ведь задача образовательных организаций СПО состоит не только в подготовке специалистов по ИКТ, но и в формировании цифровых компетенций у обучающихся по «неинформационным» профессиям и специальностям, наличие которых повышает их ценность на рынке труда.

Одним из ключевых условий подготовки кадров к цифровой экономике является наличие современной материально-технической базы, используемой в учебном процессе. В этом отношении мониторинг качества подготовки кадров свидетельствует о позитивных сдвигах, происходящих в образовательных организациях СПО. Так, по сравнению с 2016 годом количество компьютеров в колледжах и техникумах, в том числе используемых в учебных целях, увеличилось на 11,5 %, достигнув почти 490 тысяч единиц всего и 350 тысяч используемых в учебном процессе. В пересчете на приведенный контингент обучающихся также имеет место положительная динамика: если в 2016 году на 1000 человек приходилось 177 компьютеров, то в 2018 году данный показатель вырос до 187 компьютеров. 76 % компьютеров образовательных организаций СПО имеют доступ в интернет, а в 34 % образовательных организаций максимальная скорость передачи данных в интернете составляет более 30 Мбит/сек (рисунок 3).

Рисунок 3. Распределение образовательных организаций СПО по максимальной скорости передачи данных через интернет

Несмотря на очевидные позитивные тенденции в подготовке кадров и на существующую потребность в IT-специалистах среднего звена (программистах, специалистах по информационным системам, специалистов по информационным ресурсам, которые Министерством труда отнесены к наиболее востребованным на рынке труда и перспективным профессиям, требующим среднего профессионального образования), активность работодателей в части взаимодействия с образовательными организациями остается крайне невысокой. Лишь 1,2 % контингента, как показывает мониторинг, составляют обучающиеся по договорам о целевом обучении, а в выпуске 2018 года, по данным мониторинга, удельный вес данной категории составил 1,8 % от общего выпуска специалистов среднего звена по группе специальностей «Информатика и вычислительная техника». Такое соотношение показателей удельного веса обучающихся по договорам о целевом обучении и доли «целевиков» в выпуске свидетельствует о снижении интереса работодателей к развитию взаимодействия с образовательными организациями, что может негативно сказаться на качестве подготовки кадров. Индикатором имеющихся проблем является относительно невысокий по сравнению с выпускниками других профессий и специальностей уровень трудоустройства выпускников по специальностям «Информатика и вычислительная техника», который составил в прошлом году немногим более 60 %. Правда, столь невысокое значение показателя трудоустройства нельзя объяснить именно низкой востребованностью со стороны работодателей: почти каждый четвертый выпускник этой группы специальностей продолжает обучение после получения среднего профессионального образования.

Фото: Антон Пигарев / ФедералПресс

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Загрузка...
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Push 1