горячие темы Смотреть Скрыть
Политика
  1. Политика
Политика
Республика Башкортостан
0

«Громкая вывеска с нулевым содержанием». Радий Хабиров решил создать Центр управления регионом

По словам Хабирова, центр займется «моделированием и прогнозированием социально-экономической ситуации»
По словам Хабирова, центр займется «моделированием и прогнозированием социально-экономической ситуации»

В Башкирии будет создан Центр управления регионом. Об этом заявил глава республики Радий Хабиров. Новую структуру предполагается запустить уже в следующем году. Она станет обеспечивать круглосуточный сбор и анализ информации, а также принятие оперативных решений во всех сферах деятельности региона. Ранее о создании аналогичных центров заявили сразу несколько губернаторов. Эксперты опасаются, что анонсированные подразделения потребуют серьезного бюджетного финансирования и дополнительного раздувания штатов. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Как заявил Радий Хабиров, помимо сбора и анализа информации, новый центр также займется «моделированием и прогнозированием социально-экономической ситуации».

Эксперты указывают на то, что ранее главы сразу нескольких российских регионов сообщили о создании аналогичных центров. В частности, речь идет об Ульяновской области, Красноярском и Приморском краях, а также Подмосковье.

В разговоре с «ФедералПресс» политобозреватель Константин Толкачев указал на то, что пока концепция Центра управления регионом не до конца ясна. По его словам, складывается впечатление, что у этих структур будет совершенно разное функциональное наполнение: «В Ульяновске это и вовсе связали с переформатированием правительства. Не могу сказать, что это ясная формула. Правительство – высший орган исполнительной власти. Причем здесь центр управления регионом как система мониторинга и сбора информации о жизнеобеспечении региона? Скорее он мог бы стать важной частью работы органов власти наряду с многофункциональными центрами государственных и муниципальных услуг».

Толкачев полагает, что руководители увидели понравившуюся им модель и решили начать внедрять ее в разных субъектах Российской Федерации. «Но принимая во внимание уровень управленческих компетенций наших чиновников и нескончаемую череду коррупционных скандалов, не исключаю, что все закончится созданием очередной автономной некоммерческой организации. С помощью нее будут уходить от относительной прозрачности системы госзакупок, тратя деньги на, казалось бы, благую идею функционирования центра управления регионом», – пояснил собеседник «ФедералПресс».

По его словам, в Ульяновской области так уже было с АНО «Цивилизация», которая номинально была создана для работы в области фото- и видеофиксации нарушений в сфере автотранспорта: «В итоге с этой организацией связан один из самых больших антимонопольных скандалов последних лет».

Так, ранее глава Ульяновской области Сергей Морозов, говоря о создании Центра управления регионом, отмечал, что «вместо значительной части министерств будут передовые проектные офисы». Также, по его словам, создаваемый центр позволит повысить качество мониторинга реализации нацпроектов.

Создание центров управления регионом – это еще одна административная реформа, успех которой во многом будет зависеть от того, кто и как будет ее реализовывать в каждом из российских регионов, объясняет в беседе с «ФедералПресс» гендиректор фонда «Прикладная политология» Сергей Смирнов.

«Следует понять, какие на самом деле цели будут решаться. Где-то это будет действительно попытка улучшить систему управления. Где-то – просто повысить оперативность реагирования на обращения жителей, а где-то реализация проекта может свестись к банальной PR-акции, когда областные министерства переименуют в проектные офисы», – пояснил эксперт.

По его мнению, мало что даст даже замена системы отдельных кабинетов с приемными и комнатами отдыха на пресловутые open space. «Любой, кто хоть раз на практике сталкивался с проектными офисами, знает, какие трудности приходится преодолевать, прежде чем они заработают, и сколько на это уходит времени и средств. При этом часть сотрудников по разным причинам оказываются неспособными к этому. Их, конечно же, можно отправить на пенсию, перевести в другие структурные подразделения областной организации или в другие властные структуры или даже просто уволить. Но где взять им на смену новых сотрудников? И кто будет учить и переучивать? Можно, конечно же, пригласить консалтинговые компании, но где взять средства на оплату их услуг?» – отмечает Смирнов.

Руководитель аналитического центра «ПолитГен» Ярослав Игнатовский увидел сразу несколько подводных камней от повсеместного внедрения подобных систем. «Во-первых, наши чиновники часто не готовы к взаимодействию с подобного рода системами, не имеют достаточной квалификации для обработки и анализа разнообразных данных, которые будет предоставлять система. Думаю, что поначалу они будут похожи на детей, которых пустили за штурвал современного самолета. Во-вторых, есть риск еще большей забюрократизированности. В-третьих, важно добиться синхронизации на уровне всех этажей пресловутой вертикали. Чтобы данные системы работали одинаково эффективно и в московской мэрии, и в самом отдаленном районе, в глубинке», – пояснил Игнатовский.

Очевидно, что новые структуры будут отличаться непрозрачностью, предполагает в разговоре с «ФедералПресс» глава отдела исследований аналитического агентства «Национальный эксперт» Елена Варламова. «Вероятно, на выходе регионы получат такие «резиновые» офисы – туда переведут и уже работающих чиновников, и новых, которых придется принять на службу. Наверняка такие центры позволят еще больше раздувать штаты и потребуют многомиллионного бюджетного финансирования. Однако эффективность их работы уже сейчас вызывает вопросы», – пояснила собеседница издания.

Она отметила, что центры управления «очень напоминают чиновничью уловку». «Скорее всего, мы получим громкую вывеску с нулевым содержанием», – заключила Варламова.

Напомним, первый в России Центр управления регионом был открыт в Московской области в конце 2018 года. Там работают более 120 сотрудников из 30 министерств и ведомств, которые собирают и реагируют на проблемные обращения жителей. В подмосковном центре в круглосуточном режиме собирается и анализируется информация, поступающая на горячую линию губернатора, в муниципалитеты, ведомства, отраслевые системы, соцсети. В итоге на основании данных формируется карта проблем, которая выявляет очаги напряженности в муниципалитетах. В 2018 году по всем каналам обратной связи в муниципальных образованиях было обработано около 3,5 миллиона сообщений от жителей.

Фото: ФедералПресс / Виктор Вытольский

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Google Plus 1