Top.Mail.Ru
Нацпроекты
Санкт-Петербург
0

По плану, но без конкретики. Оценку Смольного по нацпроектам оставили на следующий год

В Смольном не спешат подводить итоги первого года новой шестилетки нацпроектов, установленных майским указом президента в 2018 году. Тогда как во многих регионах честно признают, что 2019-й в этом плане стал для них нелегким притирочным годом, в Петербурге сообщают о гладком процессе, хотя некоторые нюансы все-таки есть. В профильных комитетах не торопятся с конкретикой, спорные моменты остаются в программах по жилью и дорогам. Не имея четкой методики, не знают, как оценить результаты чиновников местные ревизоры. В ситуации разбирался «ФедералПресс».

Оценки подождут до весны

В Санкт-Петербурге из двенадцати новых национальных проектов, заданных стране на 2019–2024 годы, на данный момент реализуется девять. В каждый из них включено несколько региональных программ. Общий объем их финансирования в этом году, по данным администрации губернатора, составил порядка 54 млрд рублей, причем доля федерального бюджета не превысила 2,8 миллиарда.

Именно в финансировании кроется основная специфика нацпроектов в регионах-донорах, к которым относится Петербург. Если в других субъектах РФ доля местного бюджета не должна превышать 50 %, то дотационные регионы живут по другим пропорциям и доля города на Неве сейчас составляет все 95 %.

«Для нас это, наоборот, хорошо. Мы имеем возможность за счет собственных ресурсов реализовывать проекты, это одно из наших преимуществ», – прокомментировала «ФедералПресс» начальник проектного управления – проектного офиса петербургской администрации Юлия Лудинова.

Итоги уходящего года в сфере реализации нацпроектов в Петербурге Лудинова оценила положительно, сказав, что «все идет по плану». Однако сразу оговорилась, что конкретика появится не раньше января, а некоторая статистика будет готова еще позже: к февралю-марту.

Юлия Лудинова, фото: ФедералПресс/Виктор Вытольский

В профильных комитетах от оценки работы по нацпроектам в уходящем году также пока воздерживаются. Публично отчитался только комитет по социальной политике, рассказав о реализации нацпроекта «Демография», по которому за 11 месяцев удалось освоить 88 % из 39,46 млрд рублей бюджетных средств. Также смело сообщили о 100-процентном выполнении работ по нацпроекту «Экология» в комитете по природопользованию, где в планах на этот год стояла только расчистка участка реки Смоленка (по программе «Сохранение уникальных водных объектов»).

В комитете по благоустройству и пресс-службе вице-губернатора Евгения Елина, который курирует программы по трем нацпроектам, не предоставили в срок ответы на запросы «ФедералПресс». В комитете по здравоохранению в ответе зачем-то перечислили все программы, которые входят в одноименный национальный проект, хотя они и так доступны на сайте правительства Петербурга. При этом оставили без ответа три из пяти заданных вопросов, в том числе тот, который касался возможных недочетов в реализации. По данным комздрава, общий объем финансирования нацпроекта «Здравоохранение» в Петербурге в уходящем году составил 4,66 млрд рублей, из которых 3,53 миллиарда – средства городского бюджета. По состоянию на 17 декабря из этой суммы освоено 92,65 %.

В пресс-службе вице-губернатора Анны Митяниной, курирующей наибольшее число социально направленных программ нацпроектов, уточнили, что в 2019 году практически завершилось переоснащение и дооснащение медоборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений, а также учреждений, которые оказывают помощь онкобольным. Также на средства нацпроекта были закуплены лекарства для льготных категорий граждан и проведена диспансеризация более 2,4 млн человек.

Подготовлено по информации на сайте правительства Санкт-Петербурга

Попытки получить более подробную информацию по нацпроектам в соответствующем разделе на сайте правительства также не задались. Некоторые предложенные ссылки выводили на несуществующие страницы. Данные в представленных таблицах заполнены далеко не везде. Да и информация по кураторам нацпроектов едва ли может быть актуальной: например, Любовь Совершаева и Олег Марков больше не работают в правительстве Санкт-Петербурга. К тому же часть программ могла перейти под крыло новых вице-губернаторов Ирины Потехиной, Валерия Пикалева и Максима Соколова после перераспределения полномочий.

В контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга сообщили, что проверки по нацпроектам в этом году их ведомством не проводились. Источник, близкий к КСП, отметил, что пока в принципе нет критериев и методик, позволяющих ревизорам отслеживать и оценивать эффективность чиновников в рамках этой работы.

Торг за «Жилье»

Не указаны на сайте правительства и данные по жилищной региональной программе, которая входит в нацпроект «Жилье и городская среда». Она в принципе будто забыта в этом разделе. Между тем это одно из самых интересных и скользких мест в нацпроектах Петербурга: город вошел в число тех немногих субъектов, которые не стали подписывать соглашение с Минстроем РФ, не согласившись с навязываемыми сверху параметрами по вводу жилья.

Как сообщили «ФедералПресс» в пресс-службе вице-губернатора Николая Линченко (отвечает за вопросы капстроительства в городе. – Прим. ред.), сейчас с Минстроем ведутся переговоры в попытке скорректировать в сторону уменьшения показатели по вводу в Петербурге жилья на 2022–2024 годы.

«Пока прогнозов, чем закончатся переговоры, нет. У нас есть первые три года, по которым мы скорректировали показатели (2019–2021 годы. – Прим. ред.), они уже утверждены Минстроем. Нам пошли навстречу и снизили первоначальные требования», – уточнили в пресс-службе.

Напомним, в октябре, выступая на Форуме стратегов, губернатор Александр Беглов публично раскритиковал действия Минстроя, выставляющего завышенные показатели эффективности. «Во-первых, нам столько точно не надо, а во- вторых, чтобы это реализовать, на социальную инфраструктуру нужно будет потратить 309 млрд рублей и плюс еще на инженерную инфраструктуру 320 миллиардов. Все вместе – порядка 650–670 млрд рублей. А где деньги? И потом – зачем? Нам же не нужен дисбаланс жилья и социальной застройки», – сказал тогда губернатор.

По словам знакомого с ситуацией источника, Смольный неоднократно обращался в Минстрой за предоставлением методики расчета, по которой регионам распределялись показатели по вводу в эксплуатацию жилья, но она так и не была предоставлена. «Если строить, как нужно региону, без оглядки на цифры Минстроя, мы не выполним поручение президента в целом (120 млн кв. м к 2024 году по всей России. – Прим. ред). Как Минстрой будет поступать дальше, будет ли он перераспределять показатели или президенту надо будет пояснять по Санкт-Петербургу отдельно – никто сейчас сказать не может, пока идет переговорная стадия», – сообщил источник.

По словам директора Института прикладных политических исследований Григория Добромелова, система национальных проектов сейчас работает неэффективно и не обеспечивает достижение национальных показателей. «Большинство нацпроектов автоматически переносилось на регионы без учета специфики, притом что некоторые показатели могут быть либо неисполнимы, либо совсем не нужны региону. Например, показатели, которые были спущены по объему строительства на Санкт-Петербург, неадекватны для города», – прокомментировал эксперт.

«Безопасные дороги» обошли стороной

Обратная ситуация сложилась в сфере дорожного строительства. Смольный безрезультатно пытался получить в рамках нацпроекта средства на развитие городских дорог.

В мае этого года Александр Беглов дал поручение правительству актуализировать все карты по включению в нацпроект петербургских дорог, отметив, что 35 % из них находятся в ненормативном состоянии. Тогда анонсировалось, что в Смольном подготовили перечень из 25 объектов под федеральное финансирование.

По словам Юлии Лудиновой, документация по дорогам была подготовлена, но ответ так и не был получен. В комитете по развитию транспортной инфраструктуры Петербурга на вопрос, какова причина отказа, если таковой был, ответили, что «причина отказа не называется», и уточнили, что для выполнения условий нацпроекта необходимо выделять не менее 12 млрд рублей в год на ремонт дорог, по оценкам экспертов АДС Магистраль.

Одной из возможных причин отказа может быть то, что федеральные средства в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» уже зарезервированы за другими регионами. «Вообще все деньги уже распределены до 2024 года, а по многим мероприятиям нацпроектов уже заключены на три года долгосрочные контракты», – подчеркнул Григорий Добромелов.

Напомним, расходы федерального бюджета на этот национальный проект до 2024 года должны составить 440,9 млрд рублей.

Фото: ФедералПресс/Евгений Поторочин, Виктор Вытольский

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 10:35

Национальные проекты

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.