Top.Mail.Ru
Экология
Москва
1

Бег с препятствиями. Почему в России загрязненные земли до сих пор не восстановлены

В январе стало известно, что компания «ГазЭнергоСтрой» назначена новым подрядчиком по очистке Байкала от отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Вопросом рекультивации этих и других загрязненных промышленной деятельностью объектов власти занимаются с девяностых, но результат минимален. «ФедералПресс» узнал, почему рекультивация объектов накопленного экологического вреда продвигается столь медленно.

Что это такое

Загрязненные токсичными веществами территории заброшенных предприятий химического и промышленного производства называются объектами накопленного экологического ущерба. Отходы от деятельности предприятий во время их работы не ликвидировались, так как в советском законодательстве не было соответствующих нормативно-правовых актов, которые определяли бы правила вывоза, переработки и утилизации токсичных промышленных отходов.

Сейчас в списке объектов накопленного экологического ущерба на первом месте – территории горнодобывающих предприятий, далее идут полигоны ТБО и промышленных отходов, заброшенные химические предприятия, золотоотвалы и шламонакопители. Но почва также загрязнена и там, где проводятся военные испытания. Например, на военных аэродромах главным загрязнителем являются горюче-смазочные материалы, которые просачиваются в грунт из трубопроводов и хранилищ при заправке воздушных судов.

«Среди веществ, загрязняющих окружающую среду, есть сера, которая образуется от процесса обогащения угля, фтор от алюминиевой промышленности, ртуть, свинец, медь, угольная сажа. Самые опасные вещества для здоровья людей – это диоксины и диоксиноподобные соединения, потому как они попадают в продукты, накапливаются в организме и являются канцерогенами», – рассказывает Иван Блоков, директор по программам российского отделения Гринпис.

Одним из самых крупных объектов накопленного экологического ущерба является полигон химических отходов «Красный Бор» в Ленинградской области, который находится в 1,3 км от одноименного поселка. Объем отходов на полигоне – 2 млн тонн, площадь загрязненной территории – 73 га.

Самым загрязненным озером в мире назван шламоотстойник дзержинского завода «Оргстекло», в народе названный «Черной дырой»: туда в течение 50 лет сливали химотходы разные предприятия. Большой проблемой является Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат – главный загрязнитель озера Байкал. В его шламонакопителях скопилось 6,2 млн куб. м отходов I–V класса опасности: неразлагающийся полимер шлам-лигнин, зола, древесная кора, промышленные, бытовые отходы, щелокосодержащая жидкость.

Никому не нужные

О ликвидации этих и других объектов накопленного экологического ущерба правительство задумалось в конце девяностых. И первой преградой стали бюрократические проволочки. Наконец в 2007 году в закон «Об окружающей среде» ввели необходимые поправки, и общественность стала привлекать внимание к загрязняющим окружающую среду территориям.

Но ситуация с ликвидацией меняется очень медленно: например, полигон токсичных отходов «Красный Бор» в Ленобласти хотят рекультивировать с конца девяностых.

На полигон в течение пятидесяти лет свозились промышленные и химические отходы со всей страны. Объем токсичных веществ – 2 млн тонн. Полигон перестал принимать отходы только в 2014 году. С 2006 по 2011 год на нем происходили пожары. Вместе с черным дымом в воздух выбрасывались вредные соединения, которыми приходилось дышать людям. 30 декабря 2019 года «Красный Бор» передали в федеральную собственность. По словам Александра Беглова, губернатора Ленинградской области, на рекультивацию полигона уйдет 6–7 лет.

«С «Красным Бором» ситуация тяжелая. Разговоры о его ликвидации идут с 1993 года. Посмотрите, 27 лет прошло, а ничего не изменилось и когда изменится – сказать сложно», – сообщил Асхат Каюмов, председатель совета НОД «Экологический центр «Дронт».

Дорожная карта для реализации проекта рекультивации полигона опасных отходов «Красный Бор» будет разработана в ближайшее время. С декабря 2019 года полигон полностью передан в федеральную собственность, объектом будет заниматься Минприроды. «Красный Бор» включен в федеральный проект «Чистая страна». В ближайшее время начнутся проектно-изыскательские работы.

В стране на данный момент обнаружено более 300 объектов накопленного экологического ущерба.

Грязные деньги

Медленное изменение сложившейся ситуации в первую очередь связано с очень банальной причиной – деньгами. Ликвидация объектов экологического ущерба – дело дорогое, у регионов просто не хватает своих средств, и им нужна поддержка правительства. Финансировать мероприятия по рекультивации загрязненных земель начали в рамках нацпроекта «Экология».

На весь проект «Чистая страна», куда входит и ликвидация объектов накопленного экологического вреда, выделено 218 млрд рублей из всех источников финансирования – как федеральных, так и региональных. Но выделенных средств зачастую не хватает.

Подтверждением тому служит ситуация с тремя объектами в Нижегородской области: дзержинской «Черной дырой», шламонакопителем «Белое море» и полигоном ТБО «Игумново». На все объекты изначально было выделено 500 млн рублей из федеральной казны. В 2018 году из резервного фонда правительства РФ на одну только «Черную дыру» дополнительно направили 3,3 млрд рублей, а на все три объекта – 7 миллиардов.

Ситуация с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом другая: деньги выделялись, но не были освоены или пропадали. БЦБК работал с 1966 по 2013 год, пока не обанкротился. В озеро Байкал, по данным экологов, сбрасывалось ежегодно около 100 тысяч кубометров сточных воды. По последним данным Гринпис, озеро наиболее загрязнено опасными диоксинами в районе БЦБК, их концентрация в 40–50 раз превышает таковое в других частях водоема. В составе отходов БЦБК самым есть шлам-лигнин – полимер, который, по словам ученых, почти не вступает в реакцию с другими веществами. В картах-накопителях БЦБК находятся 4,948 млн кубометров твердых веществ (шлам-лигнина, золы) и 729 тыс. кубометров воды.

Рекультивировать территорию БЦБК пытались не один раз. В случае с ним средства выделялись неоднократно, но ситуация от этого не менялась.

В 2012 году из бюджета России было выделено 4,2 млрд рублей. Первые 2,9 млрд освоить не удалось, и средства, по данным Счетной палаты, почти полностью вернулись в бюджет. В 2017–2018 годах Иркутской области было выделено 1,3 млрд рублей, и куда пошли эти деньги – неизвестно. Третий раз очистить озеро попытались в 2017 году, когда выбранный подрядчик – «Росгеология» – заключил контракт с Иркутской областью на 5,9 млрд рублей. В 2019 году контракт с «Росгеологией» область расторгла из-за «невыполнения условий договора». Новым подрядчиком назначили «ГазЭнергоСтрой», предприятие уже определило технологию переработки шлам-лингина.

Проблемы те же, технологии – разные

Сроки выполнения работ по ликвидации затягиваются и из-за долгой разработки технологий. При работе с новым объектом нужны новые способы очистки и рекультивации. Нельзя найти единое технологическое решение – ведь все объекты разные. В итоге на ликвидацию уходит не один и не два года. К примеру, компания «ГазЭнергоСтрой» обещала завершить работы по вышеупомянутой «Черной дыре» к ноябрю 2019 года, но работы продолжаются. Из 16 тысяч тонн жидких отходов переработано девять. В целом рекультивация длится с 2013 года и по сей день.

«Около «Черной дыры» установлен временный мини-завод, где жидкие отходы смешивают с песком и подвергают термическом пиролизу, то есть без воздействия открытого огня. Песок после этого можно использовать вторично, а отходы превращаются в безвредное вещество, в сажу. После этого этапа территорию засыплют песком и положат геомембрану», – сообщил Асхат Каюмов, председатель совета НОД «Экологический центр «Дронт».

«Имя им легион»

Если попытаться подсчитать площадь загрязненных земель, то данные будут очень разными. Минприроды РФ называет цифру в 77 млн га, Гринпис – в 226 млн га.

В списке Минприроды на 2017 год было заявлено более 300 обнаруженных объектов, обезвредить к 2025 году планируется 191. В 2020 году Минприроды планирует провести 40 мероприятий по ликвидации объектов накопленного экологического ущерба, из них 19 – по рекультивации несанкционированных свалок в пределах городов 14 регионов.

«Мы заключили контракт с 17 регионами на предоставление субсидий из федерального бюджета на 6,3 млн рублей. В частности, с Волгоградской, Мурманской, Новгородской, Кировской, Владимирской и другими областями. Общая площадь восстановленных, в том числе и рекультивируемых земель, подверженных негативному воздействию накопленного вреда окружающей среде, составит 300 тысяч га», – сообщили в пресс-службе Минприроды РФ.

По данным Гринпис, объем отходов на территории объектов накопленного экологического вреда во всей России на сегодня составляет 300 млрд тонн, по данным Минприроды, их 30 млрд тонн. Сколько точно в России объектов накопленного экологического ущерба и каковы объемы – никто не знает, но специалисты говорят, что речь может идти о тысячах объектов от Калининграда до Владивостока.

«Мы сейчас в Нижегородской области выявляем их и обнаружили уже более двух десятков, а если брать масштаб всей страны, то количество будет огромно, несколько тысяч», – считает Асхат Каюмов.

В итоге, по словам экспертов, при учете всех факторов на ликвидацию объектов накопленного экологического вреда уйдут не десятки, а сотни лет.

Фото: rpn.gov.ru

Сюжет по этой теме
11 июня 2021, 10:35

Национальные проекты

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.