Top.Mail.Ru
Общество
Москва
1

Баррикады в Москве. Жители требуют нового исследования уровня радиации на месте будущей хорды

Активисты на месте строительства
Активисты установили круглосуточное дежурство на месте строительства

Ситуация с возведением юго-восточной хорды в столице обострилась. Как сообщают очевидцы, на днях в районе Печатников подрядчик приступил к строительству. На склон радиоактивных отходов привезли строительную технику. Полицейские перекрыли склон и закрыли доступ людей на склон. Хотя, по мнению местных жителей, это является территорией общего доступа. Как развивается ситуация с юго-восточной хордой, выяснял «ФедералПресс».

Противостояние усилилось

Ситуация с возведением юго-восточной хорды в столице обострилась.

Больше года назад мэрия Москвы заявила о том, что этот проект жизненно необходим для транспортной разгрузки МКАД и ЮВАО. Но, как выяснили экологи, один из участков будущей дороги должен пройти как раз по территории, где ранее захоранивались радиоактивные отходы. «ФедералПресс» писал об этой истории в прошлом году. Корреспондент агентства выехал тогда на место и обнаружил, что территория никем не охраняется, и, несмотря на предупреждающие об опасности знаки, по зараженной земле свободно гуляют люди. Депутаты Мосгордумы требовали выделить на дезактивацию ядерной свалки 10 млрд рублей, но мэрия пообещало 20 миллионов на радиологическое исследование территории.

Протесты жителей окрестных микрорайонов власти не услышали. С конца января люди устроили круглосуточное дежурство, но это не помешало подрядчику начать строительство. Полицейские предусмотрительно оцепили территорию и закрыли доступ к ней людей. Стражи порядка в бронежилетах, шлемах и с дубинками находятся возле станции МЦД «Москворечье», защищая дорогу от жителей.

А активисты, похоже, уходить не собираются: они создали временный лагерь, где находятся даже пожилые люди и маленькие дети.

Сегодня на стройплощадке рабочие возвели забор. Гражданских активистов полицейские оттесняют от него. Люди сообщали о грубости со стороны органов правопорядка.

Обстановка обостряется на глазах. Автомобиль дежурных активистов несколько раз пытались эвакуировать с места строительных работ, но люди вставали между ним и эвакуатором, не позволяя увезти машину. При этом они говорят, что полицейские, преградившие им путь к стройплощадке, тоже рискуют собой: ведь на них летит пыль, которая, по мнению жителей, может быть радиоактивной. Да и рабочие с экскаваторщиками не обеспечены спецодеждой – даже их не защитили от возможного воздействия радиации. «Мы неоднократно говорили, что без дополнительных исследований и соответствующих процедур никакие работы на склоне начинать нельзя. Это может быть опасно, прежде всего, для самих строителей и сотрудников полиции. Считаем, что московские власти должны вмешаться в ситуацию и предотвратить возможный ущерб здоровью людей и окружающей среде», – уверен эксперт «Гринпис» Рашид Алимов.

Муниципальный депутат Сергей Власов рассказал «ФедералПресс», что строители «начали копать площадку, но документов на то, чтобы тревожить грунт, нет». «Работы проводятся без какого-либо контроля, – сообщил Власов. – Третий день проходит спецоперация по занятию склона и выкуриванию отсюда активистов».

Изучением грунта на это территории проводит ФГУП «Радон». На это исследование выделены средства из бюджета в размере 80 млн рублей. По словам Власова, «Радон» только проверил тропинки, «но во время строительных работ никаких измерений не было». Депутат утверждает: людям солгали, что каждый ковш будет проверяться. «У нас тут был заместитель генерального директора «Радона», но документов на основные строительные работы он не предоставил. Нам говорят, что мы раздуваем ситуацию и занимаемся профанацией. И за эти три дня никто из мэрии Москвы к нам не пришел», – рассказал депутат.

А вот в «Радоне» «ФедералПресс» рассказали другую информацию. По словам одного из сотрудников предприятия, активисты не дают проводить исследования. «Мы поставили на забор счетчик, который показывает действующий уровень радиации в округе.

Цифры в норме. Хотели поставить камеру напротив счетчика, чтобы вести все время видеонаблюдение за уровнем радиации. Активисты нам не дали», – рассказал представитель «Радона».

Он также сообщил, что радиоактивные отходы находятся на участке от Московского завода полимеров до Москвы-реки, а не у выхода со станции МЦК, где сейчас наблюдается гражданская активность. «Мы говорили с людьми, показывали документы. Нам не верят, работать не пускают. А у нас сроки проведения исследования, нам надо свой лагерь разворачивать. Иначе не уложимся, потом штрафы будем платить», – сокрушается сотрудник «Радона».

Радиационный шум

На заседании экспертной группы в Мосгордуме, которая занимается вопросом строительства хорды на месте радиоактивно могильника, еще 4 марта ФГУП «Радон», отвечающий за радиационную безопасность в Москве, обещало представить план работ. Однако сделано этого не было.

Пока свои выводы делают эксперты. По их мнению, строительство автодороги может привести к подвижкам грунта, оползням и, как следствие, обнажению радиоактивных отходов, их вымыванию и выветриванию. Распространение опасных веществ чревато для жителей окрестных микрорайонов: при попадании радионуклидов в организм человека с дыханием и пищей происходит внутреннее облучение, которое повышает риски онкологических и других заболеваний.

Местная жительница, молодая мама Ольга сообщила корреспонденту «ФедералПресс», что узнала о противостоянии из местного чата. Долго не присоединялась к протесту, но теперь просто «устала терпеть». «Все соседи переживают, следим за дезактивацией, которую обещал мэр. С нами никто официально не связался и не предоставил информации. Жителей обвиняют в том, что мы мешаем дезактивации. Но мы просто ждем уважительного к себе отношения. Вместо того, чтобы напрямую к жителям, людей пугают молчаливым привозом полиции без номерных жетонов, которая стоит в оцеплении», – рассказала Ольга.

Молодая мама говорит, что «это все очень страшно». По ее словам, нет достоверного источника, который мог бы просто объяснить все и успокоить людей. В садах карантины, женщины вынуждены приходить сюда с детьми, потому что их не с кем оставить. «Мы живем в двух километрах отсюда. Я хочу понимать, что нашему здоровью не будет вреда. Мы вынуждены были согласиться на строительство дороги, но почему должны рисковать своими жизнями и здоровьем? От нас как будто что-то скрывают. За последнее время я была здесь раза три. Хоть не хочется находиться около дороги, мы все в пыли уже», – сказала Ольга.

Мэр признал могильник

Между тем столичный мэр Сергей Собянин говорил о хорде. Сделал это он в своем блоге. Но о хорде он рассказал как о сложнейшем и дорогостоящем проекте – трассе длиной 28 км с мостом через Москву-реку и десятками многоуровневых развязок. Конечно, проще не строить, но никаких разумных альтернатив строительству юго-восточной хорды, по мнению мэра, просто нет.

Собянин пояснил, что восток и юго-восток Москвы традиционно страдают от отсутствия поперечных дорожных связей. И «вместо крюка в 10-15 км через МКАД автомобилисты смогут проехать в соседний район более быстрым и коротким путем». Более того, власти планируют замкнуть новое хордовое кольцо в средней части Москвы, убрав тысячи машин с МКАД и ТТК, разгрузив вылетные магистрали.

Наличие радиоактивных отходов на этой территории Сергей Собянин тоже признал, правда, не сразу. Только написал об этом мэр Москвы в своем блоге: «Мы столкнулись с радиоактивными отходами, которые в 50-60-е годы Московский завод полиметаллов складировал на своем заднем дворе. Позднее эта загрязненная территория была возвращена городу».

При этом Собянин признал, что на склоне Москвы-реки, как раз там, где сваливались отходы завода полиметаллов, действительно имеются пятна радиоактивного заражения. Существующий ныне Московский завод полиметаллов не предпринимает усилий для ликвидации экологического ущерба, так как формально теперь это уже не его территория, а территория города. И вот мэрия решила убить разом двух зайцев: построить хорду и ликвидировать радиоактивную помойку. Собянин пообещал в период строительства «постоянный радиационный мониторинг». В случае «обнаружения даже малейших следов радиации» загрязненные грунты, заверил градоначальник, «будут вывезены из Москвы и помещены в специальные хранилища».

«Золотое захоронение»

Куда будет вывозиться извлеченный радиоактивный грунт, пока неясно. Депутат Мосгордумы Павел Тарасов предположил, что его могут захоронить в Сергиевом Посаде, от чего местные жители тоже не в восторге. И во сколько бюджету обойдется захоронение там, сейчас трудно предположить. «С арендой земли будем разбираться. В УВД мне сказали, что пригласят специалиста по экономике, и мы вместе разберемся с документами. Мы все готовы сопротивляться строительству, пока не будет решен вопрос с документами», – заверил Тарасов.

Старший научный сотрудник на пенсии Ведущего проектно-изыскательского и научно-исследовательского института промышленной технологии, житель Собурово Александр Кузавский полагает, что в случае вывоза радиоактивного грунта в Сергиев Посад, «захоронение будет золотым».

Вообще, по словам пенсионера, в случае с юго-восточной хордой лучше радиоактивную почву вообще не трогать. «Эта земля заиливается с годами, а радиоактивные захоронения, пока тихо лежат, большой опасности не представляют. Когда их начнут разворачивать, – это станет опасно для экологии и для будущих поколений», – сообщил Александр Кузавский.

Жители близлежащих микрорайонов боятся, что обстановка будет только накаляться. Между собой говорят, что хорду строит компания Героя Труда Ротенберга – влиятельного бизнесмена, и мизерная вероятность, что кто-то решится свернуть проект.

Муниципальный депутат Сергей Власов считает, что власть должна послушать людей, остановить строительные работы, провести исследование склона. «Нужно также разработать проекты декультивации и дезактивации территории, они должны пройти общественные слушания. И должна быть государственная экологическая экспертиза, поскольку речь идет о радиоактивных отходах первого класса опасности», – добавил Власов.

Добавим, что 6 февраля 2020 года российское отделение «Гринпис» обратилось в Арбитражный суд Москвы с требованием признать недействительным положительное заключение экспертизы проектной документации, разрешающее строительство участка Юго-Восточной хорды. В экспертизе не учтено должным образом наличие ни радиоактивных отходов, ни участков радиоактивного загрязнения. Судебное заседание по иску назначено на 8 апреля 2020 года.

Фото: ФедералПресс / Елена Сычева, sobyanin.ru

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.