За неделю появилось сразу несколько предложений об отмене или уменьшении транспортного налога. Идеи высказывали депутаты Госдумы и представители экспертного сообщества. Координатор комитета по защите прав автовладельцев Кирилл Форманчук рассказал «ФедералПресс», что за 16 лет водительского стажа ни разу не заплатил этот налог и вот уже почти 10 лет активно выступает за его отмену. Куда уходят деньги автовладельцев и как добиться обнуления налога на транспортное средство – в видеоинтервью «ФедералПресс».
«Я поддерживаю любые предложения, которые хоть как-то освободили бы автовладельцев от налогов. У нас топливо практически на 80 % состоит из акциза. Поэтому-то у нас цена на топливо и не меняется при изменении стоимости нефти. Напомню, когда вводили акциз на топливо, изначально речь была о том, что мы введем акциз на топливо и уберем транспортный налог. Президент много раз об этом говорил. Я жду, когда же его уже отменят.
Сейчас появилась перспектива послабления, но я не представляю, как с технической точки зрения это будет сделано. Предлагают отменить транспортный налог для россиян, которые не пользуются автомобилем дольше полугода. При этом необходимо сдать номерные знаки в ГАИ.
Куда человек поедет? В какую ГИБДД? А если ГИБДД далеко, на чем он поедет? А надо ли инспекции хранить номера, делать у себя склад? А если человек сделает дубликаты номеров? Хотя дубликаты будут равноценны многим машинам и самому транспортному налогу за год или больше. Я считаю, что администрировать такую систему – это просто ужас. Пока я думаю, что нереализуема инициатива в таком виде.
Налог давно обещали отменить
Я думаю, государство могло бы само освободить население от транспортного налога на этот год. Тем более что уплачиваться он будет в следующем году. Если брать масштабы Свердловской области, то это примерно 2–3 млрд рублей, что в принципе даже меньше размера дорожного фонда. Это звучит как большая сумма, но в общей массе доходов бюджета она не большая.
В 2011 году в Екатеринбурге была большая конференция «Народного фронта». Я тогда задал вопрос на тот момент премьер-министру России Владимиру Путину. Спрашивал, когда уже отменят транспортный налог. Мне нынешний президент ответил «скоро». Видим, что «скоро» еще не наступило, Госдума сопротивляется воле президента, не хочет отменять транспортный налог.
Транспортный налог уже был перенесен в стоимость топлива, когда вводили акциз. Налог уже 13-14 лет находится в акцизе. До недавнего времени юридические лица помимо транспортного налога на автомобиль еще платили налог на имущество, что вообще какой-то сюр. То есть было два налога на одно транспортное средство.
Куда попадают средства от транспортного налога
Когда человек платит налоги государству, он, наверно, может только рассчитывать на то, что они пойдут в нужное место, а не пропадут, мягко говоря. Есть определенное недоверие к тратам. Счетная палата каждый год рапортует о триллионах-триллиардах рублей, которые куда-то в непонятном направлении испарились.
Конкретно транспортный налог в последние несколько дней стал целевым. Он наполняет дорожный фонд субъекта, в котором собирается. За это тоже долго бились, потому что раньше он попадал в общий бюджет. Однако, если учесть, что у нас стоимость дороги одна из самых высоких в мире, дороже чем в условиях вечной мерзлоты в Норвегии, остается сожалеть.
«16 лет не плачу налог»
У меня первое транспортное средство появилось в 2004 году, и я ни разу не заплатил транспортный налог, уже почти 16 лет. Напомню, есть налоговая амнистия: если в течение трех лет не был взыскан налог с вас, он автоматически амнистируется. Это можно посмотреть в личном кабинете налогоплательщика на сайте nalog.ru или скачать мобильное приложение. Я захожу и смотрю, каждый год он у меня обнуляется.
Периодически налоговая подает в суд, я, конечно, стараюсь это отменить, сужусь, что-то доказываю. По факту с меня взыскали пару раз какие-то незначительные суммы. У меня задолженность порядка 140 тысяч. Я за это абсолютно не переживаю, поскольку в текущей системе и при текущей расторопности налоговых органов они просто не смогут выдержать все установленные процессуальные сроки, чтобы обратиться за взысканием. Если уж взыщут – ну что делать. Пеня там небольшая.
Моя гражданская позиция такая: когда мне президент десятки лет обещает, что налог надо отменить, что он несправедлив, я не нахожу в себе моральных сил платить налог, который должны давно-давно отменить.
Регион может обнулить ставку
Ставки транспортного налога утверждаются региональными властями. И если законодательное собрание какого-то субъекта захочет заботиться о своих гражданах, оно может поставить ставку ноль. По такому пути пошли наши северные соседи– ХМАО, которые одними из первых на транспорт до 100 лошадиных сил обнулили транспортный налог. Также сделали некоторые другие субъекты. В Чечне – до 150 лошадиных сил не платили какое-то время.
У нас в стране зарегистрировано порядка 50 млн автомобилей. И пенсионеров примерно столько же. Но почему-то пенсионерам государство регулярно делает реверансы и как-то о них все время вспоминает и заботится. Об автовладельцах не вспоминает вообще никто. ОСАГО растет, бензин растет, транспортный налог есть, НДС в запчастях есть, платные парковки есть. Один геноцид автовладельцев».
Фото: ФедералПресс / Екатерина Лазарева
Мультиформаты «ФедералПресс»