В Поволжье школы могут подключить к пилотному проекту, который ранее был анонсирован главой Минпросвещения Сергеем Кравцовым. Учебные заведения начнут подключать к создаваемой федеральной системе учета успеваемости учащихся. Источник «ФедералПресс» в одном из региональных профильных министерств сообщил, что активное обсуждение озвученной инициативы уже ведется. Между тем в образовательном сообществе идею восприняли неоднозначно – нашлись те, кто не увидел в ней никакого смысла.
По заявлению Сергея Кравцова, Министерство просвещения России поддерживает создание федеральной электронной системы учета успеваемости школьников.
«В чем отличие государственной системы от негосударственной? В том, что к государственной информационной системе предъявляются все требования, которые минимизируют и утечку персональных данных, и проникновение в эту систему», – пояснял ранее министр.
По словам Кравцова, необходимо решить проблему частой смены систем учета успеваемости, которая возникла в школах России в последнее время.
Источник в министерстве просвещения одного из поволжских регионов рассказал «ФедералПресс», что апробация обсуждаемой системы начнется в пилотном режиме.
«Сначала будут подключать отдельные школы в разных регионах и обкатывать технологию. Если все будет нормально, то в дальнейшем систему распространят на всю страну», – сообщил сотрудник.
По словам собеседника издания, с большой долей вероятности ряд поволжских регионов примкнет к эксперименту.
Цифровой портрет
Эксперты утверждают, что обсуждаемая федеральная система позволит собирать данные со всех школ и проводить мониторинг. Как ожидается, современные средства интеллектуального анализа данных очень быстро найдут применение в процессе обучения, позволят в некотором роде индивидуализировать процесс, разбить всю школьную систему образования на кластеры по различным признакам.
«Министр немного лукавит, когда говорит только о решении проблемы утечки персональных данных. Эта система может позволить решить гораздо больше задач системы образования. Проблема тут возникает в достоверности оценок, и слишком малом их диапазоне. Достоверность понимается здесь в плане оценки за знания, а не прилежания. Тем не менее даже из неполной информации можно получить рациональные выводы», – пояснил «ФедералПресс» эксперт в сфере образования, доктор экономических наук, профессор Дмитрий Назаров.
Он предположил, что новая система будет высчитывать самые разные статистические параметры. Успеваемость школьников при электронном учете будет проще контролировать, что приведет к улучшению системы в целом, считает собеседник издания.
«Кроме того, это первый шаг в рамках построения индивидуальных портфолио учащихся. Действительно, если к успеваемости присоединить данные социальных сетей, исследования школьных психологов и педагогов, то получится очень неплохой цифровой портрет школьника», – указал Назаров.
По его мнению, ключевой вопрос в том, как это будет организовано – насколько удобной окажется система, насколько ее интерфейс будет «дружелюбным».
Контролировать себя
Впрочем, далеко не всем эта инициатива представляется рациональной. По мнению кандидата педагогических наук Леонида Эрштейна, тотальная централизация в данном случае может обернуться провалом.
«Получается, что сама постановка вопроса свидетельствует о недоверии власти к созданной ей же системе образования. Соответственно, чиновники таким образом пытаются контролировать сами себя. Учитывая колоссальный объем данных, эта система не сможет работать, только чисто формально», – заявил «ФедералПресс» Эрштейн.
Он также отметил, что нет понимания, кто и как будет обрабатывать полученные данные. Создание такой системы выглядит совершенно бессмысленным, констатировал эксперт.
Юрист Григорий Сарбаев в свою очередь уверен: «городить огород» с общероссийской системой имеет смысл только в случае необходимости плодить дополнительные штаты федеральных чиновников.
«Но у нас цифровизация «на марше», цель которого до конца не ясна. Возможно, введение подобной системы нужно не только для того, чтобы просто следить за успеваемостью», – предположил в беседе с «ФедералПресс» эксперт.
По данным ВЦИОМ, 38% россиян заявили о том, что довольны качеством школьного образования по месту своего проживания. Вместе с тем 47% респондентов дали отрицательные оценки. При этом 49% россиян оценивают условия работы учителей как благоприятные. Противоположного мнения придерживаются 36% опрошенных.
Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкиваются педагоги, опрошенные называют низкую зарплату (40%), неуважение со стороны учеников и их родителей (34%), а также бюрократизацию (29%), дефицит необходимого оборудования (23%) и высокую учебную нагрузку (15%).
Фото: Федерал Пресс / Полина Зиновьева, инфографика: Федерал Пресс / Елена Майорова