На смену уходящим с российского рынка косметическим брендам приходит продукция отечественного производства. Ее основу составляют уникальные природные компоненты из Сибири. Генеральный директор UTON Health Александр Павлов в интервью «ФедералПресс» рассказал, какие возможности открыли санкции перед отечественными производителями косметологических средств и как природные богатства Красноярского края работают на импортозамещение.
Помогла родная природа
Расскажите, как и почему вы начали заниматься производством косметики?
– Все началось с личной истории. Я по образованию электронщик, но темой химии и биологии интересовался всегда. И вот в какой-то период у меня стали появляться пятна на шее. Я мазал их сапропелем – и они проходили. Уже тогда я начал понимать, что это средство может быть полезно многим людям. По деловым вопросам в 2014 году я приехал в Китай и привез с собой образцы этой субстанции. Наши партнеры сильно этим заинтересовались, и в 2017 году была образована компания Siwa Beauty. Мы занимались только поставками готовой продукции в Китай, и это окупалось: себестоимость производства была приемлемой, курс юаня тоже. Сейчас все это изменилось, плюс сильно подорожала логистика – доставка подорожала в разы. Работать на зарубежные страны стало невыгодно, но мы развивали другую марку для внутреннего рынка. Это позволило нам переориентироваться, наращивать производство и адаптировать продукцию под российских потребителей.
Вы упомянули о сапропеле – что это такое и какое место занимает в вашей продукции?
– Это естественный продукт из кладовой нашей природы. Сапропель – это продукт жизнедеятельности микроорганизмов, который откладывается на дне озер Красноярского края в объеме примерно 4 миллиметра в год. Там он слеживается, на нем появляются новые микроорганизмы, которые синтезируют здесь полезные вещества, например, гуматы. Добыча сапропеля – это лицензируемый вид деятельности, и мы официально приобретаем его у геологов. Есть два основных вида – бессульфатный и сульфатный. Некоторые используют второй, он эффективен, но у него проблема в том, что он жжется, и приходится разбавлять и вводить в состав в низких процентах. В нашей косметике мы используем бессульфатный, и именно его мы берем в основу нашей косметики. Он проходит у нас очистку, переработку, стабилизацию и фасовку. Надо оговорить, что сапропель используется и как лечебное средство, но мы производим его именно как косметический продукт.
Наличие сапропеля – это особенность именно Красноярского края, или его можно найти в любом озере?
— На самом деле, когда мы привезли образец продукта в Китай, то первое, что начали делать местные предприниматели – искать его аналог в местных озерах. У них ничего не получилось. Есть сапропели венгерские, и в период нашей непродолжительной работы с Европой мы ознакомились с ним – продукт оказался совсем не похожим на наш. Но уникальность сапропеля в том, что повторить его свойства никто не может ни химически, ни синтетически. Казалось бы, это дает нам преимущество, но на самом деле с этим связан и ряд трудностей. Например, температура хранения вещества – 15–20 градусов, и нам пришлось приобретать в собственность специализированное помещение для его хранения. В противном случае нас ждали бы громадные затраты на кондиционирование помещения. Производит на его основе косметический продукт – тоже непростая задача. Сапропель нестабилен, и пришлось проводить очень много экспериментов, чтобы добиться его стабилизации, в том числе с привлечением ученых Сибирского Федерального университета и других.
Санкции только помогли
Как отразились санкции на вашем бизнесе?
– Я уже говорил, что основным направлением поставок для нас был Китай, кроме того, мы выходили на европейский рынок, имели даже небольшой опыт поставок в Иран. Нынешняя нестабильность валют и нарушение логистических цепочек ударили по рентабельности зарубежных поставок. Однако одновременно для нас оказался открыт российский рынок, откуда ушли многие иностранные производители косметики, и возрос спрос на нашу продукцию. Считаем, что это хороший позитивный момент, когда можно продвинуть в России. Сейчас наша география продаж – это в основном западная часть страны. У нас есть три офиса – в Москве, в Краснодаре и сейчас обустраиваем точку в Красноярске. Из-за этого планируем и расширять штат – сейчас у нас суммарно работает 12 человек, но в ближайшее время примем еще несколько, а в обозримой перспективе, вполне возможно, вырастем до 20 человек. Конечно, санкции создали и некоторые сложности: некоторые ингредиенты стало доставать сложнее, но это решаемый вопрос. Заметно выросла и цена, например, на упаковку. За счет этого подросла себестоимость, но цену для потребителей мы стараемся держать.
Насколько на вашем предприятии уделяется внимание теме экологии и в целом всему, что сейчас любят объединять термином ESG?
– У нас абсолютно безвредное производство. Никаких процессов сжигания в технологической цепочке нет. Отходы также минимальны – разве что остатки транспортировочной упаковки.
За границей нас ждут
Государство много говорит о поддержке малого и среднего бизнеса. Пользовались ли вы какими-то из мер поддержки? Возможно, у вас есть собственные предложения, какие меры были бы актуальны для предпринимателей?
– Мы стараемся все решать собственными силами, но готовы пользоваться помощью государственных структур. Отдельными мерами мы все же пользовались. Во-первых, речь идет о помощи в регистрации торгового знака за рубежом. Во-вторых, сейчас краевые власти приглашают нас на бизнес-миссию в Дубай, которая состоится в декабре, она направлена на эко-продукты, произведенные в нашем крае. Предполагается, что туда войдут различные представители Красноярского края, но в основном это сборщики дикоросов. Многие не верят, что здесь, в городе, действительно что-то технологичное производят, а не только перепродают. Главное, что даст нам участие в выставке в Дубае – это презентация на общем стенде Красноярского края, который стоит несколько миллионов рублей. Даже если разделить на всех участников, это были бы серьезные деньги, но в данном случае заботу региональные власти взяли на себя.
Расскажите о ваших планах на ближайшее время?
– В целом мы рассчитываем увеличивать объемы выпускаемой продукции, количество ее наименований и городов присутствия. Необходимость открытия новых офисов и складов при них связано с необходимостью уменьшить логистическое плечо между нами и потребителями. Ведь для такого продукта, как сапропель, сокращение времени доставки – это отсутствие риска, что транспортная компания что-то нарушит в правилах перевозки, и качество продукта не изменится. Конкретные новые продукты называть пока рано, но в целом это будут кремы, гели, средства для умывания, сыворотки.
Фото: компания UTON Health
Сделано в России