Новая методика расчета утильсбора, вероятно, вступит в силу с 1 декабря. Власти настаивают, что повышение необходимо для развития отечественного автопрома и затронет лишь небольшую категорию автовладельцев. Мера призвана привлечь в страну новых производителей, особый акцент делается на совместные инвестиции, которые, по замыслу правительства, должны обеспечить устойчивость производства даже в условиях возможных политических кризисов.
Структура автопарка: старые и маломощные автомобили
Российский автопарк демонстрирует признаки серьезного старения: по данным на август 2025 года, из 42 млн застрахованных по ОСАГО автомобилей большинство имеют значительный срок эксплуатации. Согласно статистике Национальной страховой информационной системы, 62 % транспортных средств в стране старше 11 лет, что свидетельствует о высокой степени износа.
Структура автопарка показывает выраженный перекос в сторону возрастных автомобилей. Крупнейшей возрастной группой являются машины от 11 до 15 лет – их около 11,5 млн, что составляет каждого четвертого автомобиля на дорогах. Значительную долю занимают и более старые транспортные средства: почти 8 млн машин имеют возраст 16–20 лет, а примерно 3 млн автомобилей превысили 25-летний рубеж.
Молодых автомобилей в России существенно меньше. Новых машин (до года) насчитывается всего 1,4 млн – около 3 % от общего парка. Автомобилей возрастом 2–3 года – 2,5 млн, а машин 4–5 лет – 3,5 млн. Примечательно, что суммарное количество всех автомобилей младше 5 лет оказывается меньше, чем одних только машин старше 16 лет.
Статистика и новые модели
Власти заявляют о восстановлении автомобильного производства во всех ключевых сегментах, ссылаясь на такие модели как Voyah Dream, Haval M6 и другие. По официальным данным, доля российских автомобилей выросла с 43,9 % за 8 месяцев 2024 года до 55 % за аналогичный период 2025 года. Однако абсолютные цифры показывают снижение – с 516 до 483 тысяч штук, пишет NewsVl.
В перечень локализованной продукции включены новые модели, включая LADA Iskra (менее 1000 продаж за 3 месяца), минивэн Sollers SP7 (китайский JAC Refine RF8) и гибриды Voyah. При этом обновленная методика утилизационного сбора особенно сильно затронет электромобили и гибриды, хотя среди перспективных проектов заявлен отечественный электрокар «Атом» на собственной платформе.
По данным ведомства, сейчас на мощные автомобили свыше 160 л. с. приходится лишь 15,5 % ввезенных физическими лицами машин. На Дальнем Востоке доля таких автомобилей еще меньше: среди 121 тысячи праворульных машин в 2024 году 87 % были маломощными, а в 2025 году этот показатель достиг 85 %. Однако в статистике не учтены гибриды и электромобили.
Текущее состояние производств
Калужский завод ООО «АГР» в 2024 году выпустил 21,8 тыс. автомобилей – российские аналоги китайского Chery (Tenet) и корейских Hyundai/KIA (Solaris). Предприятие взяло обязательства по локализации ключевых компонентов, однако объем реальных инвестиций в перезапуск бывшего завода Volkswagen пока составляет лишь 10 млрд из запланированных 50,6 млрд рублей.
Аналогичная ситуация наблюдается на бывшем заводе General Motors под Санкт-Петербургом, не работавшем с 2015 года. Здесь также планируют собирать китайские Chery, но на данный момент вложено только 7 млрд из 37,1 млрд рублей предусмотренных инвестиций.
Меры поддержки и внешние факторы
Параллельно с развитием производства правительство вводит меры поддержки: многодетные семьи могут получить скидку 25 % на Дальнем Востоке и 10 % в других регионах при покупке отечественных автомобилей с ДВС. В программу участвуют LADA, УАЗ, Москвич 3, а также гибриды Evolute и Voyah.
Одновременно ведутся переговоры по возобновлению работы бывших заводов Mercedes и Toyota – предположительно, с китайскими партнерами. Власти подчеркивают, что совместные инвестиции с российским участием должны гарантировать устойчивость производств в случае новых кризисов.
Ситуацию осложняет готовящееся ужесточение китайского законодательства: с 2026 года КНР запретит экспорт новых машин под видом подержанных. Это затронет до 95 % ввозимых в Россию китайских автомобилей, которые сейчас регистрируются как б/у для упрощения процедур и снижения цены.
Ранее «ФедералПресс» писал, что почти 26 % россиян – каждый четвертый – никогда не согласятся перейти на отечественные автомобили.
Изображение сгенерировано с помощью ИИ / Маргарита Неклюдова


