Top.Mail.Ru
Экономика
Москва
0

Снижение реальных доходов населения не может привести к экономическому росту

Минэкономразвития предложило сценарий выхода из кризиса, основные рецепты которого основаны на снижении доходов и покупательной способности населения, пишет «Коммерсант». Реальные располагаемые доходы населения должны сократиться на 2,8% в 2016 году и на 0,3% в 2017-м.

Минэкономразвития предложило сценарий выхода из кризиса, основные рецепты которого основаны на снижении доходов и покупательной способности населения, пишет «Коммерсант». Реальные располагаемые доходы населения должны сократиться на 2,8% в 2016 году и на 0,3% в 2017-м.

Доработанный проект макроэкономического прогноза Минэкономики на 2016-2019 годы, по мнению издания, представляет собой альтернативу социального блока правительства по перезапуску модели роста 2011-2013 годов, «основанной на поддержке внутреннего спроса ростом доходов в бюджетном секторе».
Проект МЭР предполагает ограничение роста зарплат в экономике в 2016-2017 годах с последующей компенсацией в 2018-2019 годах, сокращение реальных пенсий на 4,8% в 2016 году и 2% в 2017 с дальнейшей индексацией только по уровню инфляции до 2019 года. Комментирует Максим Васин, главный экономист, начальник методического управления Национального Рейтингового Агентства:

«Для экономического роста проект МЭР выглядит малопродуктивно. На первый взгляд кажется, что проект МЭР представляет собой экономический парадокс. Такого элемента экономического стимулирования и достижения роста экономики, как сокращение реальных доходов потребителей, в экономической литературе не описано. Данная мера может, как представляется, способствовать снижению инфляции, уменьшению нормы сбережений, сокращению роста потребительского сегмента и уменьшению его доли в экономике, а также снижению бюджетных расходов, связанных с выплатой зарплат, пенсий и пособий (что, по-видимому, и имелось в виду в проекте МЭР). В любом случае, снижение реальных доходов населения само по себе не способно приводить к экономическому росту, что очевидно любому не экономисту, поскольку ВВП измеряется как суммарное потребление товаров и услуг в стране, снижение доходов не может приводить к росту потребления.

Что действительно имелось в виду МЭР: ограничение уровня индексации бюджетных расходов на выплаты зарплат и пенсий, так как роста доходов бюджета, позволяющих провести такую индексацию, в 2016-2017 мы не увидим. Данная мера ни в коем случае не способна привести к росту экономики, а лишь позволит сделать бюджет более сбалансированным. При этом видится, что когда речь идет о балансировке бюджета, то ни государственный сектор экономики, ни корпоративный сектор не являются в данном случае «жертвой», коей традиционно и всегда выбирается именно население – как занятые в госсекторе экономики и пенсионеры (через снижение реальных зарплат и пенсий), так и занятые в частном секторе (через рост налогов на доходы и имущество).

В развитых странах в качестве мер экономического стимулирования, как правило, применяются в различных комбинациях: увеличение госрасходов и инвестиций, стимулирование потребления через снижение налогов, кредитных ставок, а также различные формы государственного субсидирования, сокращение налогов и кредитных ставок для бизнеса, создание новых рабочих мест, в том числе стимулирование открытия новых предприятий, госзаказ, налоговые и инвестиционные льготы, стимулирование сбережений и процесса их перехода в инвестиции. При этом политики ни в одной из развитых стран мира не готовы объявить своим избирателям, что рост корпоративного сектора в их стране будет происходить за счет сокращения реальных доходов избирателей - политические последствия таких шагов будут резко негативно выражены в момент следующих выборов. Обычно подобные меры (сокращение выплат малообеспеченным из бюджетов, ограничение на индексацию зарплат, рост налогов) сталкиваются с резким неприятием в форме протестов, демонстраций, забастовок и иных акций, проводимых как населением, так и бизнесом.

В России ранее пенсионеры и работники бюджетной сфере традиционно были основной электоральной силой. Если в настоящее время экономические ведомства предлагают лишить эту группу населения стимулов, они рискуют потерять поддержку своего основного электората на грядущих выборах. Если только материальные стимулы окончательно не утратили в глазах населения привлекательности по сравнению с нематериальными (поддержка внешнеполитического курса государства, поддержка борьбы за традиционные ценности и борьбы с инакомыслием, гордость за страну и национального лидера, в том числе историческая гордость, и так далее). Если в последнее время соц. опросы показывают, что рейтинги власти НЕ снижаются параллельно с уменьшением реальных доходов населения, то меры, предполагаемые проектом МЭР, могут не нести никаких рисков с точки зрения результатов избирательного цикла 2017-2018 гг. В любом случае, как рецепт для экономического роста проект МЭР выглядит малопродуктивно, а с точки зрения поддержки населением – непопулярно».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.