Top.Mail.Ru
Экономика
ЦФО
0

«Проблема государственного рейдерства в стране до сих пор актуальна»

Еще в 2013 году была принята Федеральная программа по проложению дорог в Московской области сроком действия до 2016 года. В связи с экономической и политической нестабильностью на сегодняшний день программа реализована не более чем на 20%. Сроки, что называется, поджимают – в нынешнем году исполнители должны отчитаться о проделанной работе. Что предпринять? Комментирует Управляющий партнер ГК «Генералов и партнеры» Андрей Генералов:

«Для срочного латания дыр на подмосковных дорогах и приведения отчетности в более или менее годный для предоставления начальству вид руководителем Главного управления дорожного хозяйства Московской области (ГУДХ МО) назначен Игорь Тресков, до этого занимавший пост 1-го заместителя министра имущественных отношений региона. Распоряжение об этом губернатор Московской области Андрей Воробьев подписал 28 апреля нынешнего (!) года. «Игоря Борисовича вы хорошо знаете, он занимал ключевую позицию в Министерстве имущественных отношений региона. Человек – системный. Игорь Борисович призван обеспечить другой темп, более высокое качество работы по ремонту, обслуживанию, строительству дорог», – сказал Воробьев, представляя нового руководителя.

Почему об этом назначении важно говорить? Фактически Игорь Тресков переведен на новую должность с понижением в должности, хотя и с расширением полномочий и весьма значительным бюджетом. Не станем гадать, почему именно его поставили руководить столь проблемным проектом с неясными ближними и отдаленными перспективами. Но понять, чем это грозит Подмосковью в целом, населению и предприятиям малого и среднего бизнеса, по неудачному стечению обстоятельств оказавшимся на пути у новых дорог, которые сейчас начнут строиться в авральном порядке, нетрудно.

Наименее затратным, самым быстрым по времени, а значит, оптимальным для властей вариантом представляется изъятие земель у представителей бизнеса и населения в пользу дорожного строительства. Напомним, до конца нынешнего года должно быть построено 900 км дорог – 80% от запланированного еще в 2013-м году. «Первые ласточки» не заставили себя долго ждать: из разных уголков Подмосковья начали поступать сигналы, суть которых можно описать двумя словами «караул, грабят!»

Сама по себе проблема государственного рейдерства не нова. Именно таким способом некоторые структуры предпочитают решать имущественные вопросы начиная с 90-х годов. Однако у нынешней «дорожной» истории есть ряд специфических черт, заставляющих говорить о ней более подробно. Во-первых, это система оценки ущерба и, соответственно, материальной компенсации владельцам кафе, автомоек, сервисных центров и многих других предприятий малого и среднего бизнеса, а также собственникам расположенных на месте «ударной стройки» строений. Проводит эту оценку БТИ – фактически государственная структура. Соответственно, сама оценка зачастую оказывается заниженной – так формируется достаточно массивная социальная прослойка граждан, недовольных действиями властей. Для выплат компенсаций создан специальный фонд, но, разумеется, содержащихся в нем средств не хватает на выплаты всем, у кого земли и находящаяся на них собственность изымаются под нужды государства. (Это, кстати, является еще одной причиной занижения оценки БТИ.)

Наконец, едва ли не основной проблемой в рассматриваемом нами случае является традиционная российская бюрократия. Выражается это в том, что с момента согласования размера компенсации и подписания документов до собственно получения денег бывшим собственником проходит достаточно длительное время. Сейчас, в условиях высокой инфляции, это является весьма существенным фактором. Если, например, владелец торговой точки вынужден расстаться со своим магазином, то открыть новый бизнес он не может: для этого нужно сначала получить компенсационную выплату. Государство же не спешит расставаться с деньгами, о какой бы то ни было индексации в нынешних условиях говорить не приходится – так еще не полученные деньги обесцениваются. В выигрыше кто угодно, только не владелец бизнеса.

Еще один аспект данной проблемы – возможность изъятия собственности у владельца до получения постановления. Опять же, практика решения спорных дел относительно собственности буквально под покровом ночи имеет достаточно глубокие корни. Может оказаться, что, придя утром на работу, человек просто не обнаруживает самого места работы – объект уже снесен. И в этой ситуации попытки судебного разбирательства не ведут ни к чему – суды всех инстанций просто не принимают эти дела к производству.

В ходе подобных дел возникает масса нюансов. Например, может оказаться, что тот или иной объект попадает под снос не полностью. Простой пример: будущая дорога пройдет по половине вашего магазина или кафе, а другая часть формально остается в собственности. Непонятно, правда, что делать с несколькими квадратными метрами абсолютно бесполезной в данном случае площади, но смириться с тем, что компенсацию собственник получит только за то, что изъято у него в соответствии с новым законодательством, придется.

Что можно порекомендовать гражданам, оказавшимся в такой ситуации? Первое и главное – нужно знать свои права и уметь защищать их. При несогласии с оценкой вашей собственности БТИ необходимо привлекать независимых оценщиков. Если их оценка будет существенно отличаться от государственной, нужно обратиться в суд в случае невозможности согласовать стоимость вашего объекта в досудебном порядке. Конечно, все это отнимает время, деньги и нервы, но только в таком случае у вас появляется шанс отстоять свою собственность, получить адекватную компенсацию – фактически речь идет о том, чтобы сами собственники прекратили искать решение проблем, идя по пути наименьшего сопротивления».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.