Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Москва
0

«Новое бюджетное правило давно назрело и обусловлено экономическими реалиями»

Госдума на пленарном заседании в пятницу приняла во втором чтении правительственный законопроект о новой конструкции бюджетного правила и об объединении Фонда национального благосостояния (ФНБ) и Резервного фонда на базе ФНБ. Комментирует Владимир Климанов, заведующий кафедрой государственного регулирования экономики Института общественных наук РАНХиГС:

«Новое бюджетное правило назрело давно. Объединение Резервного фонда и Фонда национального благосостояния вызвано той объективной ситуацией, которая сложилась с федеральным бюджетом в последние годы. Дело в том, что эра высоких цен на нефть, когда мы предполагали, что первоначально будет накапливаться Резервный фонд, а в случае его избыточного насыщения будет формироваться ФНБ, прошла. И Резервный фонд последние годы уже не наполнялся, а исчерпывался. В этой связи разделение средств, получаемых от сверхдоходов от нефти, которая поступает в Федеральный бюджет в два отдельных фонда – один более гибкий и один более долгосрочный, уже кажется избыточным. То есть, в той ситуации, когда Резервный фонд фактически исчерпался, очевидно, что так или иначе необходимо либо насыщать ресурсами один ФНБ, либо планировать долгосрочные задачи, которые решаются за счет ФНБ. Поэтому объединение этих фондов вызвано не просто какими-то политическими желаниями или тем, что были приняты раньше какие-то ошибочные решения. Экономическая ситуация на глобальном уровне так сильно изменилась, что требуется провести соответствующую корректировку. В этой связи главное добиться того, чтобы в будущем средства уже Единого фонда направлялись только на реализацию таких проектов, которые носят долгосрочный характер, а не просто на покрытие текущего дефицита федерального бюджета. Это, пожалуй, главная задача, которая будет стоять перед Минфином России в среднесрочной перспективе. 

Напомню также, что фактически речь сейчас идет о том, что, объединяя эти два фонда мы возвращаемся к ситуации середины 2000-х годов, когда первоначально и формировался один единый стабилизационный фонд, который через несколько лет был разделен на Резервный и Фонд национального благосостояния.

Если говорить про другие инновации, которые закладываются в бюджетный кодекс, то я рассматривал бы сейчас вопрос шире. Мне кажется, что за последний месяц было принято как минимум три отдельных федеральных закона, вносящих поправки в бюджетный кодекс. Они связаны с тем, что мы переходим к новому этапу формирования бюджета, предусматривающего и новое бюджетное правило, и более жесткие бюджетные ограничения, которые вызваны тем, что в последние годы федеральный бюджет традиционно принимается и исполняется с дефицитом. И тем, что продолжает формироваться новая система межбюджетных отношений с регионами». 

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Регионы
Москва
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments