Top.Mail.Ru
Общество
Ханты-Мансийский автономный округ
0

«Инвалиды сегодня зачастую не имеют понятия о своих правах»

История о ханты-мансийском инвалиде Виктории Стеценко-Шевцовой стала, безусловно, одним из наиболее резонансных событий последнего полугодия. Женщина пошла на принцип после требований кондуктора оплатить проезд ввиду отсутствия социального проездного и покинула автобус, а после призывала осудить и уволить кондуктора. Свое мнение по этой теме высказал защитник прав инвалидов в Югре, руководитель движения «Преображение» Станислав Кононенко. Он рассказал, какие изменения в федеральном и региональном законодательстве необходимы для нивелирования подобных ситуаций и облегчения жизни людей с ограниченными возможностями в целом:

«Буквально сегодня я проводил опрос среди наших людей на тему прав и льгот, которыми пользуется в России инвалид. Из 12 человек, которых я опросил по телефону, ни один не знал своих прав полностью, в том числе и по транспортному обслуживанию. Да, многие сказали: «У меня есть удостоверение инвалида I степени, этого достаточно». Но такая позиция, конечно, не совсем правильная. По факту, люди не имеют понятия о своих правах. Мы уже обратились в совет глав муниципалитетов округа с просьбой организовать информирование инвалидов, параллельно займемся собственной рассылкой бюллетеней по правам, в том числе в вопросах трудоустройства.

Если говорить об изменениях законодательства, то положительный опыт такой работы у нас уже был. К примеру, проблема прошлого года: инвалиды III группы не имели права парковаться на местах для инвалидов. Мы обратились в Госдуму с предложениями по корректировкам 181 ФЗ, их приняли. Сегодня привязка идет не к группе, а конкретным физическим ограничениям людей. Аналогично поступили со специализированными знаками — они теперь привязаны не к автомобилю, а к человеку.

В целом же, пока у нас не будет обеспечена по-настоящему доступная среда, в том числе на транспорте, именно государство должно обеспечивать гражданам с инвалидностью необходимые условия для жизнедеятельности. Сегодня у нас на весь регион не насчитывается и 40 автобусов, адаптированных под нужды инвалидов, в отдельных районах — к примеру, крупнейшем Нижневартовском районе, — их нет вообще. Эту ситуацию надо менять. Кроме того, я считаю, что именно право на бесплатный проезд должно было остаться в качестве положенной людям с ограниченными возможностями льготы, а не монетизироваться.

Отдельная тема по совершенствованию законодательства — службы социального такси. Да, можно сказать, что те же 15 лет назад не было и такого, тогда, в принципе, и о доступной среде особо никто не говорил. Да, проезд на подобном транспорте оплачивается государством, одному человеку положено до 20 поездок в месяц. Однако в регионе проживает около 50 тысяч граждан с ограниченными возможностями — сами посчитайте, сколько на них нужно социальных такси. Цены разнятся кардинально: если по тому же Сургуту поездка обойдется вам в 100-150 рублей, то на социальное такси расценки фиксированные и выше как минимум на 100-120 рублей. Я уже не говорю о заказе минимум за два дня до предполагаемой поездки.

При этом сама услуга отдельным категориям инвалидов просто не нужна: как пример здесь можно привести инвалидов по зрению, которые сами говорят, что пользовались бы обычным такси, если бы не ограничения законодательства. И данный нюанс — то есть отсутствие льгот на поездки обычными такси, — нужно менять. Мы освободим социальные такси для тех, кто в нем реально нуждается, освободим бюджеты от лишних трат. Сейчас мы планируем работать над изменениями».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.