Благодаря широкому доступу в интернет и развитию технологий искусственного интеллекта человек каждый день получает колоссальные объемы информации. Эпоха digital обесценивает школьные и университетские знания. Несколько дипломов о высшем образовании – это уже не конкурентное преимущество на рынке труда. Как преодолеть девальвацию знаний и выстроить свое образование в цифровом мире? Почему важен гибкий подход к обучению? И какие методы обучения по-настоящему эффективны в digital-среде? На эти вопросы для «ФедералПресс» ответил Михаил Бакунин, генеральный директор бизнес-школы Kogio.
«Понятие «девальвация» было введено экономистами, и с точки зрения экономики это снижение покупательной способности денег, то есть при девальвации на одну и ту же сумму можно купить меньше товаров. То же самое в настоящее время происходит со знаниями и с образованием во многих отраслях. Традиционное образование перестает отвечать требованиям времени, а некоторым профессиям футурологи прочат исчезновение в ближайшие десять лет.
Девальвация знаний стала яркой приметой сегодняшнего дня для современного образования. Школа пытается вложить в учеников знания, большая часть которых, вероятно, не пригодится им в жизни, а затем это знамя подхватывают вузы.
Информация сегодня стала доступна как никогда раньше. В интернете и открытых источниках есть огромное количество сведений по любому предмету, теме любого уровня и объема. Цифровой обмен информацией повысил скорость научно-технического прогресса в десятки, а во многих областях – и в сотни раз.
За последнее десятилетие во многих отраслях поменялись бизнес-модели и появились глобальные игроки. Например, Uber в каком-то смысле стал символом цифровой экономики с тестированием «уберизации» во всех возможных сферах – от логистики до бытовых услуг и образования.
Со стремительным изменением структуры мировой экономики меняются и требования к специалистам во многих отраслях. Профессиональные знания, получаемые в университетах, слишком быстро перестают быть актуальными. А в худшем случае еще на этапе обучения будущие специалисты заранее знают, что не применят на практике знания и навыки, которым их учат.
В качестве примера рассмотрим маркетинг: то, что было в учебной программе маркетологов еще десять лет назад, нерелевантно для решения сегодняшних задач. Digital-маркетинг из-за неповоротливости вузовских программ стал преподаваться лишь несколько лет назад благодаря устойчивому спросу рынка на специалистов в этой сфере. Но инструментарий и технические решения меняются настолько быстро, что знания, полученные в университете, требуют дополнения и актуализации. Цифровые технологии предоставляют маркетологам внушительный инструментарий: умный таргетинг, персонификация и анализ больших данных, использование AI, возможности глобального доступа к рынкам расширяют географию ведения бизнеса, интерактивность ведения бизнеса и т. д.
Еще более показательны примеры машиностроения или фармацевтики, где прорывной уровень технологий постоянно ставит новые вызовы перед специалистами. Разумеется, они не отменяют законов физики или химии, но классическое базовое образование не дает ответов на все возрастающие потребности отраслей.
Еще одной значимой причиной девальвации знаний является то, что наряду с информацией знания перестали быть собственностью элит. Если раньше высшее образование могли получить единицы, то сейчас оно общедоступно и даже массово – в России порядка 80 % выпускников школ поступают в вузы, и диплом сам по себе перестает быть конкурентным преимуществом.
Что делать в этой ситуации? Во что инвестировать средства, чтобы не оказаться за бортом современных технологий? Выиграют те, кто обладает соответствующей квалификацией и опытом, поэтому вкладываться необходимо не в абстрактные голые знания, а в навыки. Изменения в технологиях в любой отрасли приводят к востребованности специалистов с необходимыми навыками. Благодаря IT появляются одни профессии и отмирают другие».