Top.Mail.Ru
Общество
Россия
1

«Закон о наименованиях географических объектов не позволяет их просто так переименовать»

По инициативе Общественной палаты РФ 45 аэропортам страны будут присвоены имена известных соотечественников. Путем общественных обсуждений и онлайн-голосования жители выберут знаменитых людей, которых считают достойными для увековечения в наименовании аэропортов.

Проект получил название «Великие имена России». Своим мнением о нем поделился краевед, топонимист, эксперт комиссии по городскому хозяйству Законодательного собрания Санкт-Петербурга Андрей Рыжков:

«Судя по тому, что для наименования были выбраны международные аэропорты, идея инициаторов заключалась в пропагандировании известных соотечественников вовне. То есть мы должны были миру напомнить о вкладе великих россиян в мировую цивилизацию. Но на практике мы видим, что люди воспринимают это ближе к местным потребностям и пытаются просто дополнительно прославить выдающихся людей, которых считают значимыми для конкретного места.

Очень удивляет внезапность и быстрота реализации этой идеи. Она была озвучена в первых числах октября, а присвоить новые имена аэропортам обещают уже в декабре. Между тем закон о наименованиях географических объектов, к которым относятся и аэропорты, не позволяет их просто так переименовать, даже с благими целями. Вариант, озвученный инициаторами - существующие названия оставить, а в качестве довеска присвоить имя известного соотечественника – тоже не предусмотрен законом. Но даже если федеральный закон оперативно изменят, и, например, к названию Пулково добавят имя Петра Великого, мне кажется, это будет нежизнеспособная конструкция. В реальности эти два имени будут бороться друг с другом. Если победит Петр, будет жаль, что из обихода исчезнет устоявшееся, оригинальное название, уже являющееся международным брендом Санкт-Петербурга. А если победит Пулково, как традиционное название, непонятно будет, для чего тогда все это затевалось.

Было бы целесообразнее инициативу о присвоении имен применить только к безымянным аэропортам. Как это получилось в Ростове-на-Дону, где новый аэропорт назвали Платов. Достойнейшее имя – и в то же время лаконичное слово с прицелом на международное использование. Его может выговорить любой иностранный турист. Но какие имена будут выбраны для других аэропортов, будут ли они запоминающимися и удобными в произношении – это вопрос. Когда во главу угла ставится агитация и пропаганда, вопросы языка часто отходят на второй план.

Использование топонимии в таком ключе - это следствие инерции агитационного мышления. В течение всего XX века топонимия служила в роли стенгазеты. Если человек отличился, его именем называли объекты. Проштрафился – переименовывали и таблички снимали. Это был достаточно последовательный процесс, который отложился в сознании людей. Они искренне считают, что единственное назначение топонима это кого-то прославить, и чем больше таких названий, тем лучше. И такая система ценностей претворяется в жизнь путем наименования аэропортов.

Географический объект - действительно удобный стенд для наглядной агитации. Но я придерживаюсь другого взгляда на иерархию топонимических ценностей. Если увековечивание во что бы то ни стало становится самоцелью, культурная составляющая топонимии в виде оригинальных, устоявшихся названий может пострадать. Поэтому я к этой инициативе отношусь скептически. К сожалению, в своих опросах инициаторы не предусматривают вариант ответа «оставить названия аэропортов как есть».

Фото:admkrai.krasnodar.ru

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.