Top.Mail.Ru
Энергетика
Москва
0

«Никакие ручные меры не помогут». Эксперт рассказал о ключевых проблемах топливного рынка Дальнего Востока

топливо
Топливо остается одной из главных проблем Дальнего Востока

Последние годы малый бизнес, занятый в ТЭК Дальнего Востока, не раз заявлял о критической ситуации: рентабельность производства топлива уходила в отрицательные числа. Чтобы избежать кризиса в регионе необходима комплексная программа развития топливной инфраструктуры. Какие шаги необходимо сделать для того, чтобы топливо стало инвестицией, рассказал вице-президент Независимого топливного союза Дмитрий Гусев.

«Размещение производств, имеющееся на данный момент в России, досталось ей от Советского Союза. Следуя указаниям плановой экономики, нефтеперерабатывающие заводы были размещены не столько ради экономической целесообразности, сколько с учетом военных угроз и мобилизационного плана. Нужно признать, что плановая экономика справлялась с топливным обеспечением страны так, что ни танки, ни автомобили скорой помощи, ни милиции без горючего не оставались.

В начале девяностых годов Дальний Восток столкнулся с рядом фундаментальных проблем, полноценно решить которые не удалось до сих пор. В их числе крах производств, значительное уменьшение и переток населения в западные районы, уничтожение некоторых отраслей. К началу 2000-х годов дальневосточный регион стал весьма слабым с экономической точки зрения краем.

На заре Российской Федерации экстренных мер по поддержанию или радикальному изменению ситуации на Дальнем Востоке не требовалось. Это было обусловлено существующими мощностями производства нефтепродуктов, а также низкими ценами на нефть. Ситуация развивалась на условиях рынка.

Инвестиционная привлекательность дальневосточных предприятий топливно-энергетического комплекса также оставалась низкой. Инвестиции в производство качественного топлива производились лишь за счет соглашений по разделу продукции по газу. В связи с этим основная доля нефтепродуктов доставлялась на Дальний Восток из других регионов. Важно отметить, что стоимость доставки топлива, особенно мазута, была, как правило, в полтора-два раза выше, чем стоимость продукта на заводе-производителе.

В связи с этим до периода активного роста цен на нефть основной проблемой ценообразования на дальневосточном рынке нефтепродуктов была величина железнодорожного тарифа. Правительство боролось с этим различными постановлениями, понижающими коэффициентами и почти всем, что могло.

В конце 2010-х – начале 2020 года малый бизнес топливно-энергетического комплекса Дальнего Востока неоднократно заявлял о невозможности работать в устоявшейся ценовой парадигме. Рост цен на топливо продолжался, а покупательская способность местного населения оставалась сравнительно невысокой. Рентабельность бизнеса по топливообеспечению стала стремиться к нулю или уходить в отрицательные числа. Проблем с топливом для жителей региона не будет. Однако вопрос в том, какими затратами для участников экономической деятельности это обернется.

Кризиса пока нет, но он может начаться, если вовремя не предпринять необходимых мер. Выходом может стать комплексная программа развития топливной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Наряду с государством и вертикально-интегрированными нефтяными компаниями участниками программы должны стать и независимые участники рынка. Именно они должны стать основными создателями новой схемы топливообеспечения региона.

Во-первых, необходимо приоретизировать развитие альтернативных видов топлива. В будущем ими могут стать электричество или водород, однако более реальным пока видится использование сжиженный углеводородный газ (СУГ), сжиженный природный газ (СПГ) и компрированный или сжатый природный газ (КПГ). Примечательно, что Дальнего Востока нет в перечне регионов, в которых в 2020 году запланировано создание заправочной инфраструктуры для КПГ в первоочередном порядке. Причем газ там есть, и его можно не перерабатывать, а просто подавать в автомобили, поезда самолеты и другие места.

Во-вторых, необходимо четко распланировать транспортную инфраструктуру, АЗС, и туристические маршруты. Тогда появится поток покупателей. В-третьих, участникам рынка необходимо предложить инвестиционные кредиты под пять или менее процентов годовых. Это необходимо для обновления и создания новой топливообеспечивающей структуры. В любом случае деньги бюджета во многом сформированы за счет нефти и нефтепродуктов, которые продавались за рубеж.

В-четвертых, создание такой топливной инфраструктуры должно быть внесено в качестве приоритетов в Энергостратегию-2035, причем, в ту ее часть, которая должна быть исполнена до 2024 года. Независимый топливный союз уже направил письма с указанием данных проблем в адрес Министерства энергетики и Госдумы.

В-пятых, необходимо уменьшить количество регулятивных актов министерств и ведомств, постановлений и распоряжений, которые не несут никакой разумной смысловой нагрузки, а лишь увеличивают возможности для коррупции среди чиновников. В частности, это касается строительства объектов топливной инфраструктуры, доставке, хранению и отпуска топлива. Иногда легче закрыться и ничего не делать, чем выполнять бессмысленные приказы, которые не влияют на безопасность объектов.

Только при выполнении перечисленных пунктов топливо сможет стать полноценной инвестицией для государства, а его средства вернутся в бюджет с процентами. А в случае экстренных вливаний это будут безвозвратные потери.

Сегодня государства есть средства для финансирования дорогостоящих проектов экспорта сжиженного газа, однако это увеличивает лишь текущую валютную выручку. На примере США и Китая мы видим, что стать полноправной великой экономической державой невозможно. Что выберет новое правительство – покажет время».

Фото: pxhere.com

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.