Top.Mail.Ru
Россия и мир
0

Перенос выборов удобен кому угодно, но не россиянам

Президент России Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в статьи 5 и 102 федерального закона О выборах депутатов Госдумы Федерального Собрания РФ, предусматривающий перенос выборов в нижнюю палату парламента с декабря на сентябрь 2016 года. Закон размещен на официальном интернет-портале правовой информации, принят Госдумой 3 июля 2015 года и одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года.

Президент России Владимир Путин подписал закон о внесении изменений в статьи 5 и 102 федерального закона "О выборах депутатов Госдумы Федерального Собрания РФ", предусматривающий перенос выборов в нижнюю палату парламента с декабря на сентябрь 2016 года. Закон размещен на официальном интернет-портале правовой информации, принят Госдумой 3 июля 2015 года и одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года.

"Выборы депутатов Государственной Думы седьмого созыва проводятся в третье воскресенье сентября 2016 года", - говорится в законе. Согласно документу, Госдума седьмого созыва собирается на первое заседание не позднее, чем на 30-й день после ее избрания.

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. О том, не станет ли перенос выборов прецедентом для дальнейших изменений сроков выборов разных уровней «на когда удобно», говорит эксперт Центра научной политической мысли и идеологии Наталия Шишкина:

«Эта инициатива оправдана намерением сохранить текущее распределение власти между партиями. Несмотря на все достаточно успешные убеждения населения в том, что проведение выборов в единый день голосования поможет сократить бюджетные расходы, практика показывает, что перенос выборов всегда обходится бюджету дороже. Собственно, и сам глава ЦИК В. Чуров об этом говорил, тем более, что, в общем-то, региональные и думские выборы и так должны были проводиться в один день – просто месяца на три попозже.

Надежда населения на ответственность за принятые важные решения тоже не может оправдаться, хотя активно продвигается под вывеской «Новый бюджет должна принимать новая Дума». На деле получается так: проект бюджета на следующий срок должен вноситься до 1 октября и приниматься не позднее конца ноября. Выборы перенесли на 18 сентября, то есть за 12 дней до крайнего срока сдачи проекта бюджета. При этом надо учитывать, что ЦИК итоги выборов подводит в срок до трех недель, а до официальных итогов выборов созывать Госдуму нельзя. Из этого следует, что новый проект бюджета должен быть заготовлен для новой Думы заранее – иначе она физически будет неспособна его вовремя принять.

Вот и получается, что либо старая Дума готовит проект и новая его рассматривает и принимает (своя альтернатива вряд ли будет), и за этот бюджет виноваты будут вновь избранные, либо, что намного более вероятно, состав Госдумы никоим образом не изменится или изменится настолько незначительно, что и принимать в расчет не следует.

Если мотивы переноса выборов в первом случае весьма очевидны, то во втором могут показаться странными, однако ничего странного нет.

Во-первых, сейчас используют модель фальсификации «на малых явках», которая не очевидна. Дело в том, что на малых явках электоральные предпочтения распределяются следующим образом: большинство про-властно ориентированы, меньшинство голосует за оппозиционеров. Однако с увеличением явки меняется и пропорция: оппозиционно голосующих становится всё больше, а про-властно настроенных – всё меньше. Вот и отсекается показатель явки, вот и создаются такие условия, при которых явка как бы сама собой становится невысокой. Яркий тому пример – прошлогодние региональные выборы. Малые явки - первое, что бросилось в глаза. 

Непосредственно с этим связано и во-вторых: хотели бы депутаты реальной ответственности новой Думы за бюджет, не переносили бы выборы именно на сентябрь. Дело в том, что если анализировать явки на региональные и федеральные выборы начиная с 1991 года, и взять среднее значение по месяцам, то именно в сентябре явка избирателей наименьшая. В среднем значение сентябрьской явки чуть больше 40%, а наиболее часто за все время встречалась явка около 31-32%. Даже в июле и августе – казалось бы, время отпусков! – явка была выше. Сравниваем с декабрем, где средняя явка 52%, а чаще всего 50,8%. Очевидно, что вопреки Конституционному Суду, ни о каком повышении явки речи не идет.

Является ли всё это прецедентом? Несомненно. На самом деле, прецедентом для переноса выборов разных уровней стали ещё региональные выборы. Схема проверялась, особенно массово в 2014 году, подготавливалась задолго до этого – минимальный порог явки был отменен, что позволяет объявлять волеизъявлением народа волю не только менее половины избирателей, но и менее трети.

Сейчас та же, по сути, схема будет реализована и в случае Государственной Думы. Разговоры о переносе президентских выборов уже начались, и не где-то шепотком и в кулуарах, а на международном форуме и устами Кудрина. Конечно, тут же заговорили об отсутствии оснований переноса президентских выборов, но достаточно вспомнить, что не далее как в мае в Кремле оснований для думских досрочных выборов тоже не видели. Итог известен.

Будут ли это переносы на удобное время? Снова да. А иначе, зачем нужна вся эта канитель и расходы? Понятно дело, что удобным время будет вовсе не для россиян. Крайне сомнительно, что переносить будут на, скажем, март, время наибольшей явки, или февраль – время почти наибольшей явки на выборы (с 1991 года рекордно низкое значение было 52,3% в 2003 году на досрочных повторных выборах губернатора Магаданской области, в среднем явка в феврале составляет 62,85%).

Будут ли это переносы выборов разных уровней? И здесь ответ положительный – в конце концов, без удержания власти в регионах достаточно сложно удержать и центральную власть, а одной лишь региональной властью политическая элита ограничиваться не желает».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.