Top.Mail.Ru
Общество
Свердловская область
0

«Все будут учиться. Без образования никто не останется»

В Екатеринбурге прошла первая волна зачислений в детские сады и практически полностью завершен прием в первые классы. О том, как поменять детский сад, если он далеко от дома, что делать, если ребенка не берут в ясли и как обстоят дела с приемом в первые классы, – в интервью «ФедералПресс» рассказала начальник департамента образования администрации Екатеринбурга Екатерина Сибирцева.

«Все как в школе: приношу заявление, забираю документы и отношу в другую»  

Екатерина Александровна, первый этап распределения мест в детские сады состоялся, но не все родители получили детсад рядом с домом. Почему?  

– В апреле мы постарались провести довольно большой комплекс мероприятий для того, чтобы рассказать родительской общественности о том, как будут распределяться места, как они будут меняться и так далее. Несмотря на то, что мы сделали большой обзор в СМИ на эту тему, у нас довольно мало в апреле приходило людей на дни открытых дверей в детские сады, активность была очень низкая. Активность стала по традиции высокой в мае, хотя в этом году все прошло более спокойно. Для тех, кто не попал в детский сад рядом с домом предусмотрен определенный алгоритм. Он сегодня работает, и мне кажется, что работает достаточно эффективно.

Что это за алгоритм? Что делать родителям, которых не устраивает расположение детского сада?  

– Уже несколько лет дошкольное образование является уровнем общего образования, а раз оно является уровнем общего, то на него распространяются все порядки, приказы зачисления и переводы детей, которые касаются общего образования. Именно поэтому у нас нет обмена путевками. Самого понятие «путевка» – нет. У нас есть перевод ребенка из одного детского сада в другой. Эта процедура возможна, если ребенок является воспитанником детского сада.

Например, у меня ребенок зачислен в школу, а я хочу его перевести в другую. Я иду в другую школу и спрашиваю: «Уважаемый директор, есть у вас места или нет?». Директор мне в письменном виде отвечает: «Есть места, готов взять ребенка». Я приношу заявление в свою школу, говорю, что переезжаю или еще какие-то причины указываю, забираю документы, и в тот же день отношу их в другую школу. То же самое происходит сейчас в детских садах.

Другой вопрос, если это касается первичного предоставления места в детском саду. Вот здесь мы родителям даем возможность сказать: «Нет, нам этот сад не нравится, мы хотим написать заявление на смену, которое будет рассматриваться в течение трех или двух месяцев». Заявление рассматривается в срок, который родитель сам установит. И вот именно эти заявления у нас сейчас принимают специалисты в большом количестве.

Каким образом можно оптимизировать систему распределения по садам?

  – Сейчас мы обсуждаем вариант подачи этого заявления на смену детского сада в автоматическом режиме. Можем сделать через портал госуслуг. Проблема в чем заключается? Когда человек приходит на прием к специалисту, в ходе диалога все равно возможны какие-то варианты, то есть специалист говорит, что в этом саду точно мест не будет, а в соседнем – может быть. Он может что-то посоветовать, или понимая, что ситуация сложная, предложить какой-то вариант решения, проконсультировать сразу же. Будем обсуждать небольшие технические изменения в регламентах.

«Мест в ясельных группах в четыре раза меньше, чем потребность в них»  

Что делается, чтобы решить вопрос с ясельными группами в Екатеринбурге? У нас есть федеральный закон об образовании, в котором прописано предоставление мест с двух месяцев…  

– Мест в группах раннего возраста у нас в четыре раза меньше, чем потребность в них, поэтому, конечно, нам очень хотелось бы, чтобы яслей строилось больше. Какие здесь есть сложности? Во-первых, во всех садиках, которые мы сдаем и капитально ремонтируем, мы проектируем группы раннего возраста, они присутствуют обязательно. Но надо сказать, что эти группы могут располагаться только на первом этаже по СанПиНам.

Кроме того, построить сегодня ясли в существующей застройке, например, в центральной части города, представляется очень трудной задачей: у нас нет земельных участков, где строить детские сады в центре города.

Следующий вопрос – это механизмы. То есть можно построить новый детский сад, можно сделать капитальный ремонт, а можно выкупить помещения на первых этажах. С выкупом помещений мы работу ведем, и с правительством области встречались на совещаниях по этому вопросу. Там сложность в том, что нет земельного участка. Даже если мы выкупили помещение, которое мы можем и готовы отремонтировать, вложить государственные средства, земли для прогулочных площадок у нас нет. Эти вопросы нужно будет решать нормативно и понимать, что лицензию для детского сада будет получать очень сложно. Здесь есть масса моментов, которые нас ограничивают по яслям.

У нас нет очереди с местами в детские сады в Орджоникидзевском районе, а вот на Ботанике и в центре Екатеринбурга наблюдается сложная ситуация. Как решается эта проблема?

- Задача на федеральном уровне поставлена, но пока нет большой региональной программы и муниципальной программы именно по ясельным группам.

Надеемся, что на уровне региона появится соответствующая программа, и мы в нее будем встраиваться. Наиболее острая проблема именно в Екатеринбурге, поэтому хочется, чтобы региональные власти нам пошли навстречу. Бюджет Екатеринбурга сегодня несет очень большую нагрузку, связанную с социальными обязательствами: мы строим не только сады, но и школы; нам нужно капитально ремонтировать ветхие сады и ветхие школы. Сегодня мы закрываем еще одну школу (номер 41) на капитальный ремонт, две школы (80 и 1) уже закрыты. Школа №1 в следующем году вернется в свое помещение, срок сдачи – зимой 2018 года, а две-то школы у нас закрыты. В одиночку (городским властям – прим.ред.) не сделать этого. Школа стоит миллиард, и для бюджета города - это непосильная нагрузка. Нам нужна помощь региона и федерации.

Из бюджета в этом году на подготовку образовательных организаций запланировано порядка 100 млн рублей. На что идут эти деньги и на что их все-таки не хватает?  

– У нас огромный имущественный комплекс, который нужно обслуживать. У нас более 400 зданий детских садов, 170 зданий школ, 17 учреждений допобразования. СанПиНы с каждым годом ужесточаются, нормы по безопасности с каждым годом ужесточаются, а здания только ветшают, если их не обслуживать. Я уже не говорю о том, что у нас текут кровли, сети в сложном состоянии, – это общегородские проблемы.

«Мы всех возьмем, усадим и будем учить»  

С 1 февраля принят новый алгоритм приема детей в школы. Уже удалось понять, какие преимущества при таком подходе?  

– Давайте не будем говорить про новый алгоритм: он не новый, он старый. Просто в этом году мы объединили микроучастки и закрепили не одну школу за территорией, а несколько. Такую процедуру провели в 29 территориях, укрупнив их, и дав родителям возможность подать заявления в выбранную образовательную организацию. Сроки при этом не сдвинулись, порядок не поменялся, но у родителей появился выбор. Мне кажется, что в целом этот эксперимент оказался удачным.

На данный момент все ли первые классы сформированы? Есть ли отказы по местам в классах и сколько?  

– Мы окончательно сможем подвести итоги только в сентябре, когда усадим всех первоклашек за парты. Сегодня у нас подано порядка 17 тысяч заявлений, порядка 1,5 тысяч из них отклонена. Есть те, кто пришли в школу по месту жительства, а им места не хватило, и они не попали туда, куда хотели и пошли в другую. Общее количество подготовленных мест – 19,5 тысяч. Мне кажется, что стало получше, полегче.  

Почему и какие плюсы? Во-первых, есть выбор для родителей, во-вторых… Давайте разберем на примере Ботаники. Там пять школ находится равноудаленно почти от всего микрорайона. Мы объединили весь микрорайон, во все пять школ родители имели возможность подать заявления. Большее количество заявлений было подано в лицей №180. Сразу же стало понятно, что часть родителей туда не попадают, так как через два – три дня места заполнились. Оператор, принимая заявление, видит и сообщает номер очереди, и если он уже превышает планируемую численность контингента, то советует родителям рассмотреть еще четыре школы на выбор. Вы можете пойти сейчас в любую из них. Многие родители так и сделали, и у нас очень быстро распределился весь контингент будущих первоклассников по Ботаническому микрорайону. Сегодня прием еще не закончен, но в двух школах места еще есть.

Конечно, такая ситуация с микроучастками не везде: есть территории, где такое объединение нецелесообразно. Тем не менее, мы планируем продолжить эту работу в следующем году.

Можно сказать, что для каждого первоклассника есть место в школе?

– Обязательно. Это же наша работа.

Число первоклассников в Екатеринбурге растет каждый год, школ строится не так много. Не получится, что первоклассников будет больше, чем мест в школах?

– Программа по созданию новых мест работает в Екатеринбурге уже два года. В прошлом году, например, нам удалось сдать три большие школы и три здания начальных школ.

В этом году мы сдаем одну большую школу на 1 тысячу мест в Академическом. Школа №1 должна открыться в декабре после реконструкции. В этом году по нескольким объектам у нас будут капитальные ремонты. Программа хоть и медленно, но работает, мы увеличиваем количество мест. Естественно, где-то будет появляться вторая смена, где-то будет исчезать, но усядемся и будем всех учить. Не надо этих опасений. Что это за алармистские какие-то настроения? Все будут учиться, никто без образования не останется.

Фото: Евгений Поторочин.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.