Top.Mail.Ru
Политика
Нижегородская область
0

«Власть должна быть примером с точки зрения выполнения обязательств»

Иван Носков уверен, что пути решения накопившихся в Дзержинске проблем есть
Иван Носков уверен, что пути решения накопившихся в Дзержинске проблем есть

В конце прошлого года во втором по численности городе Нижегородской области, Дзержинске, поменялось руководство. Схему «глава города – глава администрации» сменило единоначалие. Главой города стал Иван Носков – человек с опытом работы в Красноярском крае, Москве, Иркутской области, Нижнем Новгороде. В интервью «ФедералПресс» Иван Носков рассказал о принципах работы формирующейся администрации, экологии, развитии бизнеса и цифровых технологий в городе химиков.

«Если начнем к себе относиться по-другому, все встанет на свое место»

Иван Николаевич, каковы были ваши первые впечатления от работы в городе? Что в вашем личном восприятии Дзержинска поменялось к настоящему моменту? Не пожалели, что согласились переехать из Нижнего Новгорода?

– Нет, не жалею. Чем дольше я работаю здесь, тем больше нравится город. Дзержинск – уникальный с точки зрения расположения и строения город. Нечасто города бывают так хорошо спланированы. Есть сожаление, что постперестроечные времена и неграмотная градостроительная политика в те годы нанесли урон, и не все можно исправить. Но в целом, как я уже сказал, чем больше город узнаю и вникаю, тем больше убеждаюсь, что город цельный, красивый, достойный совершенно другого к себе отношения. Дзержинцы живут в городе и ценят былую мощь, но часто забывают, что и к городу сегодняшнему надо относиться по-другому, с большим уважением. Впрочем, это исправляемые вещи. Если начнем к себе относиться по-другому, все встанет на свое место.

Были ли какие-то моменты, которые вам сразу очень не понравились, и у вас возникло острое желание эту ситуацию исправить?

– Самая большая проблема Дзержинска – это бюджет: большие накопленные долги и отложенные проблемы. В те годы, когда бюджетное законодательство было другим, Дзержинск, к сожалению, не использовал свой потенциал, в отличие от других городов, которые отнеслись к этому более рачительно. Теперь от нас зависит, какие условия создаст администрация для развития бизнеса и промышленности. Если у нас будут рабочие места и развитый имущественный комплекс, будут налоги. Появится возможность перейти от бюджета строгой экономии, который имеем сейчас, к бюджету развития.

При том, что бюджет Дзержинска очень ограничен, пути решения накопившихся за долгие годы проблем есть: сегодня государство дает инструменты, которыми нужно научиться пользоваться, – участие во всевозможных программах и национальных проектах. Это новый вектор развития, в котором многое зависит от нас, потому что средств на всех не хватит: кто первый подаст заявку, тот и получит основные «сливки». Мы пытаемся участвовать в программах и нацпроектах, учимся делать это результативно.

Какому принципу вы следуете в своей работе?

– Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Выполняй свои обязательства. Первая задача, которую мы с коллегами сейчас ставим перед собой, – чтобы администрация была примером для других с этой точки зрения. Если мы не можем что-то сделать – не надо людям обещать, лучше честно сказать: можем, но не сегодня, а, может быть, никогда. Тогда не будет разочарований. С другой стороны, и цели должны быть высокими.

«К стабильному коллективу еще нужно прийти»

Структура городской администрации сформирована. Почему она именно такая? Какие задачи вы ставите перед своими заместителями и главами департаментов?

– Структура городской администрации достаточно простая, разбита по основным направлениям: жизнедеятельность города (ЖКХ, инфраструктура), экономика, социальная сфера (образование, спорт, культура, социальные службы). У первого заместителя большие полномочия: перед ним стоит задача оперативной работы, он же курирует финансовое направление и градостроительную политику, в его ведении также имущество. С учетом того, что у нас город, с одной стороны, большой (240 тыс. человек населения), с другой – компактный, такая структура позволяет его развивать, не раздувая штат. Перед заместителями поставлена задача удерживать свое направление и взаимодействовать между собой.

Сейчас мы стараемся создавать «проектные офисы», которые позволяют формировать отдельные команды под конкретные задачи с привлечением сотрудников администрации, консультантов и партнеров и расширяют наши возможности.

Другое дело, что в процессе выясняется, что не все готовы работать с такими задачами и в заданном темпе. Если у людей другое видение – это нормальное явление. Кто-то просто не справляется и уходит, уходит сам, уходит, не вписавшись в команду и задачу, – такое тоже бывает. Я не ставлю перед собой задачу всех поменять, кого-то уволить и назначить. Сейчас в администрации идет, если можно так сказать, «естественный отбор». Стабильный коллектив – это очень хорошо, но к нему еще нужно прийти.

Вы взаимодействуете с проектом «Команда правительства»?

– Мы намерены использовать в том числе и этот инструмент для набора профессиональных кадров. На очередном заседании городской думы наша инициатива была одобрена, были внесены соответствующие изменения в порядок проведения конкурса на замещение вакантных должностей муниципальной службы.

Но надо понимать, что это начальный этап подбора кадров. Чтобы понять, готов ли ты работать с человеком, нужно еще взаимодействовать с ним, оценить, насколько человек впишется в коллектив.

Согласны ли вы с мнением, что в рядах власти в Дзержинске ведутся некие «чистки»? С ними связывают уход Павла Воронина из администрации, Валерия Артамонова из думы и даже историю с депутатом Игорем Крашенинниковым.

– Давайте не делать из простого сложное. Я не знаю, по какой причине ушел Павел Воронин: при мне он не работал. Если говорить про Артамонова – человек написал заявление о сложении депутатских полномочий, видимо, у него есть на то причины. Возраст, интерес к депутатской работе пропал или что-то еще – его личное дело. Из депутатов его никто не гнал. С Крашенинниковым все достаточно очевидно. Не думаю, что в отношении некоторых его поступков, ставших достоянием общественности благодаря интернету, требуются комментарии. Сам депутат и его коллеги будут принимать решение, оставаться ли ему дальше в думе или нет.

«Единые правила игры»

Дзержинск – город-промышленник. Какие задачи по развитию промышленности вы ставите?

– Сейчас идет интенсивное знакомство со всеми производствами, расположенными на территории Дзержинска. Делаем для себя «инвентаризацию» того, что есть в городе, выявляем проблемы и пытаемся их систематизировать. Ставим задачу выработать единые правила игры.

У нас сегодня конструктивный диалог с областным правительством и федеральными министерствами. На днях Дзержинск, например, принял представительную делегацию Министерства промышленности РФ, у нас в городе прошла очень интересная конференция на тему использования современных государственных инструментов поддержки промышленности и бизнеса. Будем плотно взаимодействовать с депутатами Госдумы.

Наша задача не только в том, чтобы предприниматели работали и платили налоги, но и чтобы они участвовали в жизни города, например, в благоустройстве. Они сами здесь живут, их работники тоже. Главное, чтобы взаимодействие власти с гражданами, бизнесом, промышленностью было открытым и люди видели результат нашей работы. Тогда они охотнее будут участвовать в жизни города.

Дзержинск был столицей химии, заводы которой производили уникальные материалы и продукцию, способен город это делать и сегодня. Но за счет того, что структура производства поменялась: оно сейчас энергоемкое, высокотехнологичное, занимает меньше площади – мы получили большое количество свободных перспективных промплощадок, которые можно и нужно развивать. На территории города уже идет создание двух особых экономических зон – промпарка «Дзержинск Восточный» и индустриального парка «Ока-Полимер».

Задача администрации – обеспечить производственников инфраструктурой и предоставить на начальном этапе «налоговые каникулы», которые позволят развить производство. При этом город в любом случае выигрывает: каждое новое рабочее место – плюс в бюджет города. Мы имеем хорошие логистические преимущества перед другими городами и хорошую школу профессионалов-производственников. У нас есть династии людей, которые проработали на разных производствах десятки лет. Это очень ценный ресурс, которым нужно пользоваться.

Очень важная тема для Дзержинска сейчас – ликвидация трех объектов накопленного экологического ущерба. Экологи говорят, что эта консервация лишь откладывает решение проблемы. У вас есть опасения по этому поводу?

– Я не разделяю эти упаднические настроения. Еще до того момента, как я побывал в Дзержинске, слышал, что это самый грязный город даже не в стране – в мире. За четыре месяца моей работы ни разу не было превышения предельно допустимых норм выбросов. С 2012 года идет неуклонное снижение выбросов, а за последние три года не было ни одного случая превышения ПДК.

По поводу накопленного экологического ущерба. Да, он есть. В свое время люди не очень понимали, что делают, сливая и складируя отходы. Но сейчас нужно исходить из того, что мы имеем. Полигоны начали рекультивировать, процесс происходит под строгим контролем областного правительства.

  • На «Белом море» сформирован выравнивающий слой: практически весь шлам засыпан песком, толщина песчаного слоя – от 50 см до 1,5 метров. На более чем 19 га уложены бентонитовые маты и геомембрана, на площади 8 га геомембрана закрыта геотекстилем и уже формируется промежуточный слой минерального грунта, который дойдет до плодородного, рассказал Валерий Меркулов.
  • Александр Гриднев напомнил, что Нижегородская область заявила для финансирования ликвидацию семи свалок вблизи городов. Еще 150 свалкам региона можно присвоить статус объекта накопленного экологического ущерба. Среди таких серьезных объектов, на которые областные власти обещают выбивать федеральные средства, замминистра назвал Шуваловскую свалку и Бурнаковскую низину в Нижнем Новгороде.
  • По словам заместителя министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области Александра Гриднева, сегодняшнее законодательство не совсем ориентировано на действия в отношении промышленных отходов. «Мы в первую очередь все силы бросили на реформирование ТКО, и будут строить дополнительно три полигона для утилизации. Но вопрос промотходов, безусловно, поднимается на тех же рабочих группах, чтобы промотходы тоже как-то влились в реформу ТКО, – рассказал замминистра. – Мы попытались написать заявку в министерство экологии РФ о возможности приобрести оборудование за счет средств экосбора, которое даст возможность на существующих и трех планируемых полигонах установить комплексы по переработке промышленных отходов. К сожалению, законодательство на сегодняшний момент по промышленным отходам не совсем ориентировано для дальнейших событий».
  • В компании-исполнителе работ признают, что проводимые работы – консервация объектов, но исходят из того, чтобы ликвидировать дальнейшее причинение вреда окружающей среде. «Перевезти такую гору мусора и как-то отсортировать практически невозможно, – говорит Валерий Меркулов о полигоне «Игумново». – В теории это возможно, но для этого потребуется от 15 с лишним лет, определенное количество денег и выделение вредных веществ в течение этого времени. Поэтому всегда исходят из того, чего хочется и что возможно. В данном случае его возможно рекультивировать, то есть закрыть. Твердый слой «Черной дыры» залегает глубоко и занимает большие объемы. Но то, что уже затвердело, обмылось грунтовыми водами. То, что еще осталось опасным, нужно извлечь и уничтожить, что мы и делаем. То, что не будет растворяться, останется в той воронке в карстовом провале».
  • Как рассказал Валерий Меркулов, жидкие и пастообразные отходы с «Черной дыры» поступают на площадку, где происходит двустадийный процесс термического обезвреживания с помощью термолизного реактора. Происходит разложение перемешанных с песком отходов на газообразную и парогазовую смесь и твердый остаток с оставшимися несгоревшими частями. Несгоревший песок поступает в барабанную печь, где при температуре 680 градусов дожигается, парогазовая смесь поступает в камеру дожигания и дожигается при температуре 1100–1200 градусов. Все образующиеся дымовые газы проходят трехступенчатую очистку. Именно эта технология и стала причиной выбора именно этого исполнителя работ. На данный момент ни одного превышения ПДК при обезвреживании отходов с «Черной дыры» не было, однако по настоянию Росприроднадзора и минэкологии для мониторинга заказана независимая лаборатория.
  • Свалка отходов производства ОАО «Оргстекло» «Черная дыра» занимает площадь около 1 га, однако глубина карстовой воронки, которую она из себя и представляет, достигает 55 метров. Большая часть отходов, 55,5 кубометров, уже представляет собой затвердевший слой и выбираться уже не будет. Объем жидких и пастообразных фракций, от которых идут испарения ядовитых веществ, составляет 16 тыс. кубометров, их и обезвреживают. Глубина залегания пастообразной фракции – до 2–3 метров. Лакуну также засыплют, и чтобы не поступала вода и чтобы нейтрализовать кислотные продукты в озере, свалку укроют и просыплют специальным раствором.
  • Шламонакопитель завода «Капролактам» «Белое море» был введен в эксплуатацию в 1973 году. Содержит 6,5 млн кубометров отходов, общая рекультивируемая площадь – 71,5 га.
  • По словам Валерия Меркулова, дальнейшая эксплуатация земель полигона не предполагается: на них ничего нельзя строить, свалочное тело практически будет законсервировано. По границе полигона с южной и восточной стороны сформируют перехватывающий дренаж для сбора фильтрата, который будет направляться для очистки на локальную очистную станцию, а затем – на очистные сооружения Дзержинского водоканала. После того, как полигон будет укрыт, предстоит еще поддерживать травяной покров и 11 лет эксплуатировать очистные сооружения. Однако эта эксплуатация уже не будет входить в обязанности ликвидатора свалки.
  • Завершить работы на полигоне «Игумново» планируется в августе этого года. «На данный момент у нас проведено формирование свалочного тела, идет первичная обсыпка изолирующим слоем песка, потом будет уложен геотекстиль. После этого будет сформирован изолирующий слой, и на него будет укладываться геосинтетика. В конце работ холм будет засеян травой», – рассказал генеральный директор компании-подрядчика ООО «ГЭС-Экотехнологии» Валерий Меркулов. На объект завезено 90 % необходимого песка (более 500 тыс. тонн) и 95 % геосинтетического материала. Поверху будут установлены газодренажные трубы. Как показали расчеты, свалка выделяет уже мало газа, поэтому очищать его не требуется, он будет рассеиваться в атмосфере, сказал руководитель компании-ликвидатора свалки.
  • Полигон «Игумново» эксплуатировался с 1983 года, закрыт летом 2012 года. Его называли крупнейшим по площади в Европе полигоном для захоронения ТБО. Площадь свалки составляет почти 42 га, объем накопленного мусора – 5,5 млн кубометров, максимальная высота навала отходов – до 30 метров. На объекте захоронены ТБО III–IV класса опасности.

Дзержинск вошел в число пилотных городов проекта «Умный город». В каких сферах город будет внедрять «умные» технологии в первую очередь?

– Перед 15 городами, с которыми подписаны соглашения, в том числе перед Дзержинском, стоит задача отработать технологии, чтобы затем масштабировать их на территории всей страны. В цифровизации есть один нюанс: технологии развиваются очень быстро. В этом есть и плюсы, и сложности – надо работать очень оперативно, на опережение, чтобы не проектировать то, что уже неактуально.

Сегодня мы только вошли в программу. Сейчас мы рассматриваем варианты внедрения технологий в наружное освещение городских улиц, сферу безопасности, обязательно будем использовать систему «умных» светофоров, систему учета ЖКХ.

Фото: администрация города Дзержинска

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями ПФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.