Top.Mail.Ru
Экономика
Уральский ФО
0

Региональные институты закрепят законом. В Екатеринбурге подводят итоги «Иннопрома»

Нехватку федерального статуса ощущают 53 % респондентов
Нехватку федерального статуса ощущают 53 % респондентов

ЕКАТЕРИНБУРГ, 21 июля, РИА ФедералПресс. На «Иннопроме» состоялось обсуждение результатов исследования региональных агентств инвестиций и корпораций развития. Региональные институты, деятельность которых направлена на взаимодействие с инвесторами, в рамках опроса оценили свой статус и степень самостоятельности, объем функций и назвали проблемы, которые препятствуют эффективной работе. Корпорация развития Среднего Урала и компания Джи Уан Консалтинг при поддержке НААИР и АСИ проводят данное исследование ежегодно в течение трех лет. В 2016 году результаты оказались неожиданными и продемонстрировали серьезные изменения в оценках системы привлечения и поддержки инвесторов.

Ключевой вывод, к которому приходит исследование – необходимость закрепления статуса региональных институтов развития в федеральном законодательстве. О нехватке федерального статуса сказали 53 % опрошенных респондентов – руководителей агентств и корпораций развития. За фиксацию статуса на региональном уровне проголосовали 30%. Для сравнения в 2013 году только 10% опрошенных говорили о необходимости нормативно-правовой базы на федеральном уровне, большинство устраивала коммерческая организационная форма. «Четыре года назад, когда корпорации и агентства по привлечению инвестиций только начали создаваться в российских регионах, считалось, что неформальный статус более адаптирован для выстраивания отношений с бизнесом, что «не орган власти» способен работать гибко и оперативно. Но постепенно корпорации столкнулись с нехваткой полномочий, а невозможность встроиться в работу органов власти привела к тому, что институты развития не всегда могут осуществлять свою деятельность эффективно», – комментирует управляющий партнер Джи Уан Консалтинг Кирилл Фоминых.

Он отмечает, что помимо привлечения инвесторов, в функции корпораций и агентств входит сопровождение проекта и помощь инвестору в прохождении административных процедур – получение разрешений на строительство, подключение к инженерным сетям. И здесь начинаются сложности, потому что все организации предоставляют свои услуги согласно регламентам. В Москве и в Санкт-Петербурге – в городах федерального значения – функции сопровождения инвестора встроены в систему органов власти города, у него же находятся полномочия в сфере градостроительства. Получается принцип одного окна. Но в других субъектах РФ департамент градостроительства – это орган местного самоуправления, и региональные власти – а с инвесторами работа ведется на уровне региона – не могут напрямую вмешиваться в эти процедуры. Это не позволяет сделать и отсутствие у региональных институтов развития официального статуса.

«Специализированные организации по привлечению инвестиций выпадают из общей логики действующего законодательства и занимают промежуточное место между органами власти и бизнесом. Меж тем четкое определение роли и правил игры через закрепление в федеральном законодательстве функций институтов развития позволили бы сделать их деятельность более прозрачной, работать с инвесторами активнее и эффективнее», – рассказал исполнительный директор КРСУ Георгий Гемеджиев.

Отсутствие единых стандартов в выборе организационно-правовой формы институтов развития (сегодня РИР в форме акционерных обществ составляет 56%, в 2014 таких было 72%; растет число РИР в форме некоммерческих организаций и учреждений) ведет к разным процедурам финансирования их деятельности, которая также усложнена отсутствием статуса и правовой базы.

В исследовании приводятся примеры, когда деятельность федеральных фондов и институтов подкреплена нормативной базой. К примеру, правовой статус ОАО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» закреплен законом № 204-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». На основании федерального закона создан Фонд содействия развитию жилищного строительства. Многофункциональные центры оказания услуг являются региональной структурой, но могут стать посредником между гражданином и другими органами, что также утверждено законодательно.

В ходе дискуссии по результатам исследования, которая состоялась на «Иннопроме», участники – представили региональных агентств инвестиций и корпораций развития - обменялись опытом, обсудили успешные практики и модели работы. Участвовавший в обсуждении Рафаэль Хусяиншин, советник Управления по взаимодействию с региональными и отраслевыми объединениями РСПП, исполнительный директор НААИР отметил, чтоисследование проводилось в первую очередь для поиска путей по повышению эффективности работы региональных институтов развития, с целью дальнейшего их рассмотрения на очередном заседании профильной рабочей группы при Минэкономразвития России.
Исследование Корпорации развития Среднего Урала может лечь в основу рассмотрения вопроса статуса и полномочий региональных агентств развития на федеральном уровне.

Справка «ФедералПресс»:

Исследование подготовлено Корпорацией развития Среднего Урала, компанией «Джи Уан Консалтинг» при поддержке НО «Национальная Ассоциация агентств инвестиций и развития» (НААИР) и АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ). В исследовании приняли участие 49 организаций, выполнявших функции региональных институтов развития. 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями УрФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.