Top.Mail.Ru
Общество
Крым
0

Мраморный карьер пускает крымским сельчанам пыль в глаза

Люди задыхаются, портятся их подсобные хозяйства, а чиновники не находят нарушений

Добровская долина – одно из самых красивых мест в Крыму, место, где можно развивать зеленый туризм. Но расположенный в маленьком селе Мраморном карьер портит жизнь местным жителям и отдыхающим, которые страдают от постоянного шума камнедробилки, грохота грузовиков и удушающей пыли

Добровская долина – одно из самых красивых мест в Крыму, место, где можно развивать зеленый туризм. Но расположенный в маленьком селе Мраморном карьер портит жизнь местным жителям и отдыхающим, которые страдают от постоянного шума камнедробилки, грохота грузовиков и удушающей пыли. Представителей власти проблемы людей не волнуют, а контролеры – прокуратура и санэпидемслужба – в ответ на жалобы присылают отписки. Подробности – в материале «ФедералПресс.Крым».

«Тут дышать нечем»

Мраморное – дивное селушко в Симферопольском районе, расположенное в пяти километрах от федеральной трассы, которая ведет из крымской столицы в Ялту. Сотня жителей, ни одного магазина и медицинского пункта – за хлебом или лекарствами надо топать в стужу и зной целый час. Столько занимает путь до ближайших сел Заречное и Доброе (центр сельсовета). Сюда не заглядывает даже почтальон.

Зато пряно-сладкий воздух, напитанный ароматами горных лесов и степных трав, тишина – слышен каждый шорох птиц... Так было до весны прошлого года, пока не заработал здешний карьер Мраморный по добыче мраморизованных известняков.

Светлана Гильшсер живет в километре от карьера – на околице Мраморного, куда переехала десять лет назад из Ялты. У них с мужем есть небольшая пасека и козы, из их молока готовится прекрасный сыр – не чета санкционным швейцарским. Однако пасторальная идиллия превратилась в последнее время в ужас и борьбу за выживание.

«Какая благодать была в 2005 году – спокойно. Карьер работал, но не было проблем – у них же есть и нормальное оборудование с противошумовой защитой. С прошлой весны на карьере активизировались: сутками взрывы, грохот камнедробилки, летящая столбом пыль. Я понимаю, что нельзя враз заменить все старое оборудование на современное, но пусть пожалеют нас, работают не круглыми сутками и останавливаются на ночь. От пыли слезятся глаза, мучает кашель, заложен нос. От взрывов по дому пошли трещины и обвалился подземный погреб, ухудшился слух. Уровень воды, идущей с гор в наши колодцы, уменьшается – другой у нас нет, не подведен сюда водовод. От пыли овощи грязные, приходится старательно отмывать. Страдают животные – кур режем, а их внутренности «зацементированные», – жалуется Светлана Александровна.

Неподалеку от нее живет Эдие, одна поднимая двоих сыновей (13 и 16 лет) и дочь (15 лет). Ее муж умер от рака. Во дворе ее дома, в 500 метрах от производства, машина. Проводим по капоту рукой – в осевшей на нем пыли остаются глубокие следы. «Постоянная пыль! – возмущена женщина. – Скотина наша питается травой с пылью. Окна грязные. Мы постоянно кашляем. Дети болеют часто. Корову купила в соседнем селе, привела домой – и у нее начали гноиться глаза. Карьер работает постоянно – и в 12 часов, и в два часа ночи».

В полутора километрах от карьера – халупка Чукчи. Так местные жители называют 76-летнего пенсионера Николая Кожемяку. Он в 1983 году переехал сюда с Крайнего Севера – его жене врачи советовали изменить климат. Старики держат коров. Строили дом, но пришлось отказаться от затеи. «У меня из-за карьерного шума постоянно повышенное давление, давящее на глаза, – понемногу слепну, – недоволен Николай Иванович. – Тут дышать нечем. Переехать в другое место не можем – нет денег. Да и куда поедем на старости лет? Под окнами ездят машины – каждая с 20 тоннами груза, грохот неимоверный, дорога разбита, никто не ремонтирует. Как-то шел с коровами через дорогу, чуть задержался – водитель выскочил и мне в глаза брызнул из газового баллончика: мол, я мешаю ездить ему. У коров уменьшились надои, да и не тот, не настоящий вкус у молока. Траву для скотины кошу – через 15 метров подтачиваю косу, которая тупится от осевшей на траву пыли. Вода ушла из колодца, ничего не сажу в огороде, хотя раньше его заливал до краев. Вся пенсия идет на лекарства».

Анализы «не превышают нормы»

По словам жителей Мраморного, их обращения к властям весной и летом 2014 года об экологической беде не повлияли на ситуацию. Добровский сельсовет, чьим председателем до сентября был Игорь Буданов (затем он стал депутатом парламента Крыма от партии «Единая Россия»), не увидел проблемы. Республиканское министерство экологии, прокуратура, Роспотребнадзор и Росприроднадзор просто закрыли глаза на ситуацию.

«Государственной экологической инспекцией в Республике Крым 1 июля 2014 года принято участие в проверке, проводимой прокуратурой Республики Крым. В соответствии с рабочим проектом доработки и рекультивации месторождения известняков «Мраморное» для обеспыливания дорожных покрытий рекомендуется предусматривать поливку дорог водой. На момент проверки орошение автодорог не проводилось, что является нарушением», – написал в ответ на жалобы министр экологии республики – главный экологический инспектор по РК Геннадий Нараев (копия письма имеется в распоряжении «ФедералПресс.Крым»).

«В ходе проверки выявлены нарушения требований санитарного и природоохранного законодательства при деятельности карьера; факты превышения концентрации пыли в воздухе и превышения уровня шума не установлены», – доложил начальник отдела прокуратуры Крыма Станислав Кулибаба (копия письма имеется в распоряжении экспертного канала).

«Сотрудниками главного управления Госсанэпидемслужбы в Республике Крым с участием сотрудника Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры 29 мая 2014 года проводилось обследование ООО «Карьер Мраморный», – ответили в главном управлении (копия письма имеется в распоряжении «ФедералПресс.Крым»). – Были выявлены нарушения. В частности, отсутствует проект организации санитарно-защитной зоны. Транспортные ленты, места пересыпки и загрузки (за исключением одного участка) дробильно-сортировочной линии не оборудованы аспирационными укрытиями или системами гидрообеспыливания. Не установлены расходы воды для эффективного пылеподавления. По заключениям специалистов, результат анализа атмосферного воздуха не превышал допустимое количество (пыли – прим. ред.), измеренные уровни шума не превышали допустимые уровни».

Игорь Буданов говорит, что о проблеме ему известно: все обращения по ней были рассмотрены, и в различные республиканские ведомства направлялись просьбы контролировать деятельность ООО «Карьер Мраморный». «Проверки выявили у компании незначительные нарушения. Предприниматели законно отвели территорию для добычи известняков. Периодически поступают жалобы от жителей Мраморного – возможно, им не очень комфортно: шум, машины... Контроль со стороны сельского совета заключался в том, чтобы никто не нарушал экологическую обстановку на всей территории Доброго. Но карьер находится за границами населенного пункта, серьезные полномочия для влияния на деятельность разработчика месторождения есть у администрации Симферопольского района и у Совета министров Республики Крым, в частности – у министерства экологии и природных ресурсов РК», – отмечает Игорь Буданов.

И вновь продолжается бой...

Жители села пошли на крайний шаг – в декабре они обратились к президенту Владимиру Путину и главе Республики Крым Сергею Аксенову с просьбой разобраться в ситуации. При этом, говорят люди, они не против самого предприятия, однако настаивают на одном: фирма «Карьер Мраморный» должна привести производство и оборудование в соответствие с законами и нормами.

«Что нам еще делать, сидеть и молча умирать? – говорит Светлана Гильшсер. – Я хочу, чтобы здесь был цветущий сад. Тут уникальное место: озеро, птичий парк, Аянское водохранилище, травы и воздух».

«Ничего не дождешься от властей, остается выживать. Помрем мы – и никто не похоронит: кому нужны старики?» – вздыхает Александр Кожемяка.

После того, как письма с призывами о помощи попали к высокопоставленным политикам, появился шанс изменить шумно-пыльную жизнь в Мраморном. Так, Служба по экологическому и технологическому надзору Республики Крым провела внеплановую проверку предприятия «Карьер Мраморный» и обнаружила нарушения в его работе. «В 2014 году горные работы проводились в соответствии с рабочим проектом и согласованным планом развития горных работ, однако с ноября в связи с увеличением спроса на продукцию работы по добыче и переработке полезных ископаемых на карьере ведутся в три смены, что является нарушением рабочего проекта (в нем указаны только две, дневные – прим. ред.)», – отметил в справке о проведенной в середине декабря проверке инспектор отдела по надзору за горными и маркшейдерскими работами Игорь Князев.

Согласно его информации, у ООО «Карьер Мраморный» имеется пакет действующих документов: специальное разрешение на право пользования недрами Мраморного месторождения известняков до ноября 2016 года, акт о предоставлении горного отвода площадью 100 гектаров – до марта 2016 года, договоры аренды земельных участков площадью 28,8 гектара и 21,4 гектара – до 2016 и 2018 годов, рабочий проект доработки и рекультивации Мраморного месторождения (выдан еще в 1987 году). Есть и разрешения Госгорпромнадзора Украины на выполнение работ повышенной опасности, а также на использование машин и механизмов повышенной опасности. Однако у одного из них, разрешения на открытые горные работы (взрывы на карьере – прим. ред.), истек срок действия 31 декабря прошлого года.

«По законодательству России, таких разрешений на проведение работ повышенной опасности нет, – поясняет Игорь Князев. – Что касается взрывных работ, то ООО «Карьер Мраморный» является их заказчиком, а выполняет их республиканское предприятие «Крымвзрывпром». В настоящее время «Крымвзрывпром» оформляет разрешительные документы, дающие право действовать на территории Республики Крым. Затем ООО «Карьер Мраморный» обязано зарегистрировать свой объект в реестре опасных производственных объектов России. После чего «Крымвзрывпром» должен будет обратиться в Службу экологического и технологического контроля РК – и мы выдадим разрешение на проведение взрывных работ в карьере Мраморном. Без этого никому не позволено взрывать там».

Внеплановую проверку карьера решило провести и республиканское министерство экологии и природных ресурсов. Сейчас ведомство согласовывает свои действия с прокуратурой Крыма. «Кроме того, копия жалобы жителей Мраморного направлена нами в межрегиональное управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и Севастополю для реагирования на нарушения требований промышленной безопасности, а также в межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и Севастополю для реагирования на нарушения санитарных норм», – сообщили в пресс-службе министерства экологии.

Закрыть карьер – забыть о дорогах

Заместитель председателя сельского совета Доброго Максим Кулибаба рассказывает, что на территории нынешнего Мраморного – еще до Великой Отечественной войны и появления карьера – находилось село Биюк-Янкой, уничтоженное фашистами в годы оккупации полуострова. Во второй половине прошлого века здесь появился государственный карьер, предоставивший работникам служебное жилье недалеко от производства. Эти давно приватизированные потомками горнодобытчиков домишки по ныне действующим правилам оказались в охранной зоне карьера, и возникла коллизия: ООО «Карьер Мраморный» предъявляет претензии людям, живущим в «закрытой зоне», а те – фирме, которая работает рядом с ними.

«Жители Мраморного обращались к нам. Ранее нам удавалось урегулировать конфликты. Все понимали, что ведущаяся там деятельность – это и шум, и пыль. Зато карьер помогал нам со стройматериалом, щебенкой – для подсыпки сельских улиц. Да, работа компании вызывает неудобства для местных жителей, но фирма – бюджетообразующее предприятие села. Сейчас в Крыму активно строят и ремонтируют дороги, на них получено бюджетное финансирование, но не хватает материалов: раньше гранитную крошку завозили с Украины, а республика использует крымские материалы. Если мы закроем карьер, то придется забыть о реализации инфраструктурных программ», – рассуждает Максим Кулибаба.

Он уверяет, что сельский совет в этом конфликте ничего не может сделать: карьер выходит за границы села. Все решения по выделению земли и выдаче необходимых документов фирме «Карьер Мраморный» принимались Симферопольской районной администрацией и республиканскими властями. Замглавы сельсовета настаивает на том, что за ситуацией и соблюдением жестких экологических норм в Мраморном обязаны следить контролирующие органы. А жители и промышленное предприятие должны находить компромиссы, хотя недовольство людей можно понять, когда компания нарушает требования по пыле- и шумоподавлению.

«У нас фактически нет полномочий и влияния на сложившуюся ситуацию, мы обращаемся в соответствующие надзорные службы и вчитываемся в официальные бумаги, которые нам дают в ответ: документы на ведение хозяйственной деятельности, разрешения на какие-либо работы, документы, регламентирующие технику безопасности, и так далее», – подытоживает Максим Кулибаба.

«Карьер – тормоз развития территории»

Туристическая общественность Крыма хорошо знакома с проблемой сосуществования карьера «Мраморный» и окрестных ландшафтов, рассказывает член общественного совета при Министерстве курортов и туризма Республики Крым Иван Коваленко. По его мнению, самый перспективный путь развития местности – «зеленый», культурно-познавательный туризм и рекреация, направленные на создание горноклиматического курорта.

«Мраморное обладает уникальными предпосылками для развития туристического центра горного Крыма: известны многочисленные памятники истории, археологии и природы; есть удобные маршруты для велосипедного и пешеходного туризма, конных прогулок; здесь активно развиваются парапланеризм, спортивная рыбалка, сбор лекарственных, экологически чистых трав. Уникальный микроклимат и близость к заповедным лесам способствуют здоровому образу жизни. Это идеальное место для элитного коттеджного городка. На горных склонах возможно создание небольшого горнолыжного подъемника и круглогодичного горного курорта», – поясняет Иван Коваленко.

По его словам, карьер тормозит дальнейшее развитие территории, его мощности давно выработаны и представляют угрозу местной гидрогеологии. Поэтому следовало бы закрыть и рекультивировать исчерпавшее себя месторождение. «Есть определенные ресурсы, которые может добыть фирма, после их окончания будем развивать зеленый туризм, – добавляет экс-голова сельсовета Доброго Игорь Буданов. – Я поддерживаю идею о том, чтобы независимые общественные организации и научные учреждения контролировали любой вид промышленной деятельности, и поддерживаю проведение независимой высококвалифицированной экспертизы деятельности ООО «Карьер Мраморный».

«На мой взгляд, сложных ситуаций удастся избежать, если компания полностью перейдет на современное оборудование, а ее деятельность будет полностью соответствовать всем нормам. В целом уровень проблемы – не сельского совета, а правительства Республики Крым, где должны собрать специалистов и дать объективную оценку ситуации, ведь люди просто так не жалуются, значит, есть недостатки в работе осваивающего карьер предприятия», – признается заместитель председателя сельсовета Доброго Максим Кулибаба.

В министерстве экологии и природных ресурсов предлагают не спешить и дождаться результатов всех проверок, которые ведутся в ООО «Карьер Мраморный», и только после этого делать выводы и принимать дальнейшие решения.

К сожалению, представители компании в течение двух месяцев (в силу только им известных причин) так и не прокомментировали ситуацию, однако мы оставляем за ними право высказать свою позицию, поскольку вопросы касаются не только перспектив ООО «Карьер Мраморный», но и здоровья людей. Вряд ли жизни трех детей жительницы села Мраморного Эдие стоят сотен тысяч тонн горной породы и полученных от их продажи миллионов рублей.

Справка «ФедералПресс.Крым»:

По данным единого государственного реестра предприятий и организаций Украины, ООО «Карьер Мраморный» зарегистрировано в селе Мраморном в 1996 году. Учредителями фирмы являются Адрефат Асанов, Андрей Васюта (бывший заместитель министра экономики АР Крым – прим. ред.), Галина Загребельная, Владимир Маслов, Гульнара Османова, Сергей Хмарук, Алиме Османова, а также предприниматели Андрей Васюта и Владимир Маслов. Директор фирмы Геннадий Сырбу, руководит еще одной компанией, разрабатывающей Петропавловский карьер в Симферопольском районе.

Аналогичная информация (кроме информации о предпринимателях) внесена в единый государственный реестр юридических лиц России после перерегистрации фирмы уже по российским законам.

Алексей Лохвицкий

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.