Top.Mail.Ru
Экономика
Мурманская область
0

Марина Ковтун: арктический курс предполагает инновационную траекторию развития

В столице Кольского Заполярья проходит II Мурманская международная деловая неделя

Мурманская международная деловая неделя открылась конференцией «Мурманская область: векторы развития», на которой с докладом выступила губернатор Марина Ковтун. Глава региона вспомнила, что год назад в рамках этого форума также обсуждались проблемы и перспективы развития Заполярья, рассматривались вопросы освоения Арктики.

Мурманская международная деловая неделя открылась конференцией «Мурманская область: векторы развития», на которой с докладом выступила губернатор Марина Ковтун. Глава региона вспомнила, что год назад в рамках этого форума также обсуждались проблемы и перспективы развития Заполярья, рассматривались вопросы освоения Арктики. Итогом тех дискуссий стали конкретные шаги по решению наиболее острых проблем области, формированию свежего взгляда на развитие региона в долгосрочной перспективе. Подробности – в репортаже корреспондента «ФедералПресс».

Новая модель региональной экономики

«Основные принципы, на которых будет строиться новая модель региональной экономики, – это прежде всего значительное улучшение бизнес-климата, развитие всей инновационной цепочки, стимулирование технологического перевооружения каждого производства, внедрение современных энергосберегающих и экологически совместимых технологий и, безусловно, качественно новый уровень государственного управления, повышение прозрачности работы исполнительных органов власти», – подчеркнула губернатор.

Марина Ковтун сообщила, что Мурманская область присоединилась к Национальной предпринимательской инициативе, что поможет наладить работу с потенциальными инвесторами. Совместно с Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов разработана «дорожная карта» внедрения регионального инвестиционного стандарта – стандарта деятельности исполнительных органов государственной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, и на сегодняшний день регион выполнил большинство его требований.

С января 2014 года начнет свою деятельность Корпорация развития Мурманской области – особая организация по привлечению инвестиций и работе с инвесторами. Среди ее задач  – развитие инфраструктуры промышленных зон, индустриальных парков и технопарков, привлечение инвесторов, в том числе иностранных, к участию в реализации проектов. Кроме того, сформирован и проходит согласование план создания инвестобъектов и необходимой транспортной, энергетической, социальной, инженерной, коммунальной, телекоммуникационной инфраструктуры.

Губернатор отметила, что в ближайшее время в регионе появится уполномоченный по защите прав предпринимателей, что также будет способствовать улучшению бизнес-климата. «Наш регион глубоко интегрирован в международное и трансрегиональное взаимодействие. На территории области реализуются международные проекты в соответствии с рядом межправительственных двусторонних и многосторонних соглашений о сотрудничестве Российской Федерации с зарубежными странами. Они способствуют сохранению окружающей природной среды в Арктике, активизации экономического, научно-технического и культурного взаимодействия, а также укреплению добрососедских отношений России с приарктическими государствами, – сказала Марина Ковтун. – Расширение международного сотрудничества и в дальнейшем будет рассматриваться нами как важнейший фактор диверсификации экономики, придания ей инновационных импульсов, решения острейших проблем».

Арктическим курсом

Мурманская область, по мнению главы региона, должна развиваться арктическим курсом. Как сообщила Марина Ковтун, в текущем году на федеральном уровне приняты знаковые решения, способные повлиять на дальнейшее развитие области. Так, утверждена стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности до 2020 года, разработан проект государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Региональное правительство представило серьезные аргументы, обосновывая необходимость включения в состав Арктической зоны страны всей территории Мурманской области. «Эти решения еще раз подтверждают правильность и актуальность выбранного нами курса развития области – арктического курса», – подчеркнула Марина Ковтун. Экономический рост региона, считает губернатор, возможен только с переходом на инновационную траекторию развития.

Основой реализации проектов государственно-частного партнерства должен стать уже разработанный законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Мурманской области».

В марте 2012 года в Мурманске принял первых резидентов филиал регионального инновационного бизнес-инкубатора с IТ-центром. При поддержке корпорации промышленного развития Норвегии СИВА созданы инновационный центр «Полярная звезда», бизнес-инкубатор и центр бизнеса и логистики «Технопарк Нор». Сейчас совместно с СИВА разрабатывается новый проект «Инновационное сотрудничество на Севере» по взаимодействию промышленных предприятий в области трансфера технологий, ноу-хау и бизнес-моделей. «Среди перспективных начинаний хотела бы отметить разработанную совместно с Кольским научным центром РАН программу создания Кольского химико-технологического кластера», – отметила губернатор.

Новые туристические продукты в Заполярье

«Мы намерены внести весомый вклад в развитие арктического туризма. Помимо судов атомного ледокольного флота, а точнее, самого большого в мире атомного ледокола «50 лет Победы», предоставляющего туристам эксклюзивную возможность посетить Северный полюс, развитию круизного туризма будет способствовать реализация проекта «Арктическая гавань». В его рамках в 2014 году будут завершены работы по реконструкции пирса дальних линий, а в дальнейшем – проведена реконструкция здания Мурманского морского вокзала, появится инфраструктура для обслуживания пассажиров и туристов, – рассказала Марина Ковтун. – Кроме этого, в сентябре мы договорились с Федеральным агентством по туризму и Агентством по туризму и международному сотрудничеству Архангельской области о создании нового круизного маршрута порт Мурманск – национальный парк «Русская Арктика» (архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа) – порт Архангельск и продвижении на рынок этого уникального турпродукта».

В планах создание арктического музея с комплексной современной интерактивной экспозицией, отражающей историю освоения российской Арктики и развития атомного ледокольного флота. Прорабатывается возможность участия Мурманской области в реализации межрегионального проекта (железнодорожный тур) «Русский Север».

Разнообразие природных ландшафтов позволяет развивать и горнолыжный туризм, центром которого по праву считается Кировск. Правительством области одобрен к реализации бизнес-план «Канатная дорога» по развитию инфраструктуры горнолыжного туризма в Хибинах. «Реализация этих проектов станет основой для формирования регионального туристического кластера и развития нового направления в экономике области», – отметила глава региона.

Конкурентоспособность повысит налоговое регулирование

«Ввиду арктической специфики региона мы обратились к федеральному центру с предложениями внести изменения в законодательство Российской Федерации. А именно – ввести меры налогового регулирования, направленные на создание благоприятных условий хозяйствования и повышение конкурентоспособности продукции организаций, работающих в Арктической зоне России», – сообщила Марина Ковтун.

Это установка пониженных ставок и оптимизация налогооблагаемой базы по налогу на прибыль с учетом северных особенностей; применение понижающих коэффициентов к ставкам налога на добычу полезных ископаемых и водного налога; установление пониженных ставок налога на имущество организаций в отношении инновационных основных фондов; применение в отношении выплат в пользу категорий работников пониженных тарифов страховых взносов. «Кроме того, принимая во внимание, что предоставление льгот по налогам, идущим в бюджет субъектов Федерации, приводит к снижению доходов, мы предложили предусмотреть необходимые меры межбюджетного регулирования, – пояснила глава региона. – Уверена, что наши предложения найдут отражение в соответствующих нормативных правовых актах федерального уровня».

Севморпуть становится евроазиатской транспортной артерией

Заместитель министра регионального развития Российской Федерации Сергей Вахруков рассказал о проектах регионального развития в Арктической зоне России. «Сегодня важно объединить усилия всех уровней власти. Правительство Российской Федерации заинтересовано в развитии всех своих регионов, но арктическая тематика становится все более актуальной. Практически завершена концепция развития Арктической зоны до 2020 года, и в наших интересах, чтобы эта программа стала по-настоящему рабочей. Активность, которую проявляет правительство Мурманской области, способствует привлечению инвесторов для решения задач нашей страны в Арктической зоне», – отметил Сергей Вахруков.

О государственной политике в сфере развития транспортной инфраструктуры рассказал заместитель министра транспорта Российской Федерации Виктор Олерский.

Исключительную важность для дальнейшего развития экономики региона имеет совершенствование транспортной инфраструктуры области. Наиболее крупный проект в этом направлении – комплексное развитие Мурманского транспортного узла. Его реализация наряду с расширением базы ледокольного флота будет способствовать превращению национальной российской высокоширотной магистрали – Северного морского пути – в постоянно действующую евроазиатскую транспортную артерию и тем самым повысит роль России в системе международной морской торговли. Регион готов принять самое активное участие в обеспечении проектов освоения нефтегазовых месторождений на континентальном шельфе России.

«Арктика – важнейший стратегический регион России, Северный морской путь – глобальный маршрут трансконтинентальных перевозок. Задача государства – создание благоприятных условий для работы на Севморпути и мощного ледокольного флота в связи с увеличением добычи углеводородных ресурсов», – убежден Виктор Олерский. Он отметил, что срок подачи заявки для входа в Севморпуть сократился до 15 суток. До 2020 года планируется постройка трех ледоколов нового поколения (5 ноября на Балтийском заводе в Петербурге уже заложен новый атомный ледокол). На реализацию этого проекта планируется потратить около 100 млрд рублей.

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями СЗФО в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.