Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Тюменская область
0

«ЮТэйр» вошла в крутое пике

Предложения по спасению крупного авиаперевозчика не нашли поддержки у партнеров

На этой неделе компания «ЮТэйр» попросила у правительства госгарантий на 40 миллиардов рублей, при этом отметив, что общая потребность авиаперевозчика в госгарантиях составляет 13,5 млрд рублей. Такие внушительные суммы были озвучены на январском совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Какие проблемы грозят ликвидацией известной авиакомпании и что в связи с этим предпринимают ее руководство и конкуренты – в материале «ФедералПресс».

На этой неделе компания «ЮТэйр» попросила у правительства госгарантий на 40 миллиардов рублей, при этом отметив, что общая потребность авиаперевозчика в госгарантиях составляет 13,5 млрд рублей. Такие внушительные суммы были озвучены на январском совещании у вице-премьера Аркадия Дворковича. Какие проблемы грозят ликвидацией известной авиакомпании и что в связи с этим предпринимают ее руководство и конкуренты – в материале «ФедералПресс».

Опять влетели!

С окончанием январских каникул проблемы «ЮТэйр» продолжились, и сразу несколько зарубежных инвесторов настаивают на банкротстве российской авиакомпании. Один из последних примеров: санкт-петербургская компания «Транспит Северо-Запад» выставила иск к авиаперевозчику на сумму 15 млн 96 тыс. рублей (14 млн667 млн рублей – размер накопившегося долга за обеспечение пассажиров бортовым питанием с 19 февраля 2013 года и еще 429 тыс. рублей – неустойка). Во вторник, 26 января, суд обязал ответчика полностью удовлетворить иск.

На сегодняшний день 167 миллиардов рублей задолжала «ЮТэйр» в общей сложности своим кредиторам, партнерам и сотрудникам. В суд поданы десятки исковых заявлений к авиакомпании. В январе прошли аресты имущества «ЮТэйр» в рамках взыскания задолженности одному из крупнейших кредиторов авиаперевозчика – «Альфа-Банку», который требует от должника возмещения 32 миллионов долларов, не соглашаясь на какие-либо иные способы урегулирования ситуации. Так, 22 января судебные приставы арестовали в аэропорту Внуково две антиобледенительные машины и пассажирские трапы-рукава, принадлежащие «ЮТэйр». Ранее во Внуково были арестованы три антиобледенительные машины, а 19 января, как сообщила пресс-служба УФССП России по Тюменской области, наложен арест на 28 вертолетов компании в Тобольске и Тюмени.

В результате задержек арендных платежей на авиационную технику ряд зарубежных инвесторов потребовал признать банкротство «ЮТэйр». Однако суд в этом отказал. Тем не менее офшорная компания Acalen International corp намерена добиться банкротства «ЮТэйр». Кредитор, взявший на себя долги авиакомпании перед компанией «Авиализинг», направил апелляционное заявление на решение от 20 января, в соответствии с которым Acalen International corp и второму правопреемнику «Авиализинга» – ООО «Вортел» было отказано в признании ответчика несостоятельным. Как сообщили «ФедералПресс.Урал» в суде ХМАО-Югры, в исковом заявлении отказано, поскольку компания готова оплатить долги. Как сказано в определении суда, «представитель должника в судебном заседании заявил ходатайство о прекращении производства по делу о несостоятельности должника в связи с оплатой задолженности, в обоснование своих доводов представил платежные поручения, которые судом в порядке статьи 66 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации приобщены к материалам дела».

Напомним, что первым в Арбитражный суд обратился «Альфа-Банк», затем, 8 декабря, выставила свой иск «ЮТэйр» Пермская лизинговая компания «Авиализинг», заявившая, что начиная с июня 2011 года авиакомпания полностью прекратила исполнять обязательства по уплате арендных платежей по договорам аренды авиационной техники.

Задолженность перед компанией «Авиализинг» составляла 4,2 млн рублей. Долг возник в связи с неисполнением авиакомпанией обязательств по договору аренды воздушного судна Ту-154М от 3 октября 2007 года. Суду представитель авиакомпании предъявил платежное поручение на эту же сумму.

Также на банкротстве «ЮТэйр» настаивает авиакомпания «Роял Флайт», присоединившаяся к требованиям «Авиализинга». Ее исковое заявление будет рассмотрено арбитражным судом 11 февраля. Долг югорского перевозчика перед этим кредитором превышает 2,5 млн рублей, почти половину из которых составляют пени.

Кроме того, с авиакомпании «ЮТэйр» в пользу «Газпром авиа» Арбитражный суд ХМАО-Югры взыскал в этом месяце 117,6 млн рублей. Иск был подан еще 8 октября прошлого года, когда «ЮТэйр», столкнувшись с финансовыми проблемами, объявила о прекращении полетов в Казань, Екатеринбург, Новосибирск, Омск, Иркутск, Барнаул, Архангельск и Волгоград. Также 21 января Арбитражный суд ХМАО-Югры прекратил производство по иску «Юграавиа» на сумму 31,7 млн рублей. Перевозчик полностью расплатился с компанией «Юграавиа», управляющей аэропортом Ханты-Мансийска.

На 11 марта Арбитражный суд Москвы назначил основные слушания по иску Альфа-банка к ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» о взыскании задолженности по договору в размере 11,8 миллиона долларов. Банк просит взыскать задолженность по договору об открытии аккредитивов от 30 октября 2013 года.

Кстати, международный аэропорт Пермь готов заключить мировое соглашение с авиакомпанией «ЮТэйр» в случае погашения ею задолженности в размере 7 миллионов рублей за оплату аэропортовых сборов, сверхнормативную стоянку судов, пользование техническими средствами аэропорта и другие услуги. Об этом представитель аэропорта заявил на заседании арбитражного суда Пермского края, которое состоялось 27 января. Следующее судебное заседание по этому делу назначено на 26 февраля.

Общая сумма задолженности авиакомпании перед «Альфа-Банком», по ее собственным данным, на середину декабря 2014 года составляла 167 миллиардов рублей. Сумма исков «Альфа-банка», по состоянию на 22 января предъявленных к обществам группы «ЮТэйр», составляет 58 млн 58 тыс. долларов и 22 млн 307 тыс. рублей. В январе «Альфа-Банк» возобновил действия по взысканию долга с авиакомпании. Все его заявления были приняты арбитражным судом Москвы к производству, говорится в определениях суда.

Сложное финансовое положение компании во многом стало результатом падения спроса на авиаперевозки. Предполагается, что в этом году пассажиропоток авиакомпании «ЮТэйр» сократится на 20 % по сравнению с 2014 годом. «ФедералПресс.Урал» напоминает, что вопрос о поддержке «ЮТэйр» обсуждается в правительстве с осени, но сама компания попросила о помощи только в декабре.

Напомним, что в конце декабря вице-премьер Аркадий Дворкович в ходе интервью одному из центральных телеканалов отметил, что авиаперевозчики смогут получить неиспользованный в 2014 году остаток государственных гарантий по кредитам. Среди проблемных авиакомпаний, нуждающихся в поддержке, Аркадий Дворкович назвал «ЮТэйр» и «Трансаэро». При этом незадолго до его заявления «Трансаэро» уже получила от правительства гарантию на 9 млрд рублей.

Ситуацию усугубляет также то, что главные конкуренты «ЮТэйр» – компании «Аэрофлот» и S7 («Сибирь») – просят правительство не оказывать ей государственную поддержку. Как пояснило руководство «Аэрофлота», это только ухудшит положение отрасли. При этом, если компания перестанет функционировать, то они даже готовы бесплатно перевозить пассажиров, купивших билеты на рейсы «ЮТэйр», до конца февраля.

Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что правительство обсуждает возможные инструменты поддержки. Это могут быть госгарантии по кредитам, расширение линейки субсидируемых маршрутов, снижение затрат, связанных с авиатопливом, сборами аэропортов и другие. Также он считает, что авиакомпании должны создавать собственные антикризисные программы и снижать издержки. Но правительство не поддерживает намерения компаний, которые желают освободить рынок от конкурента подобным образом.

Балласт за борт?

Меры для решения финансовых проблем компании начали приниматься ее руководством задолго до очередного экономического кризиса в стране. Так, еще в сентябре прошлого года появились слухи о том, что крупный холдинг «Новапорт» готов купить важнейший транспортный узел региона – тюменский аэропорт Рощино. Совладелец «Новапорта» Роман Троценко отмечал, что холдингу сегодня «интересны все аэропорты с пассажиропотоком от миллиона пассажиров в год, в том числе и Рощино». Авиакомпания «ЮТэйр» была владельцем Рощино с 2006 года, когда приобрела его за 550 млн рублей.

В январе этого года в пресс-службе ОАО «Аэропорт Рощино», которое управляет международным аэропортом, подтвердили, что общество сменило собственника и перешло под управление холдинга ООО «Новапорт».

В свою очередь Главное управление строительства Тюменской области сообщило, что аэровокзальный комплекс и привокзальная площадь в аэропорту останутся в собственности региона. Взлетно-посадочная полоса аэропорта также принадлежит государству. Проданные объекты – это хозпостройки на его территории. В компании не связывают сделку с финансовым положением перевозчика «ЮТэйр», подчеркивая, что переговоры шли почти год. Но факт остается фактом. О цене объекта не сообщается, к тому же к его реальной стоимости могли добавиться долги «ЮТэйра» и необходимые инвестиции. Пассажиропоток Рощино в 2014 году составил 1 млн 369 тыс. 94 человека, во многом благодаря именно «ЮТэйр».

Попытка встать на крыло

Как сообщается на сайте «ЮТэйр-Финанс», собрание учредителей компании решило предложить держателям облигаций поменять их на бумаги материнской компании – ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр». То есть держателям облигаций, по которым объявлен дефолт, предложено конвертировать их в новый долг.

Чтобы рассчитаться по накопившимся долгам, «ЮТэйр» планирует выпустить облигации на сумму 14,5 миллиарда рублей, при этом ставка любого купона по облигациям не превысит 10 % годовых. Предполагается, что погашение облигаций, предложенных в первую очередь держателям дефолтных бумаг компании «ЮТэйр-Финанс», состоится не позднее 31 декабря 2036 года. Решение о выпуске облигаций будет принято на внеочередном собрании акционеров 3 марта.

«Это подготовка к появлению инвестора, «с которым договорился НПФ «Сургутнефтегаз», который поможет в этой реструктуризации (долга) тем, что внесет какую-то сумму денег через допэмиссию», – ранее пояснил «ФедералПресс» источник в одном из банков. – Часть средств должна пойти на погашение коммерческой задолженности, в частности аэропортам, другая – на финансовую задолженность».

Напомним, что летом прошлого года «ЮТэйр» собиралась провести допэмиссию 50,97 % от нового капитала на 13,8 млрд рублей по закрытой подписке в пользу НПФ «Сургутнефтегаз» и принадлежащего ему ЗАО «АК-инвест», а также ООО «РЕ-авиа» (структуры ГК «Регион»), однако размещение ценных бумаг не состоялось.

Возможно, что на помощь авиаперевозчику придет его основной акционер НПФ «Сургутнефтегаз», который владеет более 60 % акций компании. Хотя «Сургутнефтегаз» юридически и не связан с авиакомпанией, он выступает ее кредитором, иза последний год выкупил четыре векселя «ЮТэйр»: один на 4,5 млрд руб., еще три – на 6 млрд рублей.

Дополнительно компания разработала программу сокращения затрат, по которой сократит количество своих вертолетов на 39 штук – до 143 машин, а самолетов оставит только 71 из нынешних 117. Расширяет «ЮТэйр» и географию своих маршрутов. Так, авиакомпания объявила, что с этого года вводится новый рейс в самый северный город России (Чукотский АО): Москва – Певек – Москва.

Открывая первый рейс на Дальний Восток, президент «ЮТэйр» – Пассажирские авиалинии» Олег Семенов отметил: «Новый авиационный маршрут позволит соединить Чукотский автономный округ не только с Москвой, но и другими городами европейской части России, Урала и Сибири. Теперь для жителей региона стали доступны путешествия по 110 направлениям обширной маршрутной сети авиакомпании «ЮТэйр», более 50 из которых являются уникальными. Новый рейс придаст дополнительный импульс в развитии деловых и культурных связей с Чукотским регионом».

На недавнем совещании министра транспорта Максима Соколова с участниками отрасли, банками и лизинговыми компаниями обсуждался план реструктуризации задолженности авиакомпании «ЮТэйр», предложенный Райффайзенбанком. И если большинство других кредиторов «ЮТэйр» перешли к рассмотрению варианта рефинансирования долга за счет ценных бумаг авиакомпании, то «Альфа-Банк» продолжает придерживаться более жесткой позиции по отношению к должника. Позиция компаний «Аэрофлот» и S7 («Сибирь») также однозначна. Как отметил гендиректор компании Андрей Мартиросов, сейчас идет обсуждение параметров реструктуризации долга авиаперевозчика и окончательное решение еще не принято.

«ФедералПресс» продолжает следить за развитием событий.

Справка «ФедералПресс»:

Авиакомпания «ЮТэйр» является ядром группы компаний «ЮТэйр», которая включает в себя как компании, осуществляющие эксплуатацию воздушных судов (самолетов и вертолетов), так и проводящие ремонт и техническое обслуживание, подготовку персонала, сервисное обеспечение рейсов, продажу авиаперевозок. В группу также входят компании «ЮТэйр-Экспресс», «ЮТэйр-Украина», ЗАО «ЮТэйр», «Турухан», «ЮТэйр – Вертолетные услуги», «Восток», Helisur, UTair Europe, UTair South Africa и UTair India, а также «ТС Техник», «ЮТэйр-Инжиниринг» и другие. Штаб-квартира группы располагается в Сургуте.

Все самое важное и оперативное в Уральском федеральном округе — в telegram-канале «УРАЛИТИ». Подписывайтесь на ФедералПресс в Яндекс.Новости, Google News, а также следите за самыми интересными новостями в Яндекс.Дзен. Федеральные новости рассказываем в TelegramВКонтакте, Одноклассниках и Twitter.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Версия для печати