горячие темы Смотреть Скрыть
Экономика
  1. Бизнес
  2. Экономика
Экономика
Краснодарский край
0

Таманскому порту нужны железная дорога, инвесторы и договоренность с Украиной

Эксперты полагают, что строительство порта в Темрюкском районе станет успешным проектом только при очень больших вложениях в инфраструктуру

Во вторник, 5 марта, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев провел рабочую встречу с главой Темрюкского района Иваном Василевским, в ходе которой обсуждалось развитие муниципалитета. Одной из главных тем встречи стало строительство крупного порта в Тамани, передает корреспондент «ФедералПресс.Юг».

Во вторник, 5 марта, губернатор Краснодарского края Александр Ткачев провел рабочую встречу с главой Темрюкского района Иваном Василевским, в ходе которой обсуждалось развитие муниципалитета. Одной из главных тем встречи стало строительство крупного порта в Тамани, передает корреспондент «ФедералПресс.Юг».

«Началось строительство сухогрузного порта, заработали инвестпроекты, в том числе ЗАО «Таманьнефтегаз». Они, а также зерновой, паромный терминал в совокупности дадут больше 10 тысяч новых рабочих мест», – рассказал губернатору Иван Василевский. Он добавил, что прогнозируемый оборот порта Тамань – 94 миллиона тонн грузов, позволит ему при выходе на полную мощность не уступать по объемам Новороссийску. Тем более, что транспортные узлы города-героя, Туапсе и Ейска не справляются с объемами грузов, что сдерживает экономическое развитие региона.

По словам Ткачева, запуск первых перевалочных комплексов на Тамани может состояться уже к 2016 году и станет большим экономическим событием. Вице-губернатор Вадим Лукоянов добавил, что все подрядные организации, привлеченные к строительству порта, будут зарегистрированы в Темрюкском районе – значит, налоги они будут платить в бюджет муниципалитета и края. Государственные инвестиции в проект составят 50 млрд рублей, частные – в три раза больше.

Новый порт планируется построить на участке побережья Черного моря от мыса Панагея до косы Тузла на Таманском полуострове. Контракт на проектирование заключен с ОАО «ЛенморНИИпроект». В настоящее время сформирована компоновочная схема порта. Предусматривается строительство терминалов для перевалки железорудного концентрата, контейнеров, минеральных удобрений, угля, серы и зерна.

Спрогнозирован и экономический эффект: через пять лет валовый продукт района должен прибавить на 40%, на 35% – увеличится объем производимой сельхозпродукции, а доходы консолидированного бюджета района за пять лет вырастут на 20 млрд.

Депутат районного совета, активист Экологической Вахты по Северному Кавказу Вадим Новопашин пояснил «ФедералПресс.Юг»: «С одной стороны район воспринимает строительство положительно – это будут налоговые отчисления, улучшение социальной сферы. Поскольку порт по своим объемам будет больше, чем в Новороссийске, это позволит развивать инфраструктуру и получить дополнительные киловатты электроэнергии, которых сейчас остро не хватает». Но, по словам депутата, необходимо, «чтобы в этих новых портах, а это уже четвертый порт на Тамани, применялись новые технологические линии по перевалке грузов», поскольку сегодня перевалка идет допотопными методами – ковшами грейферов берут серу, уголь и бросают в трюм. В результате идет ощутимое запыление и акватории, и прилегающих пляжей.

Новопашин также отметил, что жителей беспокоит и будущая транспортная инфраструктура: «Сегодня мы не готовы принимать такой большой грузопоток. Железнодорожная линия, причем одноколейка, – в одном направлении составы идут, уже сейчас не справляется с объемом грузов. Нужна вторая линия железной дороги и развитие дорог для автомобильного сообщения, программа по строительству виадуков и железнодорожных переездов». Необходимость собственной логистики для нового порта вызвана и проблемами при эксплуатации муниципальных дорог – так, группа компания «Эфко» сегодня вывозит продукцию фурами, которые добавляют нагрузку на и так слабо развитую транспортную сеть. «Строительство нового порта будет требовать и электроэнергии. Когда компании «Эфко», «Теманьнефтегаз» и «ТольяттиАзот» начали строить порт «Кривой Рог», – продолжает депутат, – в поселке Волна были разбиты дороги, у людей забрали электроэнергию и воду. Местные жители остались у разбитого корыта. Сейчас ситуация с электроэнергией исправляется, с водой остается сложной».

В финансировании инвесторов нуждается и строительство защитных сооружений в Керченском проливе. Шторм 2007 года, когда утонуло четыре судна, в том числе танкер с нефтью и серой, а 100-тонный кран в порту навалился на эстакаду «ТольяттиАзота», показал: при больших волнах даже крупные судна могут не устоять.

«Необходимо разобраться и в ситуации с границей между Россией и Украиной, – продолжил перечислять проблемы, которые нужно решить при строительстве порта в Тамани, депутат. – Фарватеры находятся на украинской территории, приходится судам платить за прохождение. Поэтому необходимо либо прорытие нового канала, который соединил бы Тамань с Таганрогом, Ейском, Приморско-Ахтарском и Темрюком, либо решать вопрос на межгосударственном уровне».

Аналитик «Инвесткафе» Андрей Шенк пояснил «ФедералПресс.Юг», что открытие нового порта на Тамани не создаст серьезной конкуренции Новороссийскому морскому торговому порту. «Существующие порты имеют предел мощностей, в том числе и природные ограничения. Например, в Новороссийск не могут войти большие суда. При строительстве нового порта, при большом объеме капиталовложений, можно увеличить глубину бухты», – заключил аналитик. Он добавил, что к 2016 году грузопоток через черноморские и азовские порты вырастет на 10–15 %, поэтому логистику необходимо строить с таким расчетом. «Что касается НМТП, серьезная конкуренция здесь не появится, – заключил Андрей Шенк. – Один из стратегических инвесторов Новороссийского порта – «Транснефть», а нефтепродукты составляют порядка 80% его оборота. Учитывая это, «Транснефть» вряд ли будет поставлять грузы через другие порты». Эксперт также подчеркнул, что строительство порта в Тамани – «интересный проект», но необходимо активное привлечение крупных инвесторов, с чем могут возникнуть сложности.

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.
Присоединяйтесь к нам
Версия для печати
Комментарии читателей
0
comments powered by HyperComments
Facebook 1