Top.Mail.Ru
Общество
Республика Алтай
0

Мусульманам Кош-Агача Индия оказалась ближе Мекки

Бывший имам Сержан Сватов намерен добиться исключения «Таблиги Джамаат» из списка экстремистских организаций

Во вторник, 9 декабря, президиум Верховного суда Республики Алтай оставил без изменения обвинительный приговор бывшему имаму Кош-Агачского района Сержану Сватову. В марте он был признан виновным в организации деятельности религиозного объединения «Таблиги Джамаат» и оштрафован на 100 тысяч рублей. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

Во вторник, 9 декабря, президиум Верховного суда Республики Алтай оставил без изменения обвинительный приговор бывшему имаму Кош-Агачского района Сержану Сватову. В марте он был признан виновным в организации деятельности религиозного объединения «Таблиги Джамаат» и оштрафован на 100 тысяч рублей. Подробности – в материале «ФедералПресс.Сибирь».

Бывший глава религиозной организации мусульман района, дело которого не относится к категории особой тяжести, уже сумел добиться определенных успехов: в апреле апелляционная инстанция сняла с него двухлетний запрет на «деятельность, связанную с любыми формами пропаганды религиозной идеологии». Сержан Сватов заявил, что намерен не только добиваться снятия с себя судимости, но и планирует обжаловать решение Верховного суда России, который в 2009 году включил «Таблиги Джамаат» в список запрещенных организаций. В то же время часть мусульманской общественности России утвеждает, что данное движение широко известно своей аполитичностью и к исламскому экстремизму отношения не имеет. Эксперты полагают, что у бывшего имама, получившего судимость из-за решения Верховного суда России, есть некоторые шансы добиться реабилитации «народного» движения, приверженцы которого, в отличие от традиционных мусульман, раз в жизни должны совершить поездку в Индию или Пакистан.

«Судебный процесс в Кош-Агаче приоткрыл некоторые тайны, поскольку обычно таблиговцы стараются избегать разговоров о предъявленных им обвинениях со стороны правоохранительных органов, – считает Виталий Пономарев из правозащитного центра «Мемориал». – Вынесенные им приговоры они могут просто выкинуть, приговаривая: «Кому нужны эти шайтанские бумаги?».

Президиум Верховного суда Республики Алтай позволил Виталию Пономареву поучаствовать в качестве защитника при рассмотрении кассационной жалобы Сержана Сватова. Бывший имам Кош-Агачского района добивался отмены предыдущих судебных решений, ссылаясь на то, что в ходе рассмотрения апелляции ему не удалось заменить назначенного адвоката более квалифицированным защитником. Однако участие представителя «Мемориала» изначально не могло ему помочь. «Мы получили вполне ожидаемый результат, поскольку на кассационной стадии рассматриваются, как правило, чисто процессуальные вопросы, которые не затрагивают содержательной части дела, – отметил Виталий Пономарев. – Но шанс на то, что дело могут отправить на новое рассмотрение, сохранялся. Тем более что апелляционная инстанция довольно неожиданно сняла с бывшего имама часть наказаний».

На протяжении двух последних лет история уголовного дела против Сержана Сватова имела несколько интересных поворотов. Пятого марта мировым судьей Онгудайского района он был признал виновным в организации деятельности религиозного объединения «Таблиги Джамаат» (ч. 1 ст. 282.2 УК РФ). Ему было назначено наказание в виде штрафа в 100 тысяч рублей. Кроме того, приговор содержал двухлетний запрет на «деятельность, связанную с любыми формами пропаганды религиозной идеологии». Однако в конце апреля апелляционная инстанция удалила из приговора столь оригинальную формулировку, оставив Сватову только 100-тысячный штраф, который он к тому времени уже оплатил.

Несмотря на решение кассационной инстанции, Сержан Сватов утверждает, что намерен добиваться полной реабилитации. В ближайшее время бывший имам готовится подать жалобу не только в Верховный суд России, но и в Европейский суд по правам человека. «Мы действовали в соответствии с Кораном, Сунной и уставом местной религиозной организации», – утверждает бывший имам.

Религиозное течение «Таблиги-Джамаат», возникшее в 20-х годах XX века в Британской Индии, обрело свое название два десятилетия спустя. Известно, что приверженцы движения, родоначальником которого считается богослов Маулана Мухаммад Ильяс Кандехлеви, занимаются проповедью фундаментальных исламских ценностей. Причем они практикуют так называемый дават (призыв к исламу) исключительно среди мусульман и, как правило, не занимаются этим среди иноверцев и атеистов.

Отличительной чертой движения считаются выезды волонтеров-даватистов на три дня в месяц и 40 дней ежегодно, в ходе которых они обычно живут в мечетях той местности, куда приезжают, ходят от дома к дому, призывая мусульман посещать мечеть, читают Коран и хадисы. Кроме того, каждый даватист должен один раз в жизни на 4 месяца посетить Индию или Пакистан, где, собственно, и зародилось движение.

Стоит отметить, что прежде чем сформулировать обвинительное заключение Сержану Сватову, следствием в Кош-Агачском районе была проделана гигантская работа, в ходе которой были взяты показания у 89 человек. Они подтвердили факты регулярных выездов членов общины на три и 40 дней. Кроме того, следствием были установлены факты четырехмесячных поездок некоторых жителей Кош-Агача в Индию. Как заявил на судебном заседании муфтий Республики Алтай Жанболат Охтаубаев, который стал одним из ключевых свидетелей обвинения, у мусульман главные святые места находятся в Мекке и Медине, а не в Индии и Пакистане.

«В обвинительном заключении и в приговоре отмечается, что все, что делалось в Кош-Агаче, совпадает с практикой «Таблиги Джамаат», – отмечает Виталий Пономарев. – Установлено, что люди собирались, обсуждая религиозные темы, причем с участием глав сельских поселений, но все эти мероприятия проводились открыто. Более того, из показаний свидетелей не видно, что кто-либо из них вступал в какую-то подпольную организацию или участвовал в конспиративной деятельности, угрожающей общественной безопасности страны. Фактически весь «экстремизм» российских таблигов сводится лишь к убежденности в превосходстве собственных религиозных воззрений, что, как известно, характерно для представителей практически всех конфессий».

Представитель «Мемориала» полагает, что многие положения обвинительного заключения вообще могут считаться абсурдными. «Там, например, написано, что книга «Избранные Хадисы» содержат информацию о движении «Таблиги Джамаат», – обратил внимание Виталий Пономарев. – Но само движение возникло около века назад, а книга «Избранные Хадисы» – про истории, связанные с деятельностью пророка, написана за несколько столетий до этого».

По мнению бывшего имама, активность правоохранительных органов в отношении мусульманской общины Кош-Агачского района напрямую связана с тем, что в 2009 году Верховный суд России признал данную организацию экстремистской, запретив ее деятельность на территории РФ. Как утверждается в официальных документах, деятельность структурных подразделений «Таблиги Джамаат» «угрожает межнациональной и межконфессиональной стабильности в российском обществе, территориальной целостности России», а главной целью организации названо «установление мирового господства, создание единого исламского государства «Всемирный Халифат». В решении Верховного суда также отмечается, что «представители организации допускали призывы к насильственному захвату власти, возбуждение расовой и национальной вражды, включая оскорбление высшего руководства РФ».

Впрочем, ряд авторитетных мусульманских деятелей и экспертов в России считают признание «Таблиги Джамаат» экстремистской организацией необоснованным. Они утверждают, что движение всегда подчеркивало свою аполитичность. «В первый раз встретиться с таблиговцами мне пришлось в Бишкеке, где на входе в мечеть они вывесили свои принципы, – сообщил Виталий Пономарев. – Одним из первых там указан принцип невмешательства в политику. Надо отметить, что они вообще отказываются говорить на политические темы».

По мнению представителя «Мемориала», включение «Таблиги Джамаат» в список экстремистских организаций произошло после появления русского перевода статьи некоего Алексиева «Таблиги Джамаат: невидимый легион джихада». Она была опубликована в одном из западных изданий.

«При сопоставлении английского текста и русского перевода были выявлены некоторые вставки, где, в частности, говорится о причастности организации к взрывам в Ташкенте, случившимся в 1999 году, – отмечает Виталий Пономарев. – Как специалист, который следил за этой историей с самого начала, уверяю, что в материалах уголовного дела о взрывах «Таблиги Джамаат» вообще не упоминается».

Представитель правозащитного центра считает весьма конструктивными планы Сержана Сватова обжаловать включение «Таблиги Джамаат» в список экстремистских организаций. «Как человек, непосредственно пострадавший от того, что какое-то движение необоснованно включено в список запрещенных организаций, Сержан Сватов имеет полное право его оспорить, – считает Виталий Пономарев. – Тем более что ни в обвинительном заключении, ни в приговоре нет ни одной фразы или цитаты из высказываний бывшего имама, которую можно было бы расценить как экстремистскую или хотя бы мало-мальски связанную с политикой».

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Подписывайтесь на наш канал в Дзене, чтобы быть в курсе новостей дня.