Top.Mail.Ru
Общество
Москва
0

«Побороть терроризм можно, только отменив интернет. А это невозможно»

Террористическая атака в Нью-Йорке стала очередным поводом задуматься о методах противодействии экстремизму. Новой формой радикальной активности стал «малобюджетный террор». Террористы все чаще отходят от традиционной тактики самоподрыва и установки взрывных устройств в местах массового скопления людей. В ход идут автомобили, ножи и прочие подручные средства. Также эксперты наблюдают сращивание организованной преступности и терроризма, в том числе и в нашей стране. О новых тенденциях деятельности вербовщиков и способах борьбы с терроризмом рассказал директор медиагруппы «Апокриф» Мирослав Макстенек.

Надо различать два понятия: диверсия и террор. Проходит сращивание террора и криминальной активности. Террор не существует вне медийного поля. Что из этих трех тезисов вытаскивается? Начну с конца. Если у нас нет доступа к коммуникационной сети социума, будь то СМИ, соцсети или митинги на площадях, у нас нет возможности передавать информацию о террористическом акте, тем самым распространять информацию о страхе. Понятно, что террор не преследуют целью убить 250 человек, а преследует цель в 250 тысячах породить страх.

Когда мы говорим о сращивании уголовной среды и террора, мы на самом деле говорим именно о бизнес составляющей. Никакая ОПГ не преследует цель просто так сеять страх, всегда речь идет о коммерческих интересах и о том, как монетизировать этот страх. Когда происходит сращивание криминала и террора, происходит миграция террора из политической зоны в зону бизнес войн. Мы различаем понятия террора и диверсии. Как только ОПГ начинает взаимодействовать с террористической организацией в интересах корпорации «Рога и копыта», она начинает применять средства не только идеологического давления, но и методы из области диверсионной деятельности. Здесь возникает та самая проблема, связанная со сменой целевой аудитории. Здесь всплывает «малобюджетный террор» и мы сталкиваемся с очень неприятной вещью. Дело в том, что малобюджетный террор не ловится. Вообще говоря, террор в принципе не ловится, потому что это такая инфекционная болезнь, свойственная социуму. Все контртеррористические мероприятия призваны не уничтожить террор, а снизить его интенсивность. Это обусловлено тем, что мы живем в коммуникационной среде, в которой происходит передача информации. Когда мы попадаем в зону «террор + криминал», оказывается, что изменяется целевая аудитория вербовки. Чтобы взорвать завод, нужен не водитель-одиночка, который врезается на грузовике в толпу и вызывает панику и страх. Чтобы взорвать завод, нужен инженер, который хорошо разбирается в своей области и хорошо поддается вербовке. Иначе говоря, он просто должен быть молод. В силу возраста у него возникают амбиции, желание и определенные мотивационные установки. Мы говорим здесь о целевой аудитории, которая представляет из себя молодежь и техническое студенчество. Действительно этот дрейф наблюдается. Необходима работа со студенчеством, работа по противодействию вербовочным мероприятиям с инженерно-техническим персоналом промышленности.

Есть еще одно неприятное обстоятельство. Помимо смены целевой аудитории, происходит смена технологии вербовки. Вербовщики, ОПГ и террористы ловятся на связи. Даже когда мы говорим о вербовочных мероприятиях в соцсетях, мы говорим, что должны отслеживать появление сообщений. Оказывается, что большая часть всех «спящих» террористов, террористов-одиночек поддается вербовке не через коммуникацию «человек-человек». Это вербовка с анонимно размещенными материалами, которые изменяют мотивацию. Я далеко не уверен в том, что узбек, врезавшийся в толпу людей в Нью-Йорке, был «спящим». Он приехал в США в 22 года, а вот потом, начитавшись разных материалов, у него изменилось представление о мире. Иными словами, это не «спящий», которого можно выявить оперативными мероприятиями. Это человек, которому изменили мозги. Он в соцсети нашел ссылку на материал, который чем-то его задел. Дальше начинается процесс самораскрутки.

Всё плохо. Социальная сеть, как среда коммуникации работает слишком быстро и эффективно для того, чтобы можно было с этим бороться. Бороться с этим можно только одним способом: отменив интернет. А это невозможно. Впрочем, потом необходимо отменить телевидение и газеты для снижения эффективности террора и вообще минимизировать контакты между людьми в социуме. Это также невозможно. Победить нельзя, нужно стараться минимизировать. 

Еще по теме

 

 

Подписывайтесь на ФедералПресс в Дзен.Новости, а также следите за самыми интересными новостями в канале Дзен. Все самое важное и оперативное — в telegram-канале «ФедералПресс».

Добавьте ФедералПресс в мои источники, чтобы быть в курсе новостей дня.