Перспектива развития мировой
нефтяной отрасли

«ВОСТОК ОЙЛ»
Об этом рассказал президенту РФ Владимиру Путину глава «Роснефти» Игорь Сечин в ходе рабочей встречи
Новая нефтегазовая провинция на севере России, проект «Восток Ойл», может стать крупнейшим и наиболее перспективным проектом мировой нефтегазовой отрасли. Ресурсная база месторождений, входящих в «Восток Ойл», на данном этапе составляет около 5 млрд тонн нефти. Каждый вложенный в проект рубль приведет к увеличению спроса на товары и услуги, производимые в стране, на 9 рублей. В целом же реализация проекта позволит увеличить годовой ВВП страны на 2%
«В рамках поручений, которые даны по реализации национальных проектов, нам поставлена задача по обеспечению грузопотока по Северному морскому пути. И в рамках выполнения указанной задачи наша Компания совместно с партнерами ведет работу по формированию на севере страны, на Таймырском полуострове новой нефтегазовой провинции, с большим потенциалом ресурсной базы. Проект называется «Восток Ойл». Ресурсная база на данном этапе – порядка 5 млрд тонн нефти», – сказал Сечин

По его словам, общий объем инвестиций в этот проект на весь период его реализации составит более 10 трлн рублей. «На первом этапе мы уже планируем около 2 трлн рублей», – добавил он
Проект «Восток Ойл» объединяет уже разрабатываемые месторождения Ванкорской группы, а также два крупных промысла – Пайяхское и Западно-Иркинское месторождения
«По консервативной оценке, «Восток Ойл» это самый крупный из новых проектов в мире, он превышает любые другие промысловые провинции. Если смотреть по географии, скорее, можно сравнить с Прудо бей (Prudhoe Bay) на Аляске. Надо отметить качество нефти: она здесь низкосернистая, содержание серы по разным участкам варьируется, но в целом находится в пределах 0,140%. Эта нефть будет востребована на рынках в связи с введением новых стандартов IMO по использованию судового топлива, а также для блендирования и для повышения качества вязкой нефти. Нефть проекта «Восток Ойл» будет торговаться с премией к сорту Urals», – заявил журналистам Игорь Сечин.
Владимир Путин высоко оценил новый проект. Как отметил президент, «Восток Ойл» – очень большой и перспективный проект. «Это и увеличение ВВП страны в целом, это и увеличение грузопотока по Северному морскому пути, и, конечно, укрепление позиций России в Арктике в целом», – сказал Владимир Путин.
Всего в рамках реализации сложнейшего проекта будет создано 15 промысловых городков, два аэродрома, порт, магистральные трубы – примерно 800 километров, внутрипромысловые – порядка 7 тыс. километров, электросетевое хозяйство – 3,5 тыс. километров, 2 тыс. мегаватт электрогенерации и около 100 тысяч новых рабочих мест.

«Синергия по закупкам услуг и товаров при реализации наших инвестиций будет иметь, по расчетам Института народно-хозяйственного прогнозирования Российской академии наук, коэффициент 9,3 на каждый инвестированный рубль в проект. Это позволяет нам реализовать самый крупный в настоящее время в глобальном секторе, мощный, стабильный проект, который, конечно, будет влиять и на мировые рынки», – добавил глава «Роснефти».
«Придется обустроить с нуля»
Перспективы «Восток Ойл» прекрасно оцениваются зарубежными инвесторами, готовыми сотрудничать с Россией по стратегическим направлениям независимо от сложностей на мировых рынках. «Наши операционные затраты позволяют нам достаточно долго работать в этом режиме. Ресурсная база, даже без проведения дополнительных инвестиций в геологоразведку, позволяет, не снижая объемов добычи, работать 22 года. Поэтому мы чувствуем себя достаточно уверенно, и убеждены в том, что надо придерживаться рыночных конструкций, и работать в рынке, показывать свою эффективность», – заявил глава «Роснефти». Как отмечают СМИ, «Роснефть» обсуждает возможное участие в проекте «Восток Ойл» с партнерами из Азиатско-Тихоокеанского региона, стран Запада и Ближнего Востока.
«Порт выйдет на максимальный объем перевалки в 115 млн тонн нефти. Может быть, еще и уголь пойдет. Это позволит разгрузить Восточный коридор, не производить там дорогостоящих работ по модернизации Северомуйского тоннеля», – сказал Сечин. Он добавил, что для обеспечения вывоза сырья и организации работы в порту будет заказано порядка 50 судов.

«Мы рассчитываем, что это будет международный проект, собственно, такая концепция изначально закладывалась. Это крупнейший проект в современной глобальной нефтегазовой промышленности. Крупнейший в мире. Конечно, надо работать с партнерами – и с технологическими партнерами, и с портфельными инвесторами. Такая работа уже проводится», – сказал Сечин.

Одним из ключевых объектов проекта «Восток Ойл» станет «Бухта Север» – крупнейший в северной зоне морской порт.
Мировые и российские эксперты высоко оценили перспективы проекта «Восток Ойл». Так, аналитики ведущих инвестиционных банков, в том числе Merrill Lynch и J.P.Morgan, называют его «флагманским проектом для мировой нефтегазовой отрасли и основным фактором увеличения инвестиционной привлекательности «Роснефти».
«Надежда мировой энергетики – циклопические запасы «Восток Ойл»
Проект «Роснефти» по созданию суперкластера на Таймыре – это возможность вновь совершить прорыв, реализовать новый глобальный проект, сопоставимый по масштабу с освоением Западной Сибири. Его реализация потребует сверхсовременных технологий, создания сложной инфраструктуры. Но, думается, и в этом случае ставка будет оправдана. Уже сейчас в рекордные сроки на Дальнем Востоке создана судоверфь, позволяющая строить гигантские танкеры и ледоколы нового типа, которые обеспечат транспортировку углеводородов из новой нефтяной провинции. А освоение этой провинции может стать самым важным и амбициозным проектом для мировой нефтегазовой отрасли.
Российские нефтяники давно уже связывают большие надежды с этими месторождениями, однако следует понимать, что без привлекательного и предсказуемого налогового режима инвесторов им не найти. Ведь добыча в этом регионе – это не только буровые установки и промысловые объекты, это – морские терминалы, резервуарные парки, аэродромы, автодороги, ледоколы, нефтетанкеры и газовозы ледового класса – сложная и очень дорогая инфраструктура и техника. К тому же, нельзя забывать, что добиться здесь приемлемого уровня доходности на вложенный капитал можно лишь в рамках интегрированных проектов с длинным жизненным циклом.
«Сейчас мы постоянно слышим разговоры об окончании эры углеводородов, о том, что запасы, в том числе и в России, истощаются, – говорит старший аналитик WMT Consulting Валерий Андрианов. – Однако это совсем не так. Ведущие отраслевые эксперты осознают, что главная надежда углеводородной энергетики, стратегическая перспектива мировой отрасли – это циклопические запасы российского Севера».
«Чтобы у российской нефтяной отрасли были преимущества в конкурентной борьбе на мировых рынках, ей необходимо обеспечить государственное стимулирование, – заявляет директор Центра политической информации Алексей Мухин. – Без стимулов не будет инвестиций, а наиболее перспективные проекты требуют огромных капиталовложений. Речь о таймырских месторождениях с прямым каналом сбыта по северному морскому пути и колоссальной ресурсной базой».
«Такие проекты требуют колоссальных инвестиций и серьёзной государственной поддержки, – отмечает старший аналитик WMT Consulting Валерий Андрианов. – И это никакие не льготы. Это – стимулы, которые позволят компаниям построить необходимую сложную инфраструктуру. Это – обязательства перед государством по реализации самого важного и амбициозного проекта для мировой нефтегазовой отрасли. Проекта, который может стать основой для развития российской экономики. Смешно рассуждать о преференциях, когда перед вами белая пустыня, которую предстоит освоить. Налоговые стимулы – это единственная возможность работать в регионе».
«После введения рационального налогового режима Россия сможет приступить к полномасштабному освоению месторождений на Таймыре, – полагает старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов. – Это, в свою очередь, будет иметь значительный мультипликативный эффект для национальной экономики. По оценкам независимых экспертов (компании KPMG) мультипликативный эффект от «арктических» инвестиций превысит 30 трлн рублей до 2038 года, дав импульс для развития смежных отраслей экономики, таких как машиностроение, металлургия, электроэнергетика, дорожное строительство, судостроение».
Аналитики инвестиционных банков также видят большие перспективы проекта «Восток Ойл». В опубликованном в конце января отчете Merrill Lynch аналитики Карен Костанян и Екатерина Смык повысили оценку стоимости ценных бумаг «Роснефти» на 20% – до 10 долл. за ГДР (глобальные депозитарные расписки). При этом одним из факторов возможного улучшения финансового состояния российской компании они назвали именно реализацию проекта «Восток Ойл». «Проект представляет собой основной источник потенциального роста для НК «Роснефть», – отмечается в отчете.
Аналитики J.P. Morgan связывают долгосрочные перспективы развития Компании с проектом «Восток Ойл». Создание новой нефтегазовой провинции на Таймыре обещает стать флагманским проектом не только для «Роснефти», но и для мировой нефтяной отрасли.
«Роснефть» сейчас – наш главный фаворит»
«Даже сам внешний вид малых городов, таких, как Тикси, Диксон, очень показателен. Они, фактически, находятся в разрушенном состоянии, – подчеркивает Рустам Танкаев. – Реальное же восстановление инфраструктуры возможно только в том случае, если система налогообложения будет приведена в соответствие с условиями хозяйственной деятельности в регионе. Если с нефтяников начнут брать налоги с момента начала строительства, то они никогда ничего не построят, это совершенно очевидно. Когда вы строите базу на Марсе, то рассчитывать на то, что вы при этом еще и будете платить какие-то налоги – по меньшей мере, наивно, если не сказать глупо.
Только если создать нормальные налоговые и регуляторные условия, начнется реальное современное освоение таймырских месторождений, которое может дать гигантские прибыли нашей стране. В ближайшие годы этот кластер должен загрузить Северный морской путь товарами. Думается, будут восстановлены такие порты как Тикси и Диксон, поскольку они напрямую связаны с ареалом деятельности проекта «Восток Ойл».

«Этот регион очень сложный для добычи и транспортировки углеводородного сырья, – отмечает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. – Но вариантов нет. Следует напомнить, что в свое время, когда в Западной Сибири начиналась разработка гигантских нефтегазовых месторождений, этот регион также считался крайне сложным, потребовал колоссальных инвестиций, но, тем не менее, был освоен. И, откровенно говоря, страна до сих пор живет на тех самых инвестициях, которые были сделаны в шестидесятые-семидесятые годы во время освоения Западной Сибири».
Точно таким же образом, сейчас инвестируя в таймырские месторождения, мы обеспечиваем будущее страны, может быть, на пятьдесят-шестьдесят, а то и сто лет вперед. Потому что это – достояние, которое необходимо не только для России – понятно, что России, прежде всего, – но это достояние, которое будет востребовано во всем мире. Потому что, на самом деле, углеводородное сырье истощается, при этом весь мир и вся энергетика мировая все равно будет нуждаться в углеводородном сырье, несмотря на развитие «зеленой энергетики» и возобновляемых источников. Так что проект «Восток-Ойл» необычайно важен с этой точки зрения».


«В случае с Ванкорским кластером и формирующемся на его основе сверхкластером, который будет создан в рамках проекта «Восток Ойл», работает единый хозяйственный комплекс, – поясняет директор ИнфоТЭК Терминал Рустам Танкаев. – Этот комплекс далеко не полностью расположен за полярным кругом, но это – единый механизм, единый экономический организм, который нельзя разрывать. И в отношении этого комплекса в целом должны действовать одинаковые условия хозяйственной деятельности».
Очень важно, вырабатывая государственную политику по развитию северных месторождений, по формированию инфраструктуры, учитывать, что это не вопрос сегодняшнего дня. Это вопрос стратегический. И те же американцы прекрасно понимают, что на долгосрочную перспективу именно северные месторождения станут одним из ресурсов конкурентоспособности России как мирового производителя нефти и газа».
«Сейчас есть понимание того, что это – ресурс глобальной конкурентоспособности страны на будущее, – отмечает директор ИМЭМО РАН Фёдор Войтоловский. – Причем, есть понимание на уровне руководства страны. Естественно есть всегда скептики, которые говорят о текущей цене и о возможном прогнозе цены на нефть.
«Предполагается, что на гражданской судостроительной верфи «Звезда» (верфь для строительства судов ледового класса, которые позволят сделать навигацию Севморпути круглогодичной) будут построены 200 плавсредств, – заявляет Танкаев. – Самые технологически сложные и абсолютно неосвоенные другими нашими верфями виды морской техники. Фактически, мы стоим у истоков новой отрасли промышленности – тяжелого судостроения и базой для неё станет «Звезда». «Звезда» – это далеко не только верфь, но в будущем и металлургический комбинат, и транспортная инфраструктура, и мощности по строительству и эксплуатации атомных реакторов. Напомню, что на «Звезде» будут строиться атомные ледоколы следующего поколения – поколения «Лидер».
«Мы можем сейчас совершить гигантский рывок, рывок, который выведет нас на позиции мировой нефтегазовой сверхдержавы, – говорит Танкаев. – Причем, мы будем укреплять свои позиции с каждым годом, потому что из игры постепенно одно за другим будут выходить ближневосточные государства. Никаких новых мощных лидеров на горизонте не просматривается. А запасы сланцевой нефти и сланцевого газа США, по данным американских геологов, будут исчерпаны в период от пяти до десяти лет».
«Северный морской путь можно сделать экономически выгодным, доступным для перевозчиков маршрутом, – продолжает эксперт. – Для этого потребуются специальные суда гигантского водоизмещения. Прежде всего, речь идёт, о высокотехнологичных газовозах и танкерах ледового класса. Кроме как на судоверфи «Звезда», строить крупнотоннажные суда в России больше негде. У нас просто нет других таких судостроительных мощностей. Помимо сверхгазовозов и танкеров понадобятся также платформы, суда обеспечения, вертолетная техника, вся наземная инфраструктура. И важно иметь в виду, что это не просто инвестиции в сырье, в углеводороды. Это – инвестиции в реальные инновации, потому что и транспортная, и добычная инфраструктура проекта потребуют высокотехнологичных разработок, которые будут способствовать развитию судостроения, машиностроения, металлургии, химической промышленности и так далее».
Включает в себя Ванкорский кластер (15 месторождений, крупнейшие из которых - Сузунское, Тагульское, Лодочное и Ванкорское месторождения), Западно-Иркинский участок («Роснефть»), Пайяхскую группу месторождений («Нефтегазхолдинг) и месторождения Восточно-Таймырского кластера


Проект «Восток Ойл»
Западно-Иркинский лицензионный участок, где уже начаты работы, расположен на полуострове Таймыр, выше 70 параллели, на 400 км севернее Полярного круга на правом берегу реки Енисей. Ближайший город Дудинка расположен на 140 км к югу от участка.

Оборудование и материалы, необходимые для проведения бурения на Западно-Иркинском участке перевозились по Северному морскому пути из порта Архангельск. К началу бурения доставлено около 10 тыс. тонн грузов, включая оборудование и материалы, топливо и специальную технику.


Проектная глубина скважины составит 4200 метров с отходом от вертикали 1500 м. Бурение ведется уникальной буровой установкой «Таймыр-001» эшелонного типа, грузоподъемностью 450 тонн. Установка спроектирована для бурения в районах Крайнего Севера, при температурах до -50°С. Полное укрытие буровой установки, включая вышку, приемный мост и рабочие зоны, позволяет вести работы при ветре до 33 м/сек, обеспечивает высокую энергоэффективность, максимально комфортные условия труда и исключает простои из-за неблагоприятных метеоусловий.
Загрузка такого мощного проекта как «Восток Ойл» потребует строительства самых современных судов. В этой связи стоит обратить внимание на ССК «Звезда». Это уникальный высокотехнологичный судостроительный проект. При строительстве современной верфи применяются принципиально новые технологические решения, которые позволят комплексу стать одним из самых современных судостроительных производств в мире. На верфи создается высокотехнологичная инфраструктура, позволяющая максимально автоматизировать производственные процессы и управление.


Восток Ойл и «Звезда» Дальнего Востока

Верфь «Звезда» способна построить ледоколы типа «Лидер», уже планируется построить три ледокола такого типа. Мощность ледокола – 120 МВт, это вдвое больше, чем ледокол «Арктика», который рассчитан на рекордные 60 МВт. Как ожидается, он первым в мире сможет круглый год проводить суда по Северному морскому пути при толщине льда до 4 метров.

Строить все существующие и перспективные суда практически без ограничения тоннажа и спускового веса корпусов (нефтяные танкеры, танкеры-газовозы, буровые суда высокого ледового класса, атомные ледоколы и другую морскую технику) позволит возводимый на судоверфи «Звезда» сухой док – самое большое в России гидротехническое сооружение. Его длина достигает почти 500 метров.

Пилотную загрузку комплексу обеспечивает «Роснефть», которая заключила с АО «ДЦСС» эксклюзивное соглашение о размещении всех заказов на строительство новой морской техники и судов на его мощностях, а также контракты на проектирование, строительство и поставку многофункциональных судов снабжения усиленного ледового класса, танкеров типа «Афрамакс», арктических танкеров-челноков ледового класса Arc7, арктического танкера-челнока дедвейтом 69 тыс. тонн и бурового судна.