Аналитики J.P. Morgan связывают долгосрочные перспективы развития Компании с проектом
«Восток Ойл». Создание новой нефтегазовой провинции на Таймыре обещает стать флагманским проектом не только для «Роснефти», но и для мировой нефтяной отрасли.
«Роснефть» сейчас – наш главный фаворит»
«Даже сам внешний вид малых городов, таких, как Тикси, Диксон, очень показателен. Они, фактически, находятся в разрушенном состоянии, – подчеркивает Рустам Танкаев. – Реальное же восстановление инфраструктуры возможно только в том случае, если система налогообложения будет приведена в соответствие с условиями хозяйственной деятельности в регионе. Если с нефтяников начнут брать налоги с момента начала строительства, то они никогда ничего не построят, это совершенно очевидно. Когда вы строите базу на Марсе, то рассчитывать на то, что вы при этом еще и будете платить какие-то налоги – по меньшей мере, наивно, если не сказать глупо.
Только если создать нормальные налоговые и регуляторные условия, начнется реальное современное освоение таймырских месторождений, которое может дать гигантские прибыли нашей стране. В ближайшие годы этот кластер должен загрузить Северный морской путь товарами. Думается, будут восстановлены такие порты как Тикси и Диксон, поскольку они напрямую связаны с ареалом деятельности проекта «Восток Ойл».
«Этот регион очень сложный для добычи и транспортировки углеводородного сырья, – отмечает заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. – Но вариантов нет. Следует напомнить, что в свое время, когда в Западной Сибири начиналась разработка гигантских нефтегазовых месторождений, этот регион также считался крайне сложным, потребовал колоссальных инвестиций, но, тем не менее, был освоен. И, откровенно говоря, страна до сих пор живет на тех самых инвестициях, которые были сделаны в шестидесятые-семидесятые годы во время освоения Западной Сибири».
Точно таким же образом, сейчас инвестируя в таймырские месторождения, мы обеспечиваем будущее страны, может быть, на пятьдесят-шестьдесят, а то и сто лет вперед. Потому что это – достояние, которое необходимо не только для России – понятно, что России, прежде всего, – но это достояние, которое будет востребовано во всем мире. Потому что, на самом деле, углеводородное сырье истощается, при этом весь мир и вся энергетика мировая все равно будет нуждаться в углеводородном сырье, несмотря на развитие «зеленой энергетики» и возобновляемых источников. Так что проект «Восток-Ойл» необычайно важен с этой точки зрения».
«В случае с Ванкорским кластером и формирующемся на его основе сверхкластером, который будет создан в рамках проекта «Восток Ойл», работает единый хозяйственный комплекс, – поясняет директор ИнфоТЭК Терминал Рустам Танкаев. – Этот комплекс далеко не полностью расположен за полярным кругом, но это – единый механизм, единый экономический организм, который нельзя разрывать. И в отношении этого комплекса в целом должны действовать одинаковые условия хозяйственной деятельности».
Очень важно, вырабатывая государственную политику по развитию северных месторождений, по формированию инфраструктуры, учитывать, что это не вопрос сегодняшнего дня. Это вопрос стратегический. И те же американцы прекрасно понимают, что на долгосрочную перспективу именно северные месторождения станут одним из ресурсов конкурентоспособности России как мирового производителя нефти и газа».
«Сейчас есть понимание того, что это – ресурс глобальной конкурентоспособности страны на будущее, – отмечает директор ИМЭМО РАН Фёдор Войтоловский. – Причем, есть понимание на уровне руководства страны. Естественно есть всегда скептики, которые говорят о текущей цене и о возможном прогнозе цены на нефть.
«Предполагается, что на гражданской судостроительной верфи «Звезда» (верфь для строительства судов ледового класса, которые позволят сделать навигацию Севморпути круглогодичной) будут построены 200 плавсредств, – заявляет Танкаев. – Самые технологически сложные и абсолютно неосвоенные другими нашими верфями виды морской техники. Фактически, мы стоим у истоков новой отрасли промышленности – тяжелого судостроения и базой для неё станет «Звезда». «Звезда» – это далеко не только верфь, но в будущем и металлургический комбинат, и транспортная инфраструктура, и мощности по строительству и эксплуатации атомных реакторов. Напомню, что на «Звезде» будут строиться атомные ледоколы следующего поколения – поколения «Лидер».
«Мы можем сейчас совершить гигантский рывок, рывок, который выведет нас на позиции мировой нефтегазовой сверхдержавы, – говорит Танкаев. – Причем, мы будем укреплять свои позиции с каждым годом, потому что из игры постепенно одно за другим будут выходить ближневосточные государства. Никаких новых мощных лидеров на горизонте не просматривается. А запасы сланцевой нефти и сланцевого газа США, по данным американских геологов, будут исчерпаны в период от пяти до десяти лет».
«Северный морской путь можно сделать экономически выгодным, доступным для перевозчиков маршрутом, – продолжает эксперт. – Для этого потребуются специальные суда гигантского водоизмещения. Прежде всего, речь идёт, о высокотехнологичных газовозах и танкерах ледового класса. Кроме как на судоверфи «Звезда», строить крупнотоннажные суда в России больше негде. У нас просто нет других таких судостроительных мощностей. Помимо сверхгазовозов и танкеров понадобятся также платформы, суда обеспечения, вертолетная техника, вся наземная инфраструктура. И важно иметь в виду, что это не просто инвестиции в сырье, в углеводороды. Это – инвестиции в реальные инновации, потому что и транспортная, и добычная инфраструктура проекта потребуют высокотехнологичных разработок, которые будут способствовать развитию судостроения, машиностроения, металлургии, химической промышленности и так далее».