Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева, Руслан Давлетшин
Москва
10 МАЯ, 2017
Президентская кампания в России негласно началась, но пока, как признают политологи, в ней отсутствует одна из основных составляющих – повестка. Поиск тем и идей для выборов активно ведется, но пока квинтэссенция будущей программы не очевидна. Фактически истеблишмент, не имея четкого представления о содержании грядущей кампании, оказался в информационном вакууме, а население вынуждено внимать сообщениям об укреплении России на внешнеполитической арене. С чем пойдет Владимир Путин на свой очередной референдум – в материале «ФедералПресс».
Стратегические задачи избирательной кампании действующего президента Владимира Путина стали звучать задолго до выборов. По меньшей мере, две из них обнародовал еще в декабре прошлого года первый зам главы администрации президента (АП) Сергей Кириенко на семинаре для кураторов внутренней политики в регионах – это явка и результат Путина: известная формула «70/70» - пока, пожалуй, единственное, что отражает пожелания Кремля.
Российскому истеблишменту не позавидуешь: при имеющемся высочайшем рейтинге Владимира Путина честным путем, без принуждения, обеспечить 70-процентную явку будет крайне сложно: как правило, в таких случаях электорат предпочитает в день выборах заниматься своими делами, полагая, что главный кандидат при высоком рейтинге «и так выиграет». Это и есть обратная, скорее, негативная, сторона предстоящих выборов.
Если судить по результатам предыдущих президентских выборов, прошедших в 2012 году, все шансы получить нужные показатели – 70/70 – есть не очень большой части регионов: пять лет назад выше 70% и по явке, и по голосованию за Владимира Путина набралось на Чукотке, в Тыве, Башкортостане, Мордовии, Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкессии, в Кемеровской, Тюменской и Тамбовской областях, а также на Байконуре и на участках за пределами страны. Тогда Путин шел на выборы под лозунгами «За сильную Россию!», «За стабильность в стране!» и т.п.
Впрочем, как полагает ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Михаил Нейжмаков, «явка протестного электората в таких условиях тоже будет сниженной». «Если кто-то всерьез возьмется ослабить позиции Путина на грядущих выборах, он попытается убедить протестный электорат, что слабый результат действующего президента может стать реальностью. Вспомним, как накануне прошлых президентских выборов, особенно в декабре 2011 года, было немало публикаций про едва ли не «неизбежный» второй тур (хотя на деле такой сценарий был как раз маловероятен с самого начала)», - отметил эксперт.
В «игре» под условным названием «Обеспечь явку и результат Путину» на первый план, вероятно, вновь выйдут главы субъектов, которые смогут подключить административный ресурс, и топ-менеджеры госкорпораций. Как ранее комментировал «ФедералПресс» политолог Олег Иванов, «силами одной партии, пусть даже такой мощной, как «Единая Россия», достигнуть такой явки будет сложно». «В этой связи, принято решение задействовать в президентской кампании все имеющиеся возможности, в частности, привлечь госкорпорации и другие крупные государственные бизнес-структуры. Так, госкорпорации имеют географически разветвленную, хорошо организованную сеть подразделений, в которых работает значительное число сотрудников», - отметил эксперт.
Глава Фонда эффективной политики Глеб Павловский полагает, что на данный момент «предвыборной повестки у команды Кремля нет никакой». В той или иной мере эту позицию подтверждают и другие эксперты.
Действительно, пока на поверхности лежит лишь внешнеполитическая тематика. Она была ключевой и после «крымской весны» на протяжении 2014-2015 годов. Однако, когда стало понятно, что в стремлении закрепиться на мировой арене и отбиться от внешних врагов власть упустила ситуацию внутри собственной страны и когда экономика стала стремительно падать, а уровень жизни населения столь же стремительно снижаться, эти две темы попытались уравновесить. В частности, внутренние вопросы в прошлом году были превалирующими во время встречи Владимира Путина с региональными журналистами на медиафоруме ОНФ в Санкт-Петербурге, во время Прямой линии и ежегодной пресс-конференции. Переключиться на внутриполитическую повестку плавно удалось благодаря выборам в Госдуму.
Однако уже к концу 2016 года внешнеполитические вопросы вновь стали выходить на передний план (в то время как у населения страны остается запрос на позицию первого лица государства относительно состояния дел и будущего развития ситуации внутри своей страны). Генеральный директор Института инструментов политического анализа Александр Шпунт, в разговоре с журналистом «ФедералПресс» заметил, что основным «темником кампании будет геополитическое возрождение позиции России на мировой арене до уровня позиции Советского Союза» (о географическом возрождении СССР речи, конечно, не идет).
С этой точкой зрения не согласился директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов. Он считает, что внешнеполитическая повестка для Путина, безусловно, выигрышная, поскольку российский президент является самым популярным мировым лидером, да и внешнеполитические успехи России очевидны». «Но сейчас важно удержаться от соблазна пойти по простому сценарию, - отметил Добромелов. – Это не вопрос победы на выборах, которая с 95-процентной вероятностью будет. Это – вопрос следующих шести лет. Если сейчас задать вектор внешнеполитический, то, к сожалению, следующие шесть лет мы так и будем существовать в парадигме подъема с колен, окружения крепостью и возрождения былого могущества и величия СССР».
По мнению политолога, сейчас как раз настало время «заложить фундамент и основные вектора развития внутренней политики, социально-экономического развития» - это позволит уйти от инерции избирательного процесса. Для действующей власти более важно то, чтобы грядущие выборы продемонстрировали «поддержку Владимира Путина и интерес к избирательной кампании всех групп населения». «А это невозможно без наличия содержательных, стратегических компонентов. До тех пор, пока не будет определен ключевой, смысловой посыл, говорить о полноценном начале избирательной кампании Путина и о каких-то целевых показателях будет слишком рано», - отметил Григорий Добромелов.
Повестка кампании должна быть «мультицелевой», а ее месседжи должны быть направлены на все ключевые социально-демографические группы и, более того, территориально-демографические группы. «Во многом этом еще и вопрос персонифицированного адресного посыла для отдельных регионов, - считает эксперт. – Например, явка. Если мы говорим о мобилизации людей, то в отдельных регионах от выборов к выборам наблюдается низкая явка. Это значит, что там сформирована определенная электоральная культура, и для того, чтобы привести людей на избирательные участки, нужно персонифицировано, именно для этих регионов, сформулировать ту повестку, которая заставит их сделать осознанный выбор во время президентской кампании».
Важность региональной компоненты в предвыборной программе Владимира Путина «ФедералПресс» отмечает и политолог Михаил Нейжмаков. По его мнению, частью позитивной повестки избирательной кампании могут стать некие аналоги «нацпроектов для наиболее значимых регионов или социальных групп, перспективных с точки зрения привлечения дополнительных голосов», как, например, расселение «хрущевок» в Москве.
В этой части, по мнению Нейжмакова, будет интересно наблюдать за действиями оппозиции – как она «сможет подстроиться под президентскую кампанию с большим региональным компонентом». «Более детализированная кампания оппозиционных кандидатов в президенты, нацеленная именно на критику больших региональных проектов властей, означала бы как минимум куда большую роль доверенных лиц из руководства региональных отделений, - пояснил политолог. – А в случае с непарламентскими партиями дала бы дополнительную пищу для размышлений – нужен им кандидат, ставящий более глобальные вопросы властям или, все же, лучше заточенный именно под региональную протестную повестку. Условно говоря, “формат Явлинского” или “формат Митрохина”».
Одним из пунктов повестки (он, собственно, уже реализуется, но не всегда воспринимается как часть предвыборной программы), как полагает директор Института политической социологии Вячеслав Смирнов, станет борьба с коррупцией. «Тема 70/70 требует кропотливой работы. Зачистки регионов от коррумпированных чиновников, чем, как мы видим, силовики сейчас и занимаются, - отметил политолог. – Как итог, возможно, все завершится объявлением программы на ближайшие 5-10 лет и сменой правительства с назначением нового премьера именно под эту программу. Не потому, что Медведев плохой, а потому, что надежда людям нужна. А у нас надежда всегда персонифицированная».
В политических кругах по-прежнему продавливается в массы идея о безальтренативности действующего президента. Как считает политолог Глеб Павловский, безальтернативность Путина – это не более, чем миф, выгодный только ближнему кругу главы государства. «Безальтернативный Путин якобы безальтернативен настолько, что ни у кого в России во власти нет президентского потенциала. Это миф! – заявил Павловский, выступая на конгрессе Российской ассоциации политконсультантов. – Миф безальтернативности Путина подавляет и реальный политический поиск, и внимание аналитиков. Поэтому возникает призрак сценария выборов-референдума. Такой же сценарий был в 2004 году, и тогда он был искусственным сценарием».
Безальтернативность предстоящих выборов приводит к выводам об их референдумном сценарии. Из опрошенных «ФедералПресс» экспертов, лишь политолог Александр Шпунт не согласился с такой позицией. По его мнению, это будут «плебисцитарные выборы». «Референдум – это некоторый диалог, плебисцит – это подтверждение политики, которая ведется много лет», - пояснил эксперт.
Поскольку основным сценарием президентской кампании считается референдум о доверии, по мнению политолога Вячеслава Смирнова, таковой, скорее всего, будет и повестка. Это будут выборы, когда «нет соперничества кандидатов, а есть предъявление претендентами своих доводов на получение или продление “мандата Неба”». «У нас претендент один сегодня, и он удовлетворяет как элиты, так и большинство голосующего населения. Не удовлетворяет часть подданных то, что жизнь стала хуже по сравнению с временами тандема, и то, что элита решила, что она навсегда у трона. А сама фигура национального лидера вполне устраивает. По этой причине он не может проиграть выборы», - отметил политолог.
Референдумный сценарий президентских выборов, как считают эксперты, совершенно безопасен для нынешней власти. Опять же, потому, что у Владимира Путина нет альтернативы, а его рейтинги значительно выше, чем у всех будущих оппонентов вместе взятых. С другой стороны, как отметил политолог Григорий Добромелов, «любой референдумный сценарий – это мобилизационный сценарий и алармистский сценарий», который реализуется под лозунгами типа: «Голосуй за Путина, иначе будет хуже», «Голосуй за Путина, потому что нет выбора», «Голосуй за Путина, потому что мы в кольце врагов». «И для Путина, и для развития страны был бы более выгоден сценарий содержательного диалога, когда люди говорят: “Мы голосуем за Путина, потому что мы верим, что в следующие шесть лет страна будет развиваться эффективно”», - считает Добромелов.
Более-менее четкие контуры будущей программы могут проявиться уже в июне, когда, как ожидается, состоится перенесенная с апреля Прямая линия Владимира Путина.
Фото – Сергей Гунеев, РИА Новости