Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

В Новосибирске продолжается мусорный диалог

Редакция «ФедералПресс» / Борис Паливой
Новосибирская область
15 МАЯ, 2017

Обсуждение «мусорной концессии» в Новосибирске продолжает набирать обороты. При том, что и сторонники ее, и противники подчеркивают необходимость диалога и уже его ведут, события могут пойти совсем не так, как того бы хотелось многим. Подробности – в материале «ФедералПресс».

С легкой руки Виктора Козодоя и Сергея Дьячкова – членов «протестного оргкомитета», который организовывал митинги против повышения тарифов ЖКХ на 15 %, – стало хорошим тоном не только ходить на митинги и организовывать пикеты, но и проводить публичные дискуссии между оппонентами. Так, прошли сразу две конференции с участием «Сибэко», в то время как «Горводоканал» гордо хранил молчание. В результате позиция энергетиков стала понятнее всем, а вот «Горводоканал» остается по-прежнему тайной за семью замками, что вызывает у общественности недоумение.

Поэтому, когда депутат Совета депутатов Новосибирска Александр Бурмистров (КПРФ) заявил о том, что в скором времени состоится подобная конференция с участием ООО «Экология-Новосибирск» по поводу «мусорной концессии», которая вызывает такие споры в городском сообществе, это известие встретили с одобрением. Диалог в результате состоялся, но мероприятие, конечно, совсем не походило на научно-практическую конференцию: не случайно, что организаторы сами его окрестили «публичной дискуссией о концессионном соглашении, заключенном Новосибирской областью с ООО «Экология-Новосибирск» в отношении создания и эксплуатации системы коммунальной инфраструктуры – объектов, используемых для обработки, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов в Новосибирской области и перспективах развития мусороперерабатывающей отрасли в городе Новосибирске и Новосибирской области».

Хотели, понятно, как лучше, но получилось строго по Черномырдину – как всегда: любое мероприятие по поводу «мусорной концессии», где бы оно ни проводилось, превращается в дискуссию, которая пока совсем немного не доходит до выяснения отношений по принципу «а ты кто такой?!».

Первая часть дискуссии в Малом зале новосибирской мэрии состояла из ответов представителей концессионеров на 19 заранее подготовленных организаторами вопросов. Причем выступающих просили уложиться в три минуты, что было практически нереально. Вопросы, естественно, касались самых больных тем. Например, какой объем и вес мусора ежегодно образуется с территории муниципалитетов, которые по проекту должны обслуживаться на двух мусоросортировочных комплексах?

Наталья Аббасова, начальник управления коммунального комплекса и энергетики министерства ЖКХ Новосибирской области, констатировала, что «остаточный ресурс» четырех полигонов в регионе составляет от одного до четырех лет, стало быть, ситуацию менять надо. Но точных цифр у нее не было, поскольку отчетность у нас пока – «заявительная». Новостью стало заявление о том, что построенные концессионером объекты сразу становятся собственностью региона.

Практически по каждому вопросу могла завязаться дискуссия, но целью первого часа работы было именно получение информации. Большой ажиотаж вызвал вопрос о том, какие альтернативные предложения по сортировке мусора рассматривались правительством Новосибирской области? Из выступления Натальи Аббасовой стало ясно, что в 2013–2016 годах с участием Агентства инвестиционного развития Новосибирской области велась работа с предложениями, поступившими из Кореи и Франции, но до конкретного разговора «ни с кем не дошло», а правильнее все-таки адаптировать варианты «по климатическим условиям близкие к нашим территориям».

Каковы затраты на рекультивацию и дальнейшее обслуживание полигонов после окончания их эксплуатации? Как заметил руководитель департамента по тарифам Новосибирской области Гарей Асмодьяров, сейчас сложно о таких вещах рассуждать, но он уверен, что в будущем «будут совершенно новые технологии, которые могут эту проблему решить, потому что жизнь на месте не стоит».

Дискуссия была бурной, по некоторым из выступающих сложно было предположить, что они представляют депутатский корпус: вскакивать с места, перебивать оппонента и превращать вопрос в выступление оказалось обычным делом. И хотя эмоции зашкаливали, обсуждение все-таки двигалось дальше. Руководитель рабочей группы, созданной депутатами заксобрания, Вадим Агеенко сообщил, что предложенные региональным правительством изменения в соглашение не содержат «ничего существенного», а интерес концессионера вполне объясним, поскольку концессия для него является «супервыгодной».

Партнер юридической фирмы «ЛЕКАП», совладелец «Экологии-Новосибирск» Юрий Туктаров фактически в одиночку отвечал на вопросы, которые все более походили на речи на митинге. Представитель «Яблока» Олеся Вальгер отметила: «Уровень риторики неприемлем для таких публичных слушаний» и предложила в дальнейшем продолжить обсуждение «в части углубления в предмет». Юрий Туктаров бросил интересоваться, читал ли кто-то из выступающих текст концессионного соглашения, и стал приглашать участников обсуждения прийти к нему пообщаться по конкретным вопросам, на которые он готов дать ответ.

Два часа дискуссии пролетели незаметно, но было ясно, что в том же духе можно продолжать еще и два, и четыре часа; при этом очевидно, что результат не изменится. Диалог, конечно, будет продолжен, но, похоже, концессионеру уже очевидно, что переубедить общественников вряд ли возможно, а те, в свою очередь, понимают, что одних бесед мало. Не случайно уже раздаются голоса об организации митингов и призыве к депутатам заксобрания занять активную позицию и тщательно разобраться со всеми положениями «мусорной концессии», которые вызывают вопросы у жителей города. Все это означает одно: после исчезновения тарифной темы на первый план выходит тема «мусорная».