Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева
Москва
19 ИЮЛЯ, 2017
Российские губернаторы пытаются осваивать новые технологии коммуникации, но получается это лишь у немногих. Социальные сети поддались, по сути, единицам. Личные страницы чиновников регионального уровня интересны немногим даже на собственной территории, не говоря уже о масштабах страны. Покорением интернета может похвастаться разве что чеченский лидер Рамзан Кадыров, который является абсолютным лидером среди коллег по губернаторскому корпусу. Кого из глав регионов и где можно встретить на просторах интернета, как политику стать популярным в сети, - в материале «ФедералПресс».
Политическая невостребованность
Социальные сети прочно вошли в жизнь россиян. По данным июньского опроса ВЦИОМ, самой посещаемой остается сеть «ВКонтакте», которую ежедневно используют порядка 42% совершеннолетней интернет-аудитории. Популярность «Одноклассников» ниже – 27% опрошенных ежедневно заходят на этот ресурс, а вот Facebook выбирают еще меньше – только 13% пользователей.
В целом же, «ВКонтакте» с разной периодичностью пользуются 61% опрошенных, а «Одноклассниками» - 54%. Instagram просматривают 25%, страницы Facebook – 20%. Twitter популярен еще меньше – им пользуются всего 11% опрошенных.
Популярность «ВКонтакте», в том числе среди совершеннолетних пользователей (их ¾ в «ВК»), способствовала тому, что этот ресурс стал наиболее значимым для политиков. Впрочем, далеко не для всех.
В этом году проводился ряд исследований, в ходе которых выявлялась активность политических деятелей в социальных сетях. В частности, такая аналитика сделана агентством «Интернет-агитация» и консалтинговым агентством Bakster group. Результаты этих исследований показали, что только единицы политиков (как губернаторов, так и, например, депутатов Госдумы) активно используют социальные сети. И это вызывает немалое удивление у специалистов: ведь интернет-ресурсы позволяют почти беспрепятственно продвигать любые свои идеи, собирать сторонников, да и просто доносить до избирателей информацию о своей деятельности.
Чаще всего глав российских регионов можно встретить в «ВКонтакте» и в Instagram. Губернаторы практически обходят стороной «Одноклассники» и Twitter, да и Facebook менее популярен среди первых лиц субъектов (впрочем, и целевая аудитория здесь особая – не «средний статистический россиянин»). Но еще меньшим вниманием со стороны чиновников пока пользуется новый канал коммуникации – Telegram.
«Кадыровские сети»
Среди глав регионов самым активным пользователем социальных сетей является глава Чечни Рамзан Кадыров. Популярность его аккаунтов сопоставима разве что с популярностью аккаунтов президента и премьер-министра. Буквально полтора месяца назад Кадыров зарегистрировался в Telegram, создал там собственный канал и тут же собрал более 10 тысяч подписчиков. Правда, за полтора месяца эта цифра увеличилась всего лишь вдвое. Однако каждый пост чеченского лидера набирает около 50 тысяч просмотров.
Но вот где Рамзану Кадырову удалось превзойти всех, так это в Instagram (здесь у главы Чечни зарегистрировано сразу два профиля – руско- и англоязычные). В русскоязычной версии на главу Чечни подписано более 2,7 млн пользователей, а вот англоязычная версия сильно проигрывает по числу подписчиков – всего около 51 тысячи. Кстати, активное продвижение Кадырова в соцсетях, начиная с 2013 года, эксперт Андрей Цепелев связывает с созданием республиканского министерства по организации взаимодействия правительства с гражданским обществом, руководителем которого был назначен один из активных подписчиков Кадырова.
Активничает Рамзан Ахматович и в «ВКонтакте» - на его страницу подписано более 527 тысяч пользователей, при этом, согласно исследованию агентства «Интернет-агитация», каждая запись Кадырова набирает порядка 73 тысяч просмотров (это больше даже показателей лидера ЛДПР Владимира Жириновского, записи которого просматривают в среднем 68 тысяч пользователей). Только 4% пользователей – жители Чечни.
Самым популярным из глав регионов Кадыров является и в Facebook, где на чеченского лидера подписано почти 754 тысячи пользователей, а более 786 тысяч отметили его страницу как понравившуюся. Несмотря на угасание Twitter-активности, в этой соцсети Рамзан Кадыров имеет 390-тысячную армию подписчиков.
И лишь «Одноклассники» остались вне зоны внимания главы Чечни – здесь Кадыров не зарегистрирован. Да и его фанаты, создавшие страницу в поддержку своего лидера, не проявляют большой активности – с ноября прошлого года они обновили информацию на странице всего один раз.
Губернаторы «сдали» интернет
Абсолютное большинство губернаторов либо не представлены в социальных сетях, либо, имея аккаунты, не проявляют там совершенно никакой активности. Сравнивать Рамзана Кадырова с его коллегами (или наоборот) просто бессмысленно. Чтобы наглядно показать это, возьмем за основу исследование агентства «Интернет-агитация» по читаемости губернаторов в «ВКонтакте».
Минниханов. Президента Татарстана Рустама Минниханова, на которого подписано более 146 тысяч пользователей, читают, но гораздо меньше, чем Кадырова. Но в «ВК» его читают (или, скорее, смотрят его фотожурнал) преимущественно жители Татарстана. Остальной России он интересен гораздо меньше своего коллеги с Кавказа.
В Instagram на профиль Минниханова подписано 240 пользователей. За время своего присутствия в этой сети глава Татарстана поделился со подписчиками 8,5 тысячами публикаций.
Это заметно больше, чем, к примеру, на странице Рустама Минниханова в Twitter, где размещено около 2,6 тысяч записей, а деятельностью политика интересуются 128 тысяч пользователей.
В остальных соцсетях глава Татарстана обнаружен не был.
Собянин. Мэр Москвы Сергей Собянин тоже использует сеть в «ВКонтакте» в качестве основной. Здесь на его страницу подписано около 270 тысяч пользователей, но его посты собирают в среднем 34 тысячи просмотров. Для мэра самого крупного города России это слишком мало, по мнению экспертов.
Более активно, как ни странно, Собянин пользуется «умирающим» Twitter. Здесь группа его читателей весьма внушительная – 343 тысячи пользователей. На странице градоначальника размещено 3,2 тысячи твитов.
В Instagram у Собянина только 136 тысяч подписчиков и чуть больше 300 публикаций. В «Одноклассниках» мэр столицы вообще не представлен, зато осваивает новую сеть – Telegram, где у Сергея Собянина чуть больше 800 подписчиков.
Воробьев. На аккаунт губернатора Подмосковья Андрея Воробьева в «ВКонтакте» подписано 86 тысяч пользователей. Но каждый его пост в среднем просматривают лишь 13-14 тысяч раз.
Больше всего – 124 тысячи пользователей – подписано на страницу Воробьева в Twitter. Есть профиль у Воробьева и в Facebook. На страницу подписано 12,9 тысяч пользователей, что, опять же, не так много для губернатора одного из самых крупных регионов страны.
Бречалов. Из губернаторов «новой волны» наиболее активно в социальных сетях себя ведет, пожалуй, только врио главы Удмуртии Александр Бречалов. До лидеров ему, конечно, еще очень далеко, но, скажем, по числу фолловеров в Instagram он выглядит не так уж плохо – 34,3 тысячи пользователей. В Twitter у Бречалова 11,2 тысячи интернет-друзей (кстати, это чуть больше, чем размещенных твитов). На страницу в Facebook подписано 10,4 тысячи пользователей. Вместе с тем, врио главы Удмуртии входит в немногочисленный список обладателей Telegram-канала (правда, здесь у него пока только 50 подписчиков) и страницы в «Одноклассниках» (в подписчиках у Бречалова более 15 тысяч пользователей).
Где другие?
Что касается других глав регионов, представленных в социальных сетях, то среди них можно выделить губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева, главу Тывы Шолбана Кара-оол, архангельского губернатора Игоря Орлова, ульяновского губернатора Сергея Морозова, посты которых набирают порой по 8-10 тысяч просмотров, но подписчиков на их страницы не так много.
В большинстве же своем главы регионов просто игнорируют ресурс социальных сетей, в последние год-два действительно ставший политически значимым. Скажем, губернатор Иркутской области, коммунист Сергей Левченко довел до того, что его записи смотрят только 20-30 человек из 2,4 млн жителей региона. Аналогичная ситуация и у других губернаторов. Многие просто либо не создавали страницы в соцсетях, либо забросили их.
Между тем, еще в конце прошлого года почти через три месяца после своего назначения на пост первого замруководителя Администрации президента Сергей Кириенко собирал в Москве на семинар заместителей губернаторов по внутренней политике. И тема работы в интернете стала одной из основных в процессе обучения. До региональных чиновников прокремлевские консультанты попытались донести одну важную мысль: в любых выборах работа в интернете играет важнейшую роль. Но совсем игнорировать этот инструмент нельзя и в текущей деятельности. Вероятно, понять удалось это только единицам.
Секрет успеха в интернете
Руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев считает, что успех в сетевом продвижении заключается «не в каналах коммуникации, а в предлагаемом контенте, известности и популярности его автора» - «масштабы личности определяют». «Социальные сети – это только инструмент», - отметил Калачев.
Тот же Александр Бречалов, по сути, набирал популярность как секретарь Общественной палаты РФ еще задолго до своего назначения в Удмуртию – среди гражданских активистов он пользовался большим успехом во многом благодаря своей «народности», искренности, открытости.
Сетевая активность московского мэра Сергея Собянина и интерес к страницам градоначальника повысился с объявлением программы реновации.
Для читателей важно, чтобы это была собственноручная публикация, так как, по словам генерального директора Агентства «Интернет-агитация» Андрея Цепелева, «у людей есть запрос на “новую искренность”, они доверяют таким постам». Кроме того, важно, когда губернатор «не боится показать себя “без галстука” на беговой дорожке в спортзале или на семейном празднике». Во всяком случае, именно так, как отметил Цепелев, и поступает глава Чечни Рамзан Кадыров.
Помимо этого, успех аккаунта любого политика зависит от четкой дифференциации целевой аудитории. Андрей Цепелев пояснил, что, например, тот же Кадыров в «ВКонтакте» и в Instagram преимущественно обращается к жителям Чечни, а в Telegram «работает с политическими и медийными кругами на федеральном уровне».
Популярность аккаунт может приобрести, если его обладатель предстает как «живой человек, а не чиновник: умный, прямой и жесткий». Это, по словам директора Института политической социологии Вячеслава Смирнова, в полной мере относится к Рамзану Кадырову. Вместе с тем, на главу Чечни еще «работает профессиональная команда технологов, которой хорошо платят за хорошую работу».
Привлечь к себе внимание в социальных сетях политику помогают и провокационные посты. Политолог Аббас Галлямов напомнил, к примеру, призыв Кадырова «открывать огонь по силовикам из соседних регионов в случае, если те попробуют проводить свои операции в Чечне без уведомления чеченских властей». Минобороны тут же назвало этот призыв бессмысленным, а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков поспешил сказать СМИ, что он не в курсе сделанного заявления. Но как раз таким своим поведением, отметил Галлямов, Кадыров «очевидным образом выбивается из общего ряда российских губернаторов». Более того, «он на несколько порядков более самостоятелен в отношениях с федеральным центром», а аудитории как раз «интересны самостоятельные игроки, а не покорные исполнители чужой воли».
Важен и другой момент – людям нужно видеть красивую картинку, поэтому неслучайно некоторые губернаторы делают ставку именно на фото (например, Рустам Минниханов, Шолбан Кара-оол) – кто-то с собственным изображением, кто-то ограничивается картинкой с мероприятий. В интернет-продвижении немаловажную роль, по мнению политолога Романа Колесникова, играет развлекательно-информационный характер аккаунтов, как, опять же, у Рамзана Кадырова, который считает себя «пехотинцем Путина», ведёт здоровый образ жизни, подражает президенту. «Образ Кадырова – это такое олицетворение повестки, продвигаемой Первым каналом, в живом обличии. Секрет успеха главы Чечни в том, что контент в его аккаунтах воспринимается как развлекательно-информационный», - отметил эксперт.
Емко о секретах популярности политика в сети на примере Кадырова сказал политолог Валерий Соловей: «Он продуцирует новости, которые становятся предметом обсуждения, а в Инстаграме выкладывает фоточки о красивой жизни».
Фото - Наталья Селиверстова, РИА Новости