Редакция «ФедералПресс» / Дмитрий Барков
Пермский край
18 ИЮЛЯ, 2017
Этап сбора подписей муниципальных депутатов в поддержку участников выборов губернатора Пермского края вышел на финишную прямую. Максимальную медийную активность проявляют кандидаты, в чьих шансах пройти муниципальный фильтр усомнились эксперты. Дошло до апелляции к президенту. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Лидер краевого движения «Выбор» и кандидат в губернаторы Константин Окунев в понедельник опубликовал на своей странице в Facebook видеообращение к президенту России.
«Приходится обращаться в последнюю инстанцию, или в первую – кому как удобнее считать, так как ситуация с выборами губернатора в Пермском крае действительно аховая», – пояснил политик свои шаги. В видео Окунев произнес стандартный набор фраз: «элитная группировка», «административный ресурс», «цепляется за власть», «политический и экономический тупик», «градус напряженности», «внедрили своих ставленников», «мешают собрать подписи», «муниципальный фильтр». Обращаясь к Путину за помощью, Окунев пояснил, что собрал полторы сотни подписей из 234 необходимых, и добрать недостающее он физически не может, так как «их больше нет».
Окунев не первый раз начинает неделю с громкого заявления, претендующего на формирование повестки. В прошлый понедельник политик раскрутил на своей странице в Facebook историю с листовкой, в которой сравнивались он сам и фаворит избирательной гонки Максим Решетников. Эксперты отметили, что листовка выглядит комплиментарной по отношению к Окуневу и предположили, что это его, говоря в терминологии политтехнологов, самострел. Окунев обещал по поводу листовки обратиться в правоохранительные органы и, по его словам, подал заявление в краевую прокуратуру. В надзорном ведомстве «ФедералПресс» эту информацию подтвердили.
Кроме Окунева повод для разговоров дал еще один кандидат из числа аутсайдеров – Олег Хараськин. Накануне на встрече с общественностью политик рассказал, что собрал около 200 подписей муниципальных депутатов. Из них 30 – подписи глав и депутатов муниципальных районов и городских округов при необходимом количестве в 51 подпись. Хараськин отметил, что добирать подписи придется, видимо, за счет депутатов, ранее уже отдавших голоса в поддержку других кандидатов.
«Депутаты, уже поставившие подпись, говорили, что готовы выступить в мою поддержку. Я отвечал, что, в принципе, можно, но не сейчас. Многих таких депутатов брали на карандаш. Если наберем нужное количество, и не будет хватать географии, будем обращаться за такой поддержкой», – уточнил господин Хараськин. Напомним, что подписи должны быть собраны минимум в трех четвертях районов региона.
Говоря о прохождении муниципального фильтра, Хараськин отметил, что в случае нарушений, допущенных в его адрес, будет, как бы ему этого не хотелось, отстаивать свои интересы в суде. А в случае утверждения кандидатом, считает необходимым сформировать избирательный фонд в размере минимум 10 млн рублей. Изыскать необходимую сумму политик намерен самостоятельно. «В тумбочке таких денег нет. Что-то придется продать», – уточнил кандидат в губернаторы.
Комментируя проблемы Окунева и Хараськина со сбором подписей, эксперты коснулись темы размера избирательных фондов кандидатов. Лидирует по этому показателю фаворит избирательной гонки врио губернатора Максим Решетников – 32,5 млн рублей. Кандидат от ЛДПР Олег Постников официально распоряжается средствами в пределах 1 млн рублей, кандидат от КПРФ Ирина Филатова – 605 тыс. рублей. В фонде Олега Хараськина – 90 тыс., Андрея Степанова – 60 тыс., Константина Окунева – 50 тыс., кандидата от «Справедливой России» Владимира Аликина – 35 тыс. рублей. При этом надо иметь в виду, что 68-летний Аликин на выборы не рвался, его кандидатура был спущена из Москвы руководством партии. У Степанова, считающегося спойлером врио губернатора, проблем со сбором подписей не должно было возникнуть априори. А вот оппозиционно настроенный Окунев и оказавшийся с ним в компании в силу невнятной имиджевой стратегии Хараськин без серьезного финансового ресурса, как видим, испытывают трудности со сбором подписей. Если Решетников условно на одну подпись может потратить в среднем 138,8 тыс. рублей, Постников – 4,2 тыс., Филатова – 2,5 тыс., то Хараськин официально из расчета на одну подпись располагает 384, а Окунев – 213 рублями.
«Если Окунев пройдет муниципальный фильтр, во что пока не верится, он сможет найти спонсоров на дальнейшую избирательную кампанию. С Хараськиным ситуация выглядит иначе. У него сейчас неплохие шансы добрать нужное количество подписей с проблемами по их географическому распределению, но практически нулевые возможности изыскать средства на продолжение политической борьбы при выходе в следующий этап выборов. Думаю, что при выдвижении в губернаторы надо тщательнее просчитывать свои финансовые возможности», – считает политический консультант, член регштаба ОНФ Николай Иванов.
Заявления Окунева, его письмо в ЦИК и видеообращение к президенту оцениваются как попытки сохранить хорошую мину при плохой игре и снять с себя ответственность за отрицательный результат.
«Череда политических провалов на протяжении нескольких лет – прямой путь к забвению. Сейчас все действия Окунева говорят о его беспомощности и адресованы аудитории в пределах его подписчиков в соцсетях. Конечно, хочется напомнить о себе и создать хоть какой-то задел к выборам 2021 года. Но нельзя подменить скандалами неготовность выполнить необходимые для выдвижения и участия в выборах формальности», – отметил политтехнолог Дмитрий Логинов.
По закону все подписные листы должны быть оплачены из избирательного фонда кандидата, а каждая подпись в поддержку кандидата должна быть нотариально заверена. Стоимость заверения в Прикамье установлена в размере 100 рублей. Оплата услуг нотариуса осуществляется также из избирательного фонда кандидата. Сдать подписи в Крайизбирком можно с 21 по 26 июля. Окончательный список кандидатов, который избиратели увидят в бюллетенях на избирательных участках, станет известен 4 августа.
Фото: «ФедералПресс»