Редакция «ФедералПресс» / Сергей Спицын
Новосибирская область
10 ЯНВАРЯ, 2018
Во вторник вечером, 9 января, стало известно о мере пресечения, которую избрал Искитимский районный суд для учредителей и директоров компании «Обувь-Нск», чья фабрика сгорела несколько дней назад. Собственник бизнеса Александр Меновщиков, владелец пострадавшего помещения Василий Мамедов и исполнительный директор компании Андрей Мамедов получили по два месяца домашнего ареста, все трое – фигуранты уголовного дела о пожаре на фабрике в Искитимском районе, где погибло десять рабочих. В отношении Меновщикова и Мамедовых Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статьям 109 «Причинение смерти по неосторожности» и 216 «Нарушение правил безопасности при проведении работ, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» Уголовного кодекса РФ. В свою очередь, представители обвиняемой стороны уверяют, что пожар случился не из-за нарушения правил безопасности, а в результате несчастного стечения обстоятельств. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Огненная драма в поселке Чернореченский, Искитимского района разыгралась утром 4 января. По предварительной версии из-за неисправности в электропроводке загорелся обувной цех и склад готовой продукции компании ООО «Обувь-Нск». Результатом пожара стали выгоревшие помещения в 2 тысячи квадратных метров и десять погибших рабочих – семь граждан Китая, двое – Киргизии и один россиянин. Жертв и ущерба от огня могло быть больше, если бы не своевременная помощь сотрудников МЧС и 24 единиц техники Искитимского и Бердского пожарно-спасательных гарнизонов. Возможно, два неисправных гидранта, расположенных рядом с обувным цехом, затруднили локализацию и ликвидацию пожара.
Факт гибели десятерых человек послужил причиной для проверки межрайонной Искитимской прокуратуры вместе со специалистами Государственной инспекции труда и отдела по вопросам миграции МВД других объектов по производству обуви в Искитиме и Чернореченском. По словам прокурора Романа Гулиева, целью проверки было установление соблюдения пожарной безопасности и миграционного учета. Среди производственных компаний, попавших под проверку, было и ООО «Искитим-обувь», принадлежащее Михаилу Мамедову, сыну Василия Мамедова, владельца сгоревшего обувного цеха «Обувь-Нск».
«Ничем другим, как травля, всю ситуацию назвать не могу. Зачем-то устроили проверку, хотя все документы у нас были в порядке и заочно обвинили во всех мыслимых нарушениях в местных СМИ. Выставили наш бизнес в неприглядном цвете, будто бы используем только нелегальных мигрантов, а ведь у нас погиб и гражданин России. Нет, все наши рабочие имеют официальное разрешение», – рассказал Михаил Мамедов в телефонном разговоре с корреспондентом «ФедералПресс».
Отверг Мамедов-младший и собственную причастность к заседанию суда в Искитимском районном суде, о чем сообщили некоторые новосибирские издания. Меру пресечения в виде домашнего ареста в два месяца получили главные фигуранты возбужденного уголовного дела по статьям связанным с «причинением смерти по неосторожности» и «нарушению правил пожарной безопасности» – учредитель «Обувь-Нск» Александр Меновщиков, собственник обувного цеха компании Василий Мамедов и его сын Андрей, исполнительный директор предприятия. Причем, по имеющейся информации, представители Следственного комитета ходатайствовали о заключении обвиняемых под стражу, но судья Александр Емельянов склонился к домашнему аресту.
Согласно официальным документам, ООО «Обувь-Нск» входит в ООО «Искитим-обувь», которое принадлежит Михаилу Мамедову и гражданину Китая Юй Аньсину, когда-то работавшему бригадиром на «Новосибирской обувной компании», где владельцем был Андрей Мамедов. В свою очередь, Михаил Мамедов за последние десять лет открывал и владел десятком юридических лиц, среди которых «Искитим-Ритейл», «Стадия 2002» и другие, так или иначе связанные с производством и продажей обуви. По мнению эксперта в обувной отрасли, заведующего кафедрой технологии изделий из кожи и упаковочного производства Новосибирского технологического института Петра Карабанова, подобная деятельность присуща недобросовестным представителям рынка, ориентированным на получение быстрой прибыли.
«Присутствие данных бизнесменов в Искитимском районе, на мой взгляд, объясняется просто: когда-то там работала известная обувная фабрика. Обувь из Искитимского района в некотором смысле была стандартом качества», – уточнил Карабанов.
Ориентированность «Обуви-Нск» и соответственно, «Искитим-Обуви», на привлечение иностранной рабочей силы, как объяснил Петр Карабанов, тоже вписывается в создание производства с низким уровнем издержек. «Большинство предприятий, с которыми работает наш институт, предъявляет высокие требования к специалистам, кто обучается у нас. Иногда это завышенные требования, но в большинстве своем вполне обоснованные. Использование китайцев как работников совсем не вписывается в имеющиеся стандарты производства», – отметил преподаватель.
Однако, отвечая на вопрос корреспондента «ФедералПресс» о причинах ставки на китайцев, Михаил Мамедов сделал упор на специфических комплектующих, идущих из Поднебесной. «Поверьте мне, я в отрасли десять лет и все знаю об обуви. Лучше китайцев сделать кроссовки и туфли, если материал закупается в Китае, не найти никого. При этом, мы активно привлекаем и местных жителей Искитимского района для производства обуви, в котором все же китайцы играют основную роль – у нас особая технология», – объяснил Мамедов.
По информации центра занятости Искитимского района, вакансии от производителей обуви не пользуются особым спросом среди населения. Отчасти это может быть объяснено невысокой заработной платой в 13 тысяч рублей, которая предлагается за позицию «сборщик обуви», что всего на три тысячи рублей отличается от минимальной оплаты труда в Новосибирской области.
Фото: Александр Кряжев/РИА «Новости».