Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева, Дмитрий Алексеев
Москва
13 ИЮНЯ, 2018
Глава Татарстана Рустам Минниханов вновь первым из коллег пошел по лезвию бритвы. На Гайдаровском форуме он заявил, что федеральным властям пора оставить регионы в покое лет на пять, не менять им полномочия и не корректировать систему источников доходов региональных бюджетов. Легче жить от этого субъектам, возможно, и не станет, но они хотя бы привыкнут к работе в существующих условиях и смогут спокойно планировать свои действия на среднесрочную перспективу. Уже после выступления главы Татарстана губернаторы аккуратно стали высказываться в поддержку этой позиции. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Российские регионы «закопались» в многочисленных полномочиях, переданных им «сверху», но не подкрепленных финансово. По данным Счетной палаты России, всего за пять лет (с 2012 по 2016 годы) их количество выросло на 82,3%: в абсолютных цифрах это 113 видов полномочий в 17 сферах жизнедеятельности.
Более того, федеральный центр перекладывает свои обязательства и на муниципальный уровень, осложняя тем самым жизнь, прежде всего, самому себе: глава Счетной палаты Татьяна Голикова на прошедшем Гайдаровском форуме заявила, что это стало «устойчивой тенденцией», но «приводит к потере прозрачности организации осуществления переданных полномочий, особенно в части регулирования бюджетных средств». Речь идет о полутора триллионах рублей, переданных за эти годы субъектам Москвой. Однако этих денег, как отметила Голикова, на исполнение всех полномочий не хватает, в результате чего регионы вынуждены тратить дополнительные средства из собственных бюджетов.
Формально Голикова в очередной раз выступила на стороне российских регионов. Она, в частности, допустила возможность закрепления части переданных полномочий за регионами как собственных на постоянной основе, в том числе в сферах охраны и использования лесов и объектов животного мира, охраны здоровья граждан, предоставления компенсационных и иных выплат. Это должно повлечь сокращение численности госслужащих и, как следствие, оптимизацию расходов федерального бюджета. Или, например, можно передать полномочия по осуществлению платежей за неработающее население на федеральный уровень с перераспределением в пользу РФ части доходов регионов.
Попытки защитить свои права главы регионов зачастую даже не предпринимают – для них это чревато карьерными рисками. Как ранее в интервью «ФедералПресс» говорила известный специалист в области социально-экономического развития регионов, социальной и политической географии, профессор Наталья Зубаревич (http://fedpress.ru/interview/1922087), «регионы ничего не могут сделать». «Региональные власти сидят тихо, как мышки. Вертикализация всего и вся обеспечивает тишину и спокойствие, но не развитие», – полагает эксперт.
Позволить себе сказать «лишнее» могут единицы. Например, глава Чечни Рамзан Кадыров – его не «трогают» лишь потому, что возглавляемый им регион стратегически важный, а любой конфликт может обернуться новой дестабилизацией обстановки на Северном Кавказе. Свободен в своих высказываниях до недавнего времени был и глава другой национальной республики – Татарстана – Рустам Минниханов. Впрочем, даже он становится все менее резок в высказываниях.
Так, на том же Гайдаровском форуме Минниханов достаточно аккуратно обратился к представителям федеральных структур с просьбой не менять правила игры в течение пяти лет. Это касается как полномочий, так и источников формирования доходной базы бюджетов регионов. «У нас (у регионов, – ред.) разные условия, - отметил Минниханов. – Моя просьба – пять лет не трогайте ничего. Пять лет давайте поработаем. Мы будем понимать, сколько доходов мы заработаем».
Глава Ханты-Мансийского автономного округа Наталья Комарова поддержала коллегу. Она заявила, что «против манипуляций с полномочиями». Комарова полагает, что целый ряд государственных и муниципальных полномочий должен быть пересмотрен, «разумно их закрепить за соответствующими уровнями». Помимо реформы полномочий, по мнению главы ХМАО, необходима и реформа системы госуправления – существующая трехуровневая исчерпала себя.
Сложностей в работе регионам добавляет и нормативное регулирование вопросов, относящихся к их полномочиям, на федеральном уровне. «Не надо нам нормировать количество сотрудников аварийно-диспетчерских служб в регионе, – заявил губернатор Новгородской области Андрей Никитин. – Может быть, я сделаю IT-модель или смс-сервис, которых будет достаточно, и не нужно будет большое количество людей. Это даст серьезную экономию бюджетных расходов. По Новгородской области – это полмиллиарда рублей».
Коллегу поддерживает глава Рязанской области Николай Любимов. По его словам, есть вопросы к введению различного рода ведомственных нормативов. В качестве примера Любимов приводит приказ Минтранса о необходимости категорирования автомобильных мостов с целью обеспечения их безопасности. Чтобы выполнить эти требования Минтранса и оборудовать все 200 мостов в регионе средствами безопасности, рязанскому правительству нужно изыскать 2,5 млрд рублей. «Таких приказов очень много, и таких норм в ведомственных приказах тоже очень много. Эффективны ли эти приказы с точки зрения траты бюджетных средств?» – говорит Любимов.
Заместитель председателя правительства Калининградской области Александр Шендерюк-Жидков в разговоре с журналистом «ФедералПресс» заметил, что то, о чем говорил глава Татарстана, – «это общее желание всех регионов, и связано оно с процессом планирования». «Это нормальное желание – чтобы условия не менялись. Мне кажется, в выборный цикл страна должна входить с некими правилами и держать их в течение всего выборного цикла. Особенно это важно для регионов-реципиентов, доходная часть которых не полностью покрывает расходы», – полагает чиновник.
По словам Шендерюка-Жидкова, речь идет не просто о доходах регионов, но и о соотношении госдолга и обязательств перед Минфином. «Когда помимо того, что ты берешь на себя каждый год обязательства по выполнению определённых критериев, тебе еще меняют доходы или меняют полномочия, то непонятно, как с одной стороны брать на себя обязательства, а с другой – быть подвергнутым внешним влияниям, которые не позволяют тебе эти обязательства выполнить. Очень важны стабильные условия, стабильные правила: от них в том числе зависит выполнение обязательств региона перед федеральным центром», – заявляет зампред правительства Калининградской области, добавляя при этом, что «в жестких бюджетных условиях в целом по стране, федеральному центру довольно тяжело не менять правила игры».
К такому незавидному положению регионов и их руководителей, по мнению главы Роснано Анатолия Чубайса, привела «перецентрализация». Если еще в 90-е годы губернаторы имели «полнейшую власть в своих руках», то сегодня большими полномочиями и ресурсами, в территориях обладают, скорее, радикально усилившиеся с начала 2000-х силовики. Политическую систему нужно возвращать, считает Чубайс, к ее истокам – федерализму (истинному федерализму), заложенному в Конституции страны.
Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) Дмитрий Орлов считает «озабоченность целого ряда регионов о сохранении правил игры» естественным желанием. «Тот же Татарстан это делает давно и достаточно демонстративно по отношению к федеральному центру», – отмечает Орлов.
Вместе с тем, по мнению политолога, «пятилетних гарантий здесь быть не может». «Это невозможно потому, что меняется ситуация в регионах, прежде всего в регионах-донорах, потому, что нельзя постоянно производить списание долгов, которое сейчас произведено. И потому, наконец, что сейчас существует проблема муниципального уровня власти – закредитованность, многие муниципалитеты на грани банкротства, – говорит Дмитрий Орлов. – Возможно, потребуется пересмотр бюджетной политики с акцентом на муниципалитеты».
Однако децентрализация, по мнению Орлова, не нужна: нужно говорить, скорее, «о финансовых полномочиях», а «у регионов сейчас достаточно возможностей, в том числе в части налога на прибыль».
Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев, в свою очередь, считает, что «надо изменить финансирование регионов, чтобы под каждое переданное полномочие был определенный источник финансирования». При этом эксперт уверен, что Минфин не пойдет на условия, которые устроили бы субъекты. «В этой ситуации лучше все оставить, как есть, потому что любые изменения приведут к худшему, – отмечает Журавлев. – По сути, все-таки, важны изменения, потому что то, как есть, – это тоже не выход. Это полумера. Потому что мы навешиваем на регионы заведомо огромное количество обязательств, а деньги оставляем на федерации. В результате у нас закрываются больницы и школы. В Татарстане с деньгами все нормально, но где-нибудь в более бедных регионах России эта проблема возникнет, потому что школьным учителям должен платить регион и местное самоуправление, а денег там вообще не водится».
Как отметил глава АПЭК Дмитрий Орлов, «Минниханову не стоило поднимать этот вопрос, потому что он является аллергеном для федерального центра по всем бюджетным вопросам». Для Татарстана, как и других ресурсных регионов, сохранение правил игры – гарантия стабильности, и это отвечает их интересам. «Минниханов это все неоднократно заявлял, заявлял конфликтно, – напоминает Дмитрий Орлов. – В не слишком стабильных условиях пятилетнюю гарантию никто не даст – это малореальный сценарий. Мне кажется, федеральная власть будет реагировать гибко».
Политолог Дмитрий Журавлев уверен, что глава Татарстана «свои неприятности в любом случае получит». И эти неприятности будут еще за первое выступление Минниханова, раскритиковавшего решение об изъятии из регионов дополнительно 1% налога на прибыль в федеральный бюджет. «Он настолько раздразнил тогда Министерство финансов, Минэкономразвития и вообще правительство, что такое уже не изгладить. Если бы не национальная специфика Татарстана, его бы (Минниханова, – ред.) уже не было».
Фото: president.tatar.ru.jpg