Редакция «ФедералПресс» / Наталья Егошина
Нижегородская область
1 ФЕВРАЛЯ, 2018
Нижегородская область спроецирует принцип модельного бюджетирования, применяемый Минфином России в отношении регионов, на межбюджетные отношения с муниципальными образованиями. Врио губернатора Глеб Никитин подписал дорожную карту по внедрению «модельных бюджетов» муниципалитетов. Предполагается, что соблюдение их параметров местными властями станет одним из условий предоставления финансовой помощи из областного бюджета. Эксперты считают, что «модельные бюджеты» позволят уйти от субъективизма в распределении средств и упростят процедуры принятия бюджетов. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Нижегородская область планирует внедрить «модельные бюджеты» муниципальных образований при формировании их межбюджетных отношений с регионом. В областном министерстве финансов поясняют: «модельный бюджет» – это бюджет на очередной финансовый год, рассчитанный для каждого муниципального образования в отраслевом разрезе. В таких бюджетах будут определены минимальные и максимальные расходы муниципалитетов на исполнение каждого полномочия, что будет являться ориентиром для органов местного самоуправления (МСУ) при планировании и исполнении своих бюджетов. «Модельные бюджеты» станут основным новым инструментом оценки недостатка средств в местных бюджетах и расчета финансовой помощи, и соблюдение их параметров органами МСУ будет одним из условий получения финансовой помощи из областного бюджета.
«Социальная нагрузка на региональный и местные бюджеты значительно выросла за последние годы. Даже незначительные ошибки в планировании и исполнении бюджетов могут привести к таким последствиям как невыплата заработной платы, ограничения коммунального обслуживания учреждений, рост кредиторской задолженности и долга. Следствием всего этого является ухудшение качества жизни населения, – отмечают в нижегородском минфине. – Внедрение принципов «модельного бюджетирования» позволяет минимизировать данные риски. В случае отклонения бюджетной политики муниципалитета от приоритетов и параметров, гарантирующих полноценное исполнение органами местного самоуправления своих полномочий и качественное предоставление муниципальных услуг, региональный уровень будет иметь возможность вмешаться и исправить ошибки».
Кроме того, говорят в минфине, использование «модельных бюджетов» при формировании межбюджетных отношений гарантирует направление средств местных бюджетов на поддержку экономики и предпринимательства исходя из понимания общерегиональной политики и стратегии развития. Это даст значительно более ощутимый положительный эффект, чем разрозненная поддержка отдельных направлений из местных бюджетов, уверены в министерстве.
Такой подход к бюджетам субъектов РФ уже применяет федеральное министерство финансов, и теперь он доводится до муниципалитетов. Ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман считает, что поставленная задача достаточно сложная на самой стадии разработки методологии, поскольку реальное финансирование будет зависеть от того, насколько точными окажутся параметры, критерии, показатели и прочие элементы модели. Однако, по мнению аналитика, в пользовании региональных и муниципальных органов Нижегородской области должен появиться прозрачный, обоснованный и гибкий инструмент объективного управления межбюджетным распределением и использованием финансов с учетом специфики и особенностей каждого муниципалитета. «Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности исходя из численности пользователей бюджета не дают ответ, хватает ли денег муниципалитету. Дотация индексируется ежегодно, и это происходит независимо от потребности. Индивидуальные субсидии на целевые нужды выдаются субъективно, без единой конкурсной процедуры. Таким образом, бюджет муниципалитета образуется без четкого определения достаточности выделяемых средств, их эффективного использования и пр., – отмечает Гойхман. – Альтернативой ему призвана послужить экономическая математическая модель, предварительные расчеты по которой можно варьировать, изучать, прогнозировать последствия. В нее будут заложены определенные данные по каждому муниципалитету на единой основе критериев».
Председатель комитета законодательного собрания Нижегородской области по бюджету и налогам Александр Шаронов соглашается, что принцип нормирования большинства расходных обязательств, с одной стороны, приведет к упорядочиванию в распределении средств. «Я думаю, что в целом это приведет к тому, что процедуры принятия бюджетов упростятся, но муниципалитетам будет тяжелее находить средства для финансирования своих обязательств», – добавляет депутат.
На уровне администрации Нижнего Новгорода пока не берутся объективно оценивать эффект внедрения «модельного бюджета». Как отметили в городском департаменте финансов, исходя из уровня расходов по всем позициям (образование, дороги, культура, спорт и т.д.) определяется размер дотаций из областного бюджета, но Нижний Новгород – муниципальное образование-донор и такие дотации не получает.
Нижегородский минфин обещает формировать «модельные бюджеты» на основе единой, прозрачной методики, прошедшей обсуждение с широким кругом экспертов и общественностью. В соответствии с дорожной картой, утвержденной врио губернатора Глебом Никитиным, проект методики расчета «модельных бюджетов» будет разработан до 28 февраля. До 30 июля будут подготовлены изменения в закон о межбюджетных отношениях, до 30 августа – рассчитаны модельные бюджеты на 2019–2021 годы, а до 30 сентября – сформированы межбюджетные отношения на их основе.