Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

АПЭК: поездки Путина и коррупция расставляют глав регионов в рейтинге

Редакция «ФедералПресс» / Александр Садовников
Москва
6 ФЕВРАЛЯ, 2018

Агентство политических и экономических коммуникаций (АПЭК) подготовило аналитический доклад «Рейтинг влияния глав субъектов РФ. Российские регионы и региональная политика в январе 2018 года». Автором доклада является генеральный директор АПЭК, кандидат исторических наук Дмитрий Орлов. «ФедералПресс» проанализировал документ.

По мнению автора доклада, факторами, влиявшими на позиции губернаторов в рейтинге, являлись предвыборные поездки Владимира Путина, результаты проверок контрольных органов на местах и резонансные инциденты, в том числе связанные с коррупционными скандалами. Дмитрий Орлов отметил также особую роль инфраструктурных проектов и инициатив, выдвигаемых самими губернаторами, повлиявших на продвижение в рейтинге.

Движущие вверх-вниз факторы

Тройка лидеров рейтинга по сравнению с предыдущим периодом осталась неизменной. Это мэр Москвы Сергей Собянин (1-е место), глава Чечни Рамзан Кадыров (2-е место), губернатор Тюменской области Владимир Якушев (3-е место). Потерял определенное влияние глава Татарстана Рустам Минниханов (с 6-го на 8-е место) из-за прозвучавшей с его стороны критики федеральной налоговой политики в отношении регионов-«доноров». Это вновь осложнило его отношения с Центром. Одновременно укрепились позиции ряда губернаторов, регионы которых включены в программу предвыборных поездок Владимира Путина. В том числе усилилось влияние главы Башкирии Рустэма Хамитова (перемещение с 10-го на 11-е место) и губернатора Ростовской области Василия Голубева (с 48-го на 36-е место). Укрепились позиции губернатора Хабаровского края Вячеслава Шпорта (с 63-го на 55-е место) из-за сообщения, что президент РФ планирует посетить регион в феврале после 5-летнего перерыва.

Важным фактором усиления влияния губернаторов в январе стало анонсирование и продвижение инфраструктурных проектов в их регионах. В результате позиции главы Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина (перемещение с 9-го места на 6-е) заметно укрепились на фоне подведения итогов конкурса на право заключения концессионного соглашения по модернизации аэропорта в Новом Уренгое. Усилилось влияние главы Саратовской области Валерия Радаева (с 27-го на 23-е место). Вероятно, это произошло в результате того, как в ВЭБе заявили, что профинансируют строительство нового международного аэропорта «Центральный» в районе села Сабуровка в объеме 5,4 млрд рублей из средств Фонда национального благосостояния.

По мнению автора доклада, получение дополнительной федеральной поддержки подчеркивает лоббистские возможности губернатора и усиливает его влияние. В качестве примеру приводится восходящий тренд для главы Рязанской области Николая Любимова (с 41-го на 28-е место). Это связано с тем, что Дмитрий Медведев подписал распоряжение о выделении региону 730 млн. рублей на развитие дорог. Средства из резервного фонда президента РФ были выделены и на проведение капитального ремонта Рязанской областной клинической больницы.

Масштабные региональные программы также усиливают влияние губернатора. К примеру, после заседания рабочей группы под председательством вице-премьера РФ Аркадия Дворковича по программе реиндустриализации экономики региона укрепились позиции врио главы Новосибирской области Андрея Травникова (с 55-го на 50-е место). В рамках программы реализуется 8 проектов, и первые месяцы работы были признаны вполне успешными. Глава Иркутской области Сергей Левченко переместился с 68-го на 60-е место после утверждения региональной программы «Комплексное развитие моногородов Иркутской области на 2018–2025 годы», общий объем финансирования в рамках которой составит около 63 млрд. рублей.

В докладе указывается, что на усиление позиций губернаторов могут работать выдвинутые им инициативы по развитию межрегиональной экономической интеграции. Так, в группу губернаторов с очень сильным влиянием вошел врио главы Красноярского края Александр Усс (с 21-го на 17-е место). Его идея создания Енисейской экономической зоны была поддержана главами Хакасии, Тувы, а также представителями бизнес-сообщества.

На укрепление позиций глав регионов положительно влияло и окончательное формирование их собственной команды или резонансные перестановки в региональных правительствах. Так, в группу губернаторов с очень сильным влиянием перешел врио главы Нижегородской области Глеб Никитин (с 22-го на 15-е место), утвердивший новую структуру регионального правительства. Укрепил позиции глава Челябинской области Борис Дубровский (с 23-го на 21-е место). Причиной этому стали проведенные им перестановки в областном правительстве, что консолидировало его команду в период президентской кампании. Усилил влияние и глава Севастополя Дмитрий Овсянников (с 50-го на 45-е место), который объявил о перестановках в городских структурах, а также объявил выговоры ряду чиновников.

На рост влияния губернаторов, как правило, работала оперативная реакция на региональные проблемы, Так, врио главы Самарской области Дмитрий Азаров переместился с 14-го на 13-е место после заявленной им критики в адрес регионального министерства энергетики и ЖКХ за неэффективную работу при реализации проекта «Комфортная городская среда» и обещания усилить контроль в этой сфере. Укрепились позиции главы Кировской области Игоря Васильева (с 34-го на 27-е место) после оперативной реакции на инцидент с падением башенного крана на жилой дом, а также после серии рабочих поездок для контроля ситуации в районах и административной столицы региона.

Дмитрий Орлов отметил и исключение из этой тенденции − ситуацию вокруг главы Ярославской области Дмитрия Миронова (с 44-го на 54-е место). Подвергнув жесткой критике главу областного центра Владимира Слепцова, одного из ключевых членов команды, приглашенной им в регион, он дал повод для разговоров о том, что губернатор чувствует себя неуверенно.

В докладе подчеркивается, что важным фактором ослабления позиций губернаторов традиционно остаются выявленные в ходе проверок бюджетные и иные проблемы, а также инциденты, связанные с работой государственных учреждений в регионах. К примеру, снизилось влияние главы Удмуртии Александра Бречалова (с 17-го на 19-е место). Это произошло после выявленных в ходе внеплановой проверки Управлением ФАС по региону нарушений в работе Фонда капитального ремонта республики. Кроме того, анонсирование намерения властей республики привлечь 13 млрд рублей кредитов для погашения займов свидетельствует о проблемах в обслуживании долговых обязательств региона.

Ослабели позиции главы Краснодарского края Вениамина Кондратьева (с 18-го на 22-е место). Это произошло на фоне резонансного скандала в городской больнице Сочи, привлекшего внимание федерального центра. Сохранился нисходящий тренд для врио главы Орловской области Андрея Клычкова (с 59-го на 66-е место) из-за того, что следователи начали проверку сообщений о большой группе федеральных и региональных льготников, которые не могут получить обезболивающие средства, так как областные чиновники вовремя не заключили договоры на поставку препаратов. Глава Волгоградской области Андрей Бочаров переместился с 64-го на 69-е место. Это произошло после выявленных ФАС нарушений при проведении закупки медицинских препаратов.

По-прежнему значимым фактором снижения влияния остаются коррупционные скандалы в регионах. Так, после ареста при получении взятки бывшего полномочного представителя губернатора Сергея Батынюка переместился с 46-го на 49-е место глава Ставропольского края Владимир Владимиров. После попыток оппонентов добиться объяснений губернатора в связи с несоответствиями в его декларации за 2016 год ослабело и влияние главы Липецкой области Олега Королева (с 52-го на 59-е место).

После перевода Костромской области и Хакасии на кассовое обслуживание в Федеральном казначействе, что резко ограничило полномочия их властей по распоряжению бюджетными средствами, потеряли влияние главы регионов Сергей Ситников (перемещается с 72-го на 83-е место) и Виктор Зимин (с 73-го на 80-е место).

Федеральная политика в отношении регионов

В январе одной из важных площадок для обсуждения региональной политики традиционно стал «Гайдаровский форум». На нем представители регионов-«доноров» заявили о недовольстве финансовой и бюджетной политикой Центра. Существенные претензии обозначил глава Татарстана Рустам Минниханов, у которого имеются и иные разногласия с федеральным центром, что само по себе осложняет заочный диалог между регионами и федеральными властями по данному вопросу. А обнародованная главой Счетной палаты РФ Татьяной Голиковой идея перераспределения полномочий между Центром и регионами снова продемонстрировала серьезные разногласия по этой проблеме между представителями субъектов Федерации с различным экономическим потенциалом.

Дмитрий Орлов обратил внимание на то, что идею серьезных реформ в сфере региональной политики высказала именно Татьяна Голикова. Он предположил, что федеральные власти настроены на более интенсивное выявление нарушений в сфере расходования бюджетных средств на местах, и поэтому роль Счетной палаты РФ в региональной политике усиливается. В связи с этим был сделан прогноз о новой волне антикоррупционных процессов над муниципальными и региональными чиновниками после завершения президентской кампании.

Важными событиями в региональной политике в январе по-прежнему оставались предвыборные поездки Владимира Путина. Автор отмечает особое внимание президента к индустриальным регионам и сфере ВПК – наиболее заметными событиями в ходе визитов президента в Тверскую область, Башкирию и Татарстан стало посещение именно промышленных предприятий. Знаковым было и посещение президентом Форума малых городов и исторических поселений, проходившего в подмосковной Коломне. Дмитрий Орлов поясняет, что таким образом были обозначены направления региональной политики Кремля на ближайшую перспективу – инвестиции в промышленные кластеры с сохранением внимания к малым историческим городам, включая развитие местного самоуправления. Для губернаторов подобных регионов это дает повод для надежд на дополнительные федеральные вложения, но предвещает и более серьезный контроль Центра за расходованием таких средств на местах.

Отношения в элитах и региональные внутриэлитные конфликты

В докладе анализируется внутриэлитная ситуация в регионах в январе и перспективы региональных выборов в сентябре. В субъектах РФ, где должны состояться в сентябре 2018 года губернаторские выборы, параллельно друг другу по-прежнему проявляются две ключевые тенденции – попытки ключевых игроков и губернаторских команд выстроить диалог и стремление местных оппозиционных политиков продемонстрировать свои возможности, чтобы, в том числе, усилить свои позиции в рамках такого диалога. Автор отмечает, что в ряде регионов, где многие ожидали заметного роста внутриэлитной напряженности, происходит достаточно результативное строительство коалиций вокруг врио губернатора. В качестве примера названа Омская область, где при формировании регионального правительства были учтены интересы ключевых региональных игроков.

В тех субъектах РФ, где губернаторские выборы прошли в сентябре 2017 года, политическая ситуация во многом зависит от того, насколько быстро местным игрокам удастся войти в следующие крупные избирательные кампании регионального уровня. Рост внутриэлитной напряженности может происходить в обоих случаях, но с разной мотивацией для ключевых региональных игроков. Там, где в 2018 году значимых предвыборных кампаний не предвидится, губернатор может проводить более жесткую политику. В то же время это может вести к росту напряженности между командой главы региона и местными игроками. Сохраняется в целом достаточно осторожный подход региональных элит к публичным конфликтам в ходе президентской кампании. Хотя внутриэлитные противоречия открыто проявляются в ряде регионов, президентская гонка является сдерживающим фактором, не позволяющим, по крайней мере, системным игрокам, работать на усиление напряженности на местах во избежание жесткой реакции Центра.

Протестные настроения

Самой резонансной политической оппозиционной акцией января стали митинги в поддержку «Забастовки избирателей» Алексея Навального. Кроме заметного снижения численности участников по сравнению с митингами, состоявшимися не только в марте и июне, но даже в октябре 2017 года, Дмитрий Орлов обратил внимание на серьезное снижение роли региональной повестки в ходе этой акции. Даже в Екатеринбурге, где в ней приняли участие статусные региональные политики (мэр города Евгений Ройзман, депутат гордумы Дмитрий Головин), ключевое внимание было уделено именно федеральной повестке. В марте 2017 года местная тематика, несмотря на акцент на федеральные темы, в целом ряде регионов была заметно более выраженной, чем сейчас. Такая концентрация на федеральных проблемах будет осложнять работу Навального на местах после президентских выборов, ограничивая круг его сторонников.

Из социальных акций на местах в докладе выделяются акции обманутых дольщиков, в том числе митинг в Пензе и голодовку в Краснодаре, а также организованный КПРФ митинг в Самаре с призывом возвращения социальных льгот пенсионерам, имевший сильно политизированный характер. Эта акция проводилась в поддержку Павла Грудинина.

Автор доклада предполагает, что в феврале-марте 2018 года будут наблюдаться попытки сторонников кандидатов в президенты на местах максимально политизировать социальный протест, чтобы набрать дополнительные предвыборные очки. Там, где поддерживающие кандидатов структуры длительное время работали с социальной протестной повесткой, это может дать определенный эффект. Тем не менее, многие инициативные группы, понимая, что в период президентской кампании чиновники скорее обратят на них внимание, постараются дистанцироваться от штабов кандидатов, чтобы не осложнять диалог с властями.

Фото: fas.gov.ru