Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева
Москва
16 МАЯ, 2018
Примерное содержание и стоимость новых 13 национальных проектов, инициированных Владимиром Путиным, раскрыто. Цена развития одних направлений впечатляет, других – несколько удручает: очевидно, что денег хватит не всем. Но здесь, скорее, ценен сам факт того, что внимание на ту или иную отрасль обращено на высшем уровне. О приоритетах и о том, что снова «может подождать», – в материале «ФедералПресс».
В список новых национальных проектов включено 13 позиций. Приоритетами на ближайшие шесть лет стали здравоохранение, демография, развитие инфраструктуры, цифровая экономика, дорожное строительство, образование, жилье и городская среда, международная кооперация и экспорт, поддержка производительности труда, развитие малого и среднего предпринимательства, экология, наука и культура. В период с 2019 по 2024 год на реализацию всех проектов планируется направить свыше 25 трлн рублей.
В основном речь идет о развитии уже существующей базы. По информации «Коммерсанта», профильные министерства пересмотрят расходы своих бюджетов, чтобы обеспечить финансирование нацпроектов. «Лишние» средства на эти цели федеральный бюджет, вероятно, получит за счет повышения пенсионного возраста и, соответственно, экономии на несостоявшихся пенсионерах.
Самыми дорогими проектами станут медицина, дороги, демография, инфраструктура и цифровизация. В расходах на здравоохранение главная статья – борьба с онкозаболеваниями: в разные годы на эти цели будет направляться от 117,4 млрд рублей до 193,4 млрд рублей. Возрастут расходы и на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний. Медицину за шесть лет планируется максимально перевести в цифровой формат работы.
Образование на этот раз хоть и получит меньше, чем было в период реализации предыдущих нацпроектов, без денег все равно не останется. Федеральные средства направят на новые школы и общежития, которых уже не хватает, а также на цифровизацию учебников и учебных курсов. В ближайшие два года втрое вырастут расходы на строительство яслей для малышей в возрасте до трех лет. Но эта программа входит в другой нацпроект – по демографии.
В серьезных деньгах, выделяемых бюджетом на инфраструктурный проект, генеральный директор Центра развития региональной политики Илья Гращенков видит «определенный лоббистский след». «Например, развитие скоростных контейнерных перевозок: скоростной транспорт у нас плохо развит, – говорит Гращенков. – Это попытка немного опередить время и развивать сферу еще до решения инфраструктурных проблем».
По мнению политолога Валентина Бианки, в отношении железных дорог «нет плана рывка». «Резкое повышение финансовой дисциплины РЖД, возможно, позволит за счет внутренних ресурсов компании что-то улучшить, – отмечает эксперт. – Цифровизация управления железнодорожными перевозками, возможно, также даст определенное повышение скорости грузовых – а возможно, и пассажирских – перевозок».
Нацпроект по дорогам предусматривает ремонт магистралей в 68 мегаполисах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга. Этот пункт вызывает больше всего вопросов у генерального директора Коммуникационного агентства Actor Дмитрия Еловского. По его словам, «не очень понятно, как этот проект кардинально улучшит качество жизни населения». «Боюсь, деньги просто уйдут по обычным программам дорожного строительства, – говорит эксперт. – Непонятна стратегия и общий план развития транспортной сети».
Тем не менее, само внесение вечной российской беды в число приоритетов – явление знаковое. Федеральная власть проявила волю: состояние дорог в регионах теперь – стопроцентно зона ответственности Центра.
Меньше вопросов возникает у экспертов только по проекту по экологии – проблема назрела, и ее действительно нужно решать безотлагательно. Основой этого проекта стали темы утилизации коммунальных отходов, улучшения экологической ситуации на территориях с развитой металлургией и нефтепереработкой и решения проблем с питьевой водой до 2020 года.
Главной проблемой нацпроекта «Жилье и городская среда» пока считается отсутствие средств на расселение ветхого и аварийного жилья. Нужно 50,6 млрд рублей в год, чтобы решить ее, но пока таких денег в бюджете нет, и источники их появления также неясны.
Проект международной кооперации и экспорта (предполагается рост затрат на стимулирование экспорта), программа поддержки производительности труда (выделение субсидий через Фонд развития промышленности), а также программа развития малого и среднего бизнеса (поддержка Корпорации МСП, МСП-банка и других структур) куда менее затратны, но не менее важны для экономического прорыва страны.
В ближайшие годы продолжится цифровизация всех сфер жизнедеятельности, одним словом, Россию ускоренными темпами будут превращать в развитое «цифровое государство». Политолог Дмитрий Еловский, говорит, что на этот нацпроект предусмотрено средств больше, чем заложено в федеральной целевой программе «Цифровая экономика». «Пока из конкретных решений предполагается развитие инфраструктуры и цифровизация бюджетной системы», – отмечает Еловский.
Традиционно меньше всего получат наука и культура. Вряд ли финансирование в 15–30 млрд рублей в год позволит существенно улучшить ситуацию. Эксперты считают, что объем средств, выделяемых на науку, не позволит решить всех проблем даже Российской академии наук, не говоря уже об отрасли в целом. То же самое – в культуре. Финансирование невелико, а масштабы проблем гораздо больше. Достаточно уже того, что в России не найдется ни одного региона, где не нуждались бы в капитальном ремонте дома культуры, прежде всего, в сельской местности. Но, как говорится, главное – начать.
Политолог Вячеслав Смирнов уверен, что без науки и культуры немыслим технологический прорыв. «Будущее – за умными, образованными и высококультурными людьми, которые, используя достижения современной отечественной науки, должны сделать значительный технологический рывок. Без этого рывка наша страна не попадет в топ-5 мировых держав. А все, что ниже, – это уже отставание», – говорит Смирнов.
По мнению политолога Дмитрия Еловского, несколько процентов роста ВВП можно обеспечить, просто приведя в порядок нормативно-правовое регулирование крупнейших отраслей и снизив административную нагрузку на частный сектор. «Сейчас экономика настолько зарегулирована, так много хаоса в нормативке, что именно это является тормозом для развития», – полагает эксперт.
Новые нацпроекты и распределение по ним денежных средств, по словам политолога Ильи Гращенкова, «говорит, скорее, о том, что все важные для государства отрасли должны получить дополнительное финансирование». «Рассматривать данный подход как точку опоры для прорыва, грубо говоря, надеяться, что какой-то конкретной сфере дадут много денег и ситуация в ней кардинальным образом изменится, неправильно. Речь идет, скорее, том, что создаются новые точки роста, которые в итоге должны дать кумулятивный эффект», – полагает Гращенков.
Политолог Валентин Бианки называет президентскую программу, заявленную в майском «мегауказе», недостаточно амбициозной. «За исключением нескольких направлений, остальное – это лишь «улучшить и увеличить». Общее впечатление – инерционность подхода («несколько перераспределим»)», – резюмирует Бианки.
Впрочем, как считает политолог Вячеслав Смирнов, «планы президента и правительства можно только приветствовать и по мере сил участвовать в их воплощении в жизнь».