Редакция «ФедералПресс» / Екатерина Лазарева
Москва
11 СЕНТЯБРЯ, 2018
Общие тренды и региональные особенности представлены в докладе Агентства политических и экономических коммуникаций (АПЭК) по итогам единого дня голосования. Эксперты проанализировали все избирательные кампании, которые прошли 9 сентября в регионах страны. Один из выводов политологов – политическая и партийная система в России гибкая и устойчивая. На основании чего авторы пришли к такому мнению, расскажем в материале «ФедералПресс».
Единый день голосования в этом году показал, что «власть сохранила контроль за политическим процессом» в стране. Что касается парламентской оппозиции, то она смогла «канализировать протестные настроения, обусловленные преимущественно региональной спецификой». И даже результат «Единой России», проигравшей выборы в законодательные собрания трех регионов и не обеспечившей победу своих кандидатов в губернаторы уже в первом туре в четырех субъектах Федерации, нельзя назвать плохим. Партия, отмечают эксперты, «по-прежнему сохраняет политическое лидерство, хотя победа была одержана ею в непростых условиях». Эти выборы показали, что «критерии доминирования партий меняются». «Лидерство партийного списка с результатом от 30 % представляется очевидной победой, а 35 % и более – убедительной победой», – резюмируют аналитики.
Результаты прямых выборов губернаторов заметно разнятся от региона к региону. Эксперты АПЭК классифицировали территории на несколько групп в соответствии с социально-экономическими условиями и политическими традициями субъектов.
Первая группа – это «патерналистские регионы с традиционно высоким уровнем консолидированного голосования». Речь о Кемеровской и Тюменской областях, а также Чукотке.
Вторая группа – «регионы с протестным потенциалом». Однако здесь удалось «достигнуть консолидированного голосования или очень высокого уровня электоральной поддержки основного кандидата». Это Магаданская, Воронежская, Самарская и Орловская области.
Третья – группа регионов «с традиционно высоким уровнем протестных настроений, проявлявшимся в ходе прошлых кампаний, в которых высокий электоральный результат основного кандидата стал возможен на фоне значимых внутриэлитных договоренностей». Речь о Новосибирской и Омской областях.
Четвертая группа – это «традиционно протестные регионы». В них «победа основного кандидата состоялась на фоне заданной им позитивной повестки, внутриэлитных договоренностей и дробления голосов оппозиционных избирателей между несколькими кандидатами». К таким аналитики АПЭК отнесли Амурскую область, Алтайский край и Якутию.
Пятая группа – регионы «с нишевым протестным голосованием». К таким относятся Московская, Ивановская, Нижегородская, Псковская области, Красноярский край и Москва.
Наконец, шестая группа – «регионы второго тура».
Выборы в регионах, где определить победителя в первом туре не удалось (Приморский и Хабаровский края, Владимирская область и Хакасия), АПЭК называет наиболее конкурентными. Это связано с высоким уровнем протестных настроений в этих субъектах, эффективной кампанией основного оппозиционного кандидата, преодолением муниципального фильтра не всеми кандидатами от парламентской оппозиции, мобилизацией оппозиционного электората, серьезной интенсивностью критических информационных волн против глав регионов в прессе, в том числе до выборов, наличием влиятельных региональных элит, привыкших к автономии от губернатора (как, например, в Приморском крае).
Авторы доклада допускают, что в будущем от губернаторских кампаний будут ожидать более низких результатов: «Победа в первом туре будет восприниматься как хороший результат, уровень поддержки от 60 до 70 % как очень хороший, еще более высокие результаты будут характерны в основном для глав патерналистских регионов». А вот губернаторы, которые давно находятся у власти и вызвали уже усталость у населения, скорее всего, вынуждены будут мириться с ухудшением своего имиджа. С такой проблемой может столкнуться, например, нынешний глава Липецкой области Олег Королев, срок полномочий которого истекает в 2019 году.
Субъекты, где проходили выборы в региональные заксобрания, эксперты АПЭК также разделили на несколько групп: патерналистские территории, традиционно протестные, сохраняющие лидерство «Единой России» при заметном уровне протестного голосования, регионы с вырванным у партии власти лидерством КПРФ.
Вопреки ожиданиям, рост протестных настроений накануне выборов произошел не в регионах, где были назначены врио губернаторов из числа «молодых технократов», а где губернаторы являются старожилами. И наоборот, зачастую лучшие результаты партия власти показала как раз там, куда пришли новые управленцы.
«Важную роль, позволяющую существенно уменьшить негативные последствия кампании против пенсионной реформы, сыграли инициативы федерального руководства партии. Например, предложение секретаря генсовета ЕР Андрея Турчака по отмене пенсионных преференций для парламентариев стало одним из ключевых внутриполитических информационных поводов августа (не считая, конечно, обращения президента к гражданам России). Однако активность федерального руководства партии не могла в полной мере компенсировать проблемы региональной повестки», – делают выводы авторы доклада АПЭК.
Несмотря на очевидный успех оппозиции в ряде регионов, по мнению экспертов, радоваться рано. Ведь этот самый успех создает для оппонентов власти «серьезные риски». Аналитики объясняют это тем, что протест разрастается лишь в традиционных своих географических точках, да и то не «вширь», а «вглубь».
Кроме того, в некоторых субъектах «произошло перераспределение сфер влияния между оппозиционными партиями, не затронувшее «Единую Россию» всерьез». Отмечается и серьезное восстановление позиций непарламентских партий – «Коммунистов России», «Родины», КПСС и других. Поэтому, как считают авторы доклада, «региональные выборы – 2018 сработали не только на укрепление позиций оппозиционных партий, но и на рост конкуренции за голоса протестного избирателя».
В целом же, несмотря на определенный успех парламентской и непарламентской оппозиции на прошедших выборах, эксперты АПЭК полагают, что интерес беспартийных региональных и местных политиков к сотрудничеству с «Единой Россией» не угаснет. Более того, он может возрасти в начале следующего года, перед стартом очередных праймериз партии власти.
Фото: РИА Новости / Александр Кряжев