Редакция «ФедералПресс» / Лариса Садыкова
Москва
6 НОЯБРЯ, 2018
В рейтинге богатейших россиян владелец алюминиевого холдинга «Русал» Олег Дерипаска в очередной раз поднялся на несколько строчек. За девять месяцев текущего года он увеличил свое состояние, и это несмотря на санкции, которые ввели США против бизнесмена лично и в отношении его компаний. Государство пообещало помочь тем, кто попал под санкции. И, похоже, Олег Дерипаска изо всех сил пытается использовать это обещание, чтобы увеличить объемы сбыта своей продукции на отечественном рынке. Какими способами алюминиевый магнат пытается превратить санкции США в привилегии, и что действительно может помочь «Русалу» устоять – в материале «ФедералПресс».
За девять месяцев 2018 года Олег Дерипаска поднялся с 23-й на 19-ю строчку рейтинга богатейших россиян, составленного Forbes. По данным аналитиков, сейчас его состояние составляет 6,7 млрд долларов США, тогда как по итогам 2017 года оно оценивалось в 5,1 млрд. Доходы бизнесмена выросли даже с учетом того, что он и его компании в начале апреля попали под санкции Минфина США. По имеющимся данным, тогда всего за несколько дней Олег Дерипаска потерял более миллиарда.
Вместе с владельцем «Русала» под санкции попали еще 25 бизнесменов и чиновников России и управляемые ими компании. Этими ограничениями Минфин США запретил бизнесу своей страны любые транзакции с предприятиями из списка. Следующий шаг – такой же запрет на любые партнерские отношения для европейских компаний. Сейчас все, кто попал под санкции, думают, что делать, чтобы санкции не привели к потерям.
На общем фоне чаще всего обсуждаются возможные меры поддержки Олега Дерипаски и его активов. Он владеет промышленной группой «Базовый элемент» вместе с входящим в нее машиностроительным холдингом «Русские машины», группой En+, компаниями B-Finance, «Евросибэнерго», «Русал», «Группа ГАЗ» и агрохолдингом «Кубань». На сегодня правительство РФ добилось переноса срока введения «европейских» санкций в отношении ГАЗа. Чиновники надеются, что до 12 декабря удастся выполнить главное условие Минфина США и вывести предприятие из-под санкций. По тому же пути, возможно, пойдут и с «Русалом». Для этого нужно будет выполнить главное условие Минфина США – устранить Дерипаску от управления его предприятиями. Этот вариант очень болезненный, поэтому, похоже, его не рассматривают как основной.
Особенность алюминиевого бизнеса Олега Дерипаски заключается в том, что он преимущественно ориентирован на внешний рынок. Согласно отчету компании, в 2017 году «Русал» произвел 3,955 млн тонн первичного алюминия, и, по имеющимся данным, в стране осталась примерно четверть. Чтобы устоять, сейчас компания пытается переориентировать сбыт.
«Сейчас, в условиях санкций со стороны США, «Русал» пытается получить льготы от нашего правительства, чтобы увеличить продажи произведенного алюминия. Значительные усилия им прилагаются для роста сбыта на российский рынок, по крайней мере, мне так представляется. По сути, «Русал» хочет обеспечить гарантированные закупки для своего металла, обеспечив тем самым его стабильный сбыт», – считает эксперт по металлургии Леонид Хазанов.
За последние месяцы озвучивалось несколько идей, как именно правительство может помочь отечественному алюминиевому бизнесу. Вероятнее всего, их предлагает и продвигает сам владелец компании. Причем, как правило, эти варианты абсолютно не учитывают интересы других игроков рынка.
«Минпромторг подготовил проект постановления, согласно которому производители сельскохозяйственной техники могут претендовать на субсидии, если представят доказательства, что они используют алюминий, произведенный в России, – говорит эксперт. – Вот это, на мой взгляд, один из ярких примеров лоббизма «Русала», потому что вообще-то в сельхозтехнике преимущественно используют сталь. Алюминиевое литье там могут применять для изготовления компонентов двигателей плюс, хоть и в небольших количествах, могут использовать для окон кабин. Но ведь с таким же успехом производители сельхозтехники могут использовать продукцию из вторичных алюминиевых сплавов, которые выпускает ряд российских металлоломных предприятий. Поэтому я не думаю, что в этом направлении «Русал» добьется серьезного успеха, особенно учитывая, что объем потребления алюминия в производстве сельхозтехники незначительный».
Еще одно предложение в интересах компаний Дерипаски заключается в увеличении объема алюминия, используемого российскими заводами в производстве автомобилей.
Сначала и вовсе обсуждалась инициатива при госзакупках отдавать преимущество поставщикам продукции «Группы ГАЗ». Затем высокие чиновники быстро «исправились». Они уточнили, что обсуждать можно только вариант, когда это преимущество будет иметь значение «в случае других равных условий».
Затем был озвучен и другой возможный инструмент поддержки – каким-либо способом «заставить» отечественный автопром использовать только отечественный алюминий.
«Но здесь та же ситуация, что и с сельскохозяйственной техникой. Потому что сейчас компании с тем же успехом могут покупать не у «Русала», но у тех, кто перерабатывает лом во вторичные алюминиевые сплавы, – говорит Леонид Хазанов. – И если тут продолжат лоббировать продукцию «Русала», то это уже, на мой взгляд, можно будет трактовать как создание преимущественных условий для одного лишь производителя, и без того сильно влияющего на внутренний рынок».
Эксперт считает, что, если такие обязательства каким-либо способом навяжут, это еще не будет означать гибель производителей вторичного алюминия. Они и сейчас продают часть металла в Германию, Китай и Японию и, в отличие от «Русала», могут не только сохранить этот сбыт, но и наращивать его. Но даже с учетом этого ограничения для российского автопрома будут выглядеть по отношению к ним как «несправедливое отношение». По словам Леонида Хазанова, «металлоломщики» – это не очень крупные компании, которые и производят-то всего около 400 тыс. тонн вторичных алюминиевых сплавов в год. Почему они вдруг из-за санкций в отношении Дерипаски должны перестраивать свою работу?
«И я не понимаю, кстати, что мешало Дерипаске заставить «Группу ГАЗ», которая ему принадлежит, сделать полностью алюминиевый автомобиль? Почему бы им тогда не наделать подобных автомобилей и не стимулировать всех сотрудников «Русала» их покупать? Вот тогда, я согласен, было бы справедливо просить привилегий. Но почему сейчас другие должны все бросить и решать проблемы «Русала»?» – говорит Леонид Хазанов.
По его мнению, на сегодня Олег Дерипаска не смог конвертировать обещания чиновников в конкретный результат.
«Пока ему не удалось воспользоваться обещанной государством помощью и обеспечить гарантированный сбыт своего алюминия на отечественном рынке. Но основная причина этого, на мой взгляд, заключается в том, что все его инициативы требуют изменений в федеральном законодательстве, на что требуется много времени. Не исключаю, что рано или поздно некоторые его идеи все-таки будут реализованы в том или ином виде», – считает эксперт.
Кстати, Леонид Хазанов согласен, что возможность поддержать «Русал» есть и у европейских лидеров. В июне канцлер Германии Ангела Меркель уже добилась для него отсрочки санкций на территории Европы. Вдруг Европа сможет и еще что-то сделать для русского алюминия?
«Именно Европа – один из целевых рынков сбыта для «Русала». А если взять, например, Германию, то у нее объемы собственного производства первичного алюминия не очень-то и большие, только одна компания его выпускает – Trimet Aluminium. Весь остальной объем они импортируют, а их потребление – cвыше 1,5 млн тонн в год. Поэтому если этот рынок не будет закрываться, «Русалу» будет более или менее комфортно. Но это все равно не решает проблему, потому что она значительно более глобальна», – считает Леонид Хазанов.
А решить ее, по мнению эксперта, Дерипаска мог еще задолго до введения санкций, лет 10–15 назад. Всем, что он предлагал ранее и «продавливает» сейчас, движет одно: он хочет обеспечить своему алюминию гарантированный объем сбыта. Но загвоздка в том, что во всех случаях российских покупателей пытаются заставить или хотя бы подтолкнуть к закупкам металла, выпущенного «Русалом», либо же изготовленных из него полуфабрикатов. А вот сама компания так и не желает сделать главный шаг, чтобы завоевать лояльность отечественного потребителя.
«Цена складывается из стоимости металла на Лондонской бирже металлов, плюс так называемая премия, и плюс транспортные расходы. По моему мнению, это абсурдно, потому что заводы «Русала» в основном находятся в России, и отечественные потребители находятся не в Лондоне, а здесь. Так почему они должны покупать алюминий по цене выше, чем на Лондонской бирже? – говорит Леонид Хазанов. – По идее, чтобы поддержать спрос и удержать своих клиентов, «Русал» должен продавать продукцию в своей стране, своим потребителям со скидкой 10–20 %, но не делает этого».
Корреспондент «ФедералПресс» обратился за комментарием в «Русал», но на момент публикации компания на него не ответила.
Фото:kremlin.ru