Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Федеральный лоббист» или «генерал-губернатор»? Чего ждать Уралу от новой команды Николая Цуканова

Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин, Юлия Кочарина
Свердловская область
22 НОЯБРЯ, 2018

Полпред президента в УрФО Николай Цуканов впервые назначил нового заместителя: им стал сотрудник президентской администрации Виктор Дубенецкий. В целом Цуканов проводит консервативную кадровую политику: он привел всего несколько новых служащих, ограничившись горизонтальной ротацией. О том, почему полпред не спешит формировать собственную команду, какую роль будет играть «человек из Кремля» и как в целом изменился стиль работы полпредства с назначением Цуканова, – в материале «ФедералПресс».

Ставка на старую команду

Вопреки слухам, ходившим сразу после назначения Николая Цуканова, полпред привез на Урал лишь двух чиновников, работавших с ним в Калининграде. Психолога Андрея Березовского на посту помощника полпреда сменил юрист Александр Воробьев. Цуканов приблизил его к себе, еще будучи мэром Гусева: там Воробьев возглавлял правовое управление и развивал технополис. Став губернатором, Цуканов назначил его полпредом в судебных органах, а потом – главой агентства по имуществу. Воробьев некоторое время оставался советником нового губернатора Антона Алиханова, но затем Цуканов дал ему пост главного федерального инспектора по Карелии. На Урале назначение Воробьева стало одним из первых кадровых решений нового полпреда.

Департамент по вопросам внутренней политики вместо философа и социолога Ильи Горфинкеля, оставшегося в полпредстве в должности советника, возглавила филолог Лариса Полякова. В калининградском правительстве она руководила управлением по информационной политике и взаимодействию со СМИ. В отличие от Воробьева, Лариса Полякова дожидалась назначения до ноября, хотя еще в сентябре Цуканов представил ее журналистам как нового специалиста по работе с медиа.

Заместители Цуканова Борис Кириллов и Александр Калиберда свои посты сохранили. Первый курирует политические вопросы, а второй – взаимодействие с силовиками. Отметим, что Кириллов – старейший чиновник полпредства, работающий в нем с самого основания. Калиберду же прочат на пост руководителя Росприроднадзора. Министр природных ресурсов Дмитрий Кобылкин был губернатором Ямала, а Калиберда – главным федеральным инспектором в том же регионе. Впрочем, информация муссируется в СМИ уже несколько месяцев, а назначение до сих пор не состоялось.

Что касается главных федеральных инспекторов, то в большинстве случаев Николай Цуканов обходился старыми кадрами. В июле ушел в отставку главный федеральный инспектор по Курганской области Александр Кистанов – по информации источника «ФедералПресс», Цуканов был недоволен его работой. На освободившееся место был назначен челябинский ГФИ Артем Пушкин, работающий в полпредстве с 2005 года. На Южный Урал Цуканов направил протеже Холманских – выходца с УВЗ Сергея Морева, который занимал пост помощника полпреда. В это кресло, в свою очередь, пересела еще одна «долгожительница» – Анна Ленская, чиновница полпредства с 2004 года. Наконец, департамент по вопросам экономической и социальной политики вместо нее возглавил Владимир Черепанов, работающий в полпредстве уже десять лет.

А в ноябре Цуканов поменял местами главных федеральных инспекторов в Тюменской области и Югре. В Тюмень поехал Дмитрий Кузьменко, а в Ханты-Мансийск – Андрей Руцинский. Оба они пришли в полпредство еще при Николае Винниченко. По версии источника «ФедералПресс», Кузьменко был более активен, чем Руцинский, за что и заслужил переезд в столицу Западной Сибири.

На своих местах остались главный федеральный инспектор по Ямалу Александр Ямохин, а также большинство глав департаментов. Все они работают в полпредстве от четырех до десяти лет. Главный «старожил» – начальник департамента по вопросам госслужбы Виктор Мельников, находящийся в должности с 2008 года. В будущем году Мельникову исполнится 65 лет, так что он достигнет предельного возраста пребывания на госслужбе.

До сих пор не произошло ожидавшегося многими наблюдателями назначения на какую-либо должность бывшего депутата Госдумы и вице-премьера Свердловской области Алексея Багарякова. Багаряков работал вместе с Цукановым в стратегическом партнерстве «Северо-Запад», но в сентябре заявил о возвращении на Урал. «Никакой должности в полпредстве я не занимаю», – сообщил политик корреспонденту «ФедералПресс». Он также отказался говорить, планируется ли создать аналог «Северо-Запада» на Урале. «Со временем все узнаете», – заверил он.

Человек из Кремля

Главным кадровым решением Николая Цуканова за пять месяцев пребывания на посту полпреда стала замена заместителя по экономике. Ставленник бывшего полпреда Игоря Холманских Александр Моисеев в сентябре переехал в Москву. По сообщениям СМИ, он был назначен советником гендиректора «Уралвагонзавода». Напомним, что сам Холманских возглавляет совет директоров корпорации.

Моисеева на днях сменил Виктор Дубенецкий – человек, несколько раз кардинально менявший сферу деятельности. Он начал карьеру в МИДе, но в 2005 году получил пост замгендиректора ОГК-6 – одной из энергетических компаний «Газпрома». Работая там, Дубенецкий защитил диссертацию об антимонопольной политике и прошел курсы MBA. После ликвидации ОГК-6 он перешел в администрацию президента. В управлении внутренней политики Дубенецкий несколько лет возглавлял департамент по работе с регионами Центрального и Северо-Западного федеральных округов. Здесь он взаимодействовал с Николаем Цукановым, который в то время был губернатором Калининградской области, а затем – полпредом президента на Северо-Западе. В сентябре Дубенецкий стал куратором УрФО и ПФО, но уже через два месяца переехал в Екатеринбург.

Политологи считают, что назначение Дубенецкого может свидетельствовать о желании Цуканова усилить влияние в Кремле. «Человек из Москвы всегда нужен в качестве спецпосланника. Хотя у каждого полпредства есть свое представительство в Москве, одно дело – посланник по должности, а другое – человек, который в том коридоре только что сам сидел», – объяснил корреспонденту «ФедералПресс» гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«Он знает внутренние передряги в администрации, знает основных персон и они его знает, он может выстраивать с ними взаимоотношения», – подтверждает политолог, бывший сотрудник АП и заместитель полпреда Андрей Колядин.

Для самого Дубенецкого назначение является формальным повышением. «По табели о рангах заместитель полпреда соответствует начальнику управления администрации президента», – говорит Колядин.
«С точки зрения фактического потенциала, возможности влиять, сфера его ответственности сократилась с двух федеральных округов до одного, но у чиновников управления внутренней политики не такой большой потенциал взаимодействия с округами. Взаимодействие идет по каналам крупных компаний, которые имеют интересы в данном округе, по каналам силовиков, которые тоже идут мимо администрации президента», – добавляет директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.

«Все зависит от ЭКСПО. Кадровые вопросы вторичны»

Ожидания, что Николай Цуканов придет со своей командой, не оправдались, считают политологи. Цуканов не является политическим тяжеловесом и своей команды у него просто нет, полагает Салин. «В том, что у него нет своей команды, с одной стороны, его аппаратная слабость, а с другой стороны, сила. Когда назначают тяжеловеса с командой, сто раз подумают, потому что совершенно неожиданный игрок может увидеть здесь угрозу своим интересам, а здесь можно не задумываться о последствиях», – объясняет он.

Цуканов все равно будет формировать команду, если он не считает свое назначение на Урал почетной отставкой, уверен Дмитрий Журавлев. «Если он пришел туда пересидеть и получить звание, то какая ему разница, какая будет команда? А если он собирается играть значимую роль в федеральном округе, ему придется собирать свою команду», – говорит политолог.

Решение кадровых вопросов тормозится, так как задачи Цуканова до конца не определены, объясняет екатеринбургский политолог Александр Пирогов. «Я думаю, очень многое зависит и от решения, будет ли в Екатеринбурге ЭКСПО, и от дальнейшей судьбы губернатора [Свердловской области Евгения] Куйвашева – пойдет ли он на повышение в Москву или нет, – и от намерений самого Цуканова. Или ему интересно кресло полпреда поменять на кресло губернатора в случае повышения Куйвашева, или двигаться в другом направлении и стать «супергубернатором», резко усилив функции полпреда. Кадровые вопросы тут вторичны и зависят от задач, а они могут быть существенно изменены, если Екатеринбург получит ЭКСПО», – утверждает он.

Стоит отметить, что споры о том, в каком направлении должен быть реформирован сам институт полпредства, ведутся давно и не утихают до сих пор. Одни эксперты отмечают, что для наполнения этого института новым смыслом и содержанием полпредство нужно усиливать экономическими полномочиями, превращая тем самым полпреда в «окружного генерал-губернатора». Другие предлагают наделить президентских наместников в округах должностными полномочиями вице-премьеров правительства РФ, делая полпредов профессиональными лоббистами регионов округа на федеральном уровне. Пока такими привилегиями пользуется только Юрий Трутнев, занимающий одновременно два поста: полпреда президента в Дальневосточном округе и вице-премьера правительства по вопросам развития Дальнего Востока.
Пока в назначениях уральского полпреда можно проследить стремление увеличить влияние полпредства на местах. Цуканов сменил главных федеральных инспекторов, которые мало проявляли себя: к таким источники «ФедералПресс» относят Андрея Руцинского и Артема Пушкина.

Стоит отметить что еще при Винниченко и позднее при Холманских у ГФИ была четкая установка «в политику не играть» и быть наблюдателями, а не политическими акторами. Именно по этой причине, например, был переведен со Среднего Урала в Петербург самый политически активный ГФИ последнего десятилетия Виктор Миненко.

Инспекторы и дальше будут наблюдать за ситуацией в регионе, напрямую не вмешиваясь в политические конфликты, считает политолог Руслан Мухаметов. «Работа и полпредства, и федеральных инспекторов – не занимать ту или иную сторону. Институт полпредства в большей степени информационно-аналитический, он занимается мониторингом», – сказал он корреспонденту «ФедералПресс».

С другой стороны, ушли инспектора, поддерживавшие теплые отношения с местными властями. Так, Александр Кистанов после отставки был назначен представителем областного правительства в Москве. «Прекрасные отношения с властью выстраивал – был готов в рамках своих полномочий какие-то консультации давать, оказывать содействие, никому не мешал, но и «звезд с неба не хватал», – вспоминает Кистанова источник «ФедералПресс» в Кургане. Похожая ситуация была и у Данилы Трубинова, который знаком с Евгением Куйвашевым еще со времен его работы в полпредстве.

«Когда чиновники работают с людьми, годами коммуницируют, есть риск налаживания определенных связей. Здесь есть определенные преимущества, но есть и недостатки, в подаче информации полпреду становится больше элемент субъективных предпочтений. Ротация произошла и для того, чтобы сделать инспекторов более объективными и независимыми от региональной власти», – считает Мухаметов.
Горизонтальная ротация оправдывает себя, заявил корреспонденту «ФедералПресс» источник в полпредстве. «Эффект налицо, на новом месте с новыми силами люди начинают работать, тот же Пушкин полон сил и энергии», – уверяет инсайдер.

«Полпред уже проявил себя как руководитель, он досконально знакомится со всеми делами, со всеми чиновниками, как подведомственными, так и региональными, вникает во все проблемы, которые существуют в регионах. Пока он находится в процессе поиска, но жизнь полпредства явно ускорилась. Такой энергичный полпред – хорошее приобретение для нашего округа», – считает руководитель уральского филиала ФоРГО Анатолий Гагарин.

Цуканов заявил о себе не как о рядовом полпреде, согласен Пирогов. «Он поставил себя в положение «первого среди равных» и вынудил губернаторов спокойно это принять. Он здесь всерьез и надолго, у него масштабные цели и задачи, и с этим все региональным элитам придется считаться. Если Холманских был общественником-активистом, то Цуканов – достаточно мощный федеральный служащий высокого класса, который сразу же это продемонстрировал. Роль Цуканова в жизни округа и особенно Свердловской области будет возрастать», – заключил он.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин; АППП в УрФО