Редакция «ФедералПресс» / Сергей Спицын, Екатерина Сумина
Сибирский ФО
26 ДЕКАБРЯ, 2018
Нерешенные проблемы и невыполненные обязательства в 2019 году могут здорово аукнуться регионам. Речи идет о разном – имеется в виду как экономическое развитие, так и рост протестного потенциала. «ФедералПресс» собрал рейтинг незакрытых гештальтов в СФО.
Нынешний год для реализации проекта четвертого моста через Обь в Новосибирске можно считать периодом простоя. Во-первых, Росавтодор перенес сроки выделения федерального гранта из средств, собранных по системе «Платон», на 2019 год. Во-вторых, областные власти столкнулись с резким нежеланием новосибирцев, имеющих дома в зоне будущей строительной площадки, продавать свои жилища. Правда, к концу года часть домов уже выкуплена, а правительство РФ одобрило постановление о 400 миллионов рублей, которые пойдут Новосибирской области на проект формата ГЧП в дорожной сфере. Всего смета проекта составляет 40 миллиардов рублей, из которых 26 миллиардов будут выделены федеральным бюджетом. В том, что строительство четвертого моста все же начнется в следующем году, уверены почти все, даже те, кто были изначально противниками. Подобное мнение «ФедералПресс» высказал и спикер заксобрания Новосибирской области Андрей Шимкив.
«Уже все подписано; проект, можно сказать, уже начался. То, чего мы хотели, мы добились: минус 44 миллиарда», – отметил председатель парламента, имея в виду работу депутатов по изучению первоначальной сметы.
Омский метрополитен рискует встретить новый, 2019 год в полузаконсервированном состоянии. Дело в том, что региональный арбитражный суд не признает права собственности областного министерства имущественных отношений на строительную площадку первой линии. Положительное решение привело бы в действие механизм консервации, на который в областном правительстве планируют потратить 400 миллионов рублей.
До этого глава региона Александр Бурков всячески продавливал в федеральном Минтрансе свою идею по заморозке проекта метрополитена, упирая на то, что у областного бюджета отсутствуют средства на какое-либо продолжение строительства. Московские чиновники в ответ на это грозили иском региону за нецелевое использование средств в предыдущие 26 лет, с того момента, как проект был инициирован.
В самом Омске понимают всю трагикомичность ситуации – острая необходимость, какая была в 90-е годы, пропала к концу второй декады XXI века.
«Как показывают расчеты и исследования экспертов, метро нам не нужно, поскольку наземный транспорт хорошо справляется с пассажиропотоком. Идея метро была в том, чтобы связывать крупные промышленные предприятия военного комплекса со спальными районами, а теперь такой необходимости нет. Предприятия не такие мощные, многие уже закрыты, а отток населения из Омской области достаточно большой. Для метро нужны федеральные средства, но надо объективно понимать, что проблема наступит гораздо позже. Важно, чтобы метро в сутки перевозило два миллиона пассажиров, чтобы данный проект был рентабельным, а у нас в регионе живет меньше. Метро тяжелым грузом упадет на плечи не только города, но и региона. Нам его не потянуть, и все уже с этим давно смирились», – прокомментировала ситуацию «ФедералПресс» политолог Инна Ветренко.
Что до усилий Буркова по закрытию метро, то они, по мнению эксперта, отрицательно сказываются на губернаторском рейтинге. «Совершенно не разобравшись в ситуации, не имея опыта управления и не держав власти реальной в руках, по прибытии в регион он сразу решил, что на метро можно неплохо сыграть. Однако у него не получилось. Как и многие другие яркие заявления, которые он сделал, а потом отошел от них – его рейтинг в глазах, по крайней мере, жителей Омской области значительно упал. А тема с метро еще ему аукнется», – уточнила политолог.
Программа реиндустриализации до появления проекта модернизации Новосибирского научного центра и стратегии социально-экономического развитиябыла самым амбициозным проектом в регионе. Она подразумевала значительные налоговые преференции для флагманских компаний, как, например, «Элтекс» (телекоммуникационное оборудование) и «Ангиолайн» (коронарные стенты). Что в свою очередь должно было стимулировать рост производства, товарооборота и прибыли. Учитывая, что и «Элтекс», и «Ангиолайн» участвуют в рейтинге Минпромторга «Национальные чемпионы», куда входят компании с прибылью от 1 миллиарда рублей, развитие флагманских предприятий должно было поднимать экономику региона на новый уровень.
Однако в программе реиндустриализации наступила незапланированная пауза: ее куратор Аркадий Дворкович ушел в отставку с поста вице-премьера РФ. Достаточно долго, настолько, что в регионе пошли слухи о сворачивании проекта, шли поиски нового куратора. Несколько раз инсайдерская информация не подтверждалась правительством Новосибирской области, что вызывало сильные опасения о будущем программы реиндустриализации.
Сомнения были развеяны только 21 декабря. Губернатор Андрей Травников, отвечая на вопрос корреспондента «ФедералПресс» во время перерыва в сессии заксобрания, заверил, что «программа реиндустриализации не заморожена». «В настоящий момент появился новый куратор – глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. Также программа находится под контролем у вице-премьера Дмитрия Козака. В январе намечено заседание обновленной рабочей группы в Москве. К нему в новосибирском правительстве прорабатываются новые возможные флагманские проекты и уточняются старые. Обещаю, что буду держать и вас, и всех журналистов в курсе дел», – рассказал Травников.
В Кузбассе в уходящем году продолжил бушевать антиугольный протест. Последнее время местом действия был суд Центрального района Новокузнецка, где рассматривался иск разреза «Березовский» к протестующим. Владельцы компании хотели взыскать с нескольких жителей деревень и сел района 14 миллионов рублей за убытки, которые понес разрез в связи с перекрытием технологической дороги в феврале 2018 года.
Тогда представляющие ядро протеста, устав от бесконечных, на их взгляд, нарушений в природоохранном законодательстве и ухудшении экологической ситуации, провели две акции с блокировкой подъездов к разрезу. Оба раза протестующие требовали приезда министра природы РФ и представителей природоохранной прокуратуры. Еще ранее в администрации Новокузнецкого района активисты пытались достучаться до представителей исполнительной власти, рассказывая о творящемся беззаконии в части несоблюдении санитарных норм, – угольную выработку приблизили к частным домам сверх всяких разрешений. Но особого толка и понимания протест так и не встретил.
«Люди скептичны по отношению к новому губернатору Кемеровской области. Они ему несколько раз писали, но Цивилев так и не заговорил, что готов приехать на юг региона, в Новокузнецкий район», – посетовал общественник и член регионального штаба ОНФ Максим Учватов.
Однако надежда у людей на благополучный исход проблемы все же есть – в начале декабря районный суд отказал разрезу «Березовский» в удовлетворении их исковых требований. «Уверен, что народ будет продолжать защищать свои права и свою коренную территорию. Поэтому вопросы, которые задает население, вполне резонные – учитывая экологию и рост числа онкологических заболеваний. Только надеюсь, что все будет в законных рамках», – отметил Учватов.
Губернатор Омской области Александр Бурков рискует потерять доверие омичей, если не решит экологическую проблему. В Омске весь последний год только и разговоры о том, что дышать нечем. Передвижная экологическая лаборатория подтверждает, что выбросы с промышленных предприятий очень «удачно» ложатся на розу ветров и вместе с выхлопными газами травят жителей и гостей города.
Нельзя сказать, что региональная власть ничего не делает. Минприроды Омской области подписало соглашение с ведущими промышленными компаниями о снижении выбросов на 50 %, однако этих мер оказалось мало. Общественники ждут разработки паспорта города, в котором будут прописаны все нормативы по возможным выбросам. Экспертам же хочется видеть более вдумчивый подход к поиску выхода из ситуации; пока они понимают, что министр природных ресурсов Илья Лобов «еще не до конца вошел в курс дела». Тем не менее сам президент РФ Владимир Путин назвал Омск в числе городов, где экологическая проблема стоит «совсем остро».
«В отношении экологической ситуации тут скорее двоякая ситуация: или все получится, или все не получится. Насчет первого развития событий у меня есть большие сомнения, особенно если говорить про твердые коммунальные отходы, – здесь мы попали в ситуацию, характерную не только для Омска, но для всей страны. Та реформа, которая проводится, на мой взгляд, достаточно поспешная и не очень обоснованная. Но! В каждом регионе по-разному решают эту проблему, и почему-то в Омской области решение надолго затягивается, и складывается впечатление, что власть ждет, что все само собой рассосется. Аналогичная ситуация с воздухом. Вероятно, идет бурная подковерная борьба за деньги для Омской области, но с точки зрения наблюдателя экспертного сообщества предлагаемые методы не выглядят достаточно эффективными, и даже если деньги будут найдены, то должного эффекта не будет. Складывается неприятная ситуация: если средств не будет – то можно сказать, что так получилось, а мы старались. Если же, напротив, необходимые средства будут найдены, то придется за них отвечать и что-то делать. Куда ни кинь, везде клин», – прокомментировал ситуацию «ФедералПресс» эколог Сергей Костарев.
Фото: РИА «Новости» / Александр Кряжев (1,2,5), Наталья Селиверстова (3), Екатерина Штукина (4), Алексей Мальгавко (6).