Редакция «ФедералПресс» / Евгений Трухачев
Москва
7 ФЕВРАЛЯ, 2019
Мусорная реформа, по данным Минприроды, официально стартовала в 69 регионах, где были выбраны специальные организации-операторы. В субъектах РФ подошли к вопросу о том, кто будет отвечать за чистоту, по-разному. Где-то ответственность взяли на себя местные предприятия. В других регионах за уборку мусора отвечают иногородние структуры, в том числе федерального масштаба. «ФедералПресс» рассказывает о наиболее крупных игроках складывающегося мусорного рынка.
Как и стоило ожидать, наибольшая конкуренция за мусор между крупными компаниями наблюдается в европейской части России. В некоторых регионах пересекаются интересы двух и более крупных структур. Особенно привлекательны для бизнеса Москва и прилегающие к ней территории, где при сравнительно небольших расстояниях формируются наибольшие объемы отходов. В то же время на севере, Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке федеральных игроков меньше – расстояния там большие, а большой мусорной поток не обеспечен.
Крупные компании в начале мусорной реформы сталкиваются с теми же проблемами, что и остальные игроки. В первые дни и недели работы операторов во многих регионах наблюдаются сбои с вывозом мусора, что вызывает возмущение граждан, особенно после того, как в разы были подняты тарифы. Планы по строительству новых мусоросортировочных заводов и полигонов встречают противостояние местных жителей. Кроме того, не так легко оказалось побороть несанкционированные свалки и серые схемы вывоза отходов.
Госкорпорация во главе с Сергеем Чемезовым начала проявлять интерес к мусорному бизнесу задолго до мусорной реформы. Еще в 2012 году был создан дочерний для «Ростеха» «Национальный экологический оператор» (НЭО), который начал продвигать свои интересы в регионах.
Например, далеко идущие планы были у НЭО с правительством Свердловской области. Они создали совместное предприятие «РТ-НЭО Екатеринбург», которое должно было заняться созданием цивилизованной схемы обращения с отходами, построить под Екатеринбургом шесть перерабатывающих заводов. Эту компанию на первых порах даже прочили в регоператоры, но в какой-то момент «Ростех» отказался от своих планов, а за мусор в центральной зоне региона теперь отвечает муниципальное предприятие «Спецавтобаза».
Аналогичные структуры были созданы в Ярославской, Омской и Иркутской областях, однако и там планы по модернизации системы утилизации ТКО не были реализованы. Исключение составила, пожалуй, только Иркутская область, на юге которой регоператором была выбрана компания «РТ-НЭО Иркутск». Это юрлицо формально не принадлежит «Ростеху», но полностью повторяет название его «дочки» и использует символику госкорпорации.
Сейчас мусорной темой активно начала заниматься другая подконтрольная «Ростеху» компания – «РТ-Инвест». Она выиграла конкурс в трех зонах Подмосковья – Рузской, Каширской и Сергиево-Посадской, в которых образуется 60 % отходов столичного региона (2 млн тонн). Общий объем инвестиций компании в ближайшие два года может составить 10 млрд рублей. Однако в целом речь идет о гораздо больших суммах. «РТ-Инвест» собирается построить в Подмосковье 4 мусоросжигательных завода. Недавно о планах принять участие в создании новой системы утилизации мусора в регионе заявила госкорпорация «ВЭБ.РФ», объем вложений в этот проект оценен в 154 млрд.
Подмосковный опыт «РТ-Инвест» собирается распространить на Татарстан. Строительство мусоросжигательного завода вызвало протесты жителей республики. Тем не менее, проекту компании, ставшей одним из местных регоператоров, они вряд ли смогут помешать.
Эта организация, которую называют одним из активов компании «Лидер», управляющей пенсионными фондами, также заявила о себе задолго до реформы. С 2010 года она реализовала концессионные проекты по строительству мусоросортировочных комплексов в Нижегородской, Саратовской, Архангельской, Челябинской областях, Чувашии.
Следующим этапом должно было стать превращение компании в оператора в этих регионах. В Поволжье ей это с успехом удалось, если не считать Чувашии. Местное управление ФАС болезненно отреагировало на предложенные УО тарифы, в результате оператором там стала местная компания «Экоцентр». Впрочем, с ней концессионера связывают тесные партнерские отношения: УО привело «Экоцентр» в Саратовскую область в качестве своего подрядчика. В Нижегородской области директора местного филиала УО судили за размещение отходов без лицензии.
В Саратовской области компания и вовсе стала монополистом: местные власти и бизнес не смогли ей ничего противопоставить. Более того, по сообщениям местных СМИ, филиал компании возглавил родственник губернатора Радаева. С самого начала работы в адрес компании стало поступать много критики, а правоохранительные и надзорные органы начали осаждать регоператора проверками. На днях прессинг вылился в уголовное дело за оказание некачественных услуг.
Филиалы УО также выбраны регоператорами в Волгоградской и Мурманской областях. В Волгограде УО боролось за рынок с другим крупным участником рынка – ГК «Чистый город». Теперь оператора там тоже активно критикуют из-за нерегулярного вывоза мусора, тот, в свою очередь, винит в проблемах своих предшественников.
Группа компаний с волгоградской пропиской стала крупнейшим игроком на мусорном рынке юга европейской части России. Представители группы стали операторами в 13 зонах семи регионов – Ростовской, Астраханской, Брянской, Архангельской областях, Краснодарском крае, Калмыкии и Адыгее. Несмотря на то, что статус регоператора в Волгограде достался другой компании, ЧГ не намерен сворачивать инвестиции в переработку в своем домашнем регионе.
ЧГ – одна из компаний, которая начала инвестиции в мусорную отрасль, не дожидаясь реформы: построила в Волгоградской области 4 объекта – полигоны и перерабатывающие комплексы. В 2018 году группа приступила к строительству перерабатывающего комплекса в Волгодонске. Теперь оператор планирует превратить полигоны для захоронения мусора во всех регионах в современные экотехнопарки. Органические отходы будут по специальной технологии перерабатывать в компост.
Группа компаний «Мехуборка» раньше значилась одним из учредителей «Управления отходами», и ее также относили к бизнес-структурам «Лидера». Однако еще до мусорной реформы эти активы разделились и стали конкурентами. УО даже вытеснило «Мехуборку» из Саратовской области, где та к 2017 году имела значительную часть рынка вывоза коммунальных отходов.
Основным профилем компании остается именно вывоз мусора, однако работа регоператора подразумевает и переработку. Именно поэтому в некоторых регионах возникли вопросы по поводу того, смогут ли филиалы «Мехуборки» потянуть большую инвестпрограмму. «Дочки» компании выбраны операторами в отдельных зонах Пензенской, Псковской, Нижегородской области, Башкортостана – не самые прибыльные и простые с точки зрения мусорного бизнеса территории.
Еще одна дочерняя организация «Мехуборки», «Олерон+», должна была приступить к обязанностям регоператора в Забайкальском крае, но не смогла найти общий язык с властями по поводу тарифов. В результате территориальная схема по обращению с отходами отправлена на переделку, и реформа в регионе стартует в лучшем случае осенью.
Для группы ВИС, которая специализируется на инфраструктурном строительстве, мусорное направление – сравнительно новое. Группа обосновалась в Новосибирской области, где она реализует концессионный проект по строительству моста через Обь. В этом же регионе компания будет развивать и систему обращения с отходами – регоператором выбрана ее дочерняя организация «Экология-Новосибирск» (ЭН).
Сибирские СМИ относят к активам ВИС также компанию «Магнит» из Омской области, но в самой группе пояснили, что этот регоператор к ним отношения не имеет.
ЭН начала работать с 1 января и, как и другие операторы, не смогла избежать ажиотажного интереса населения: в первые две недели года им поступило около 700 звонков. Тем не менее, как заверили в компании, «мусорного коллапса», который приходилось терпеть жителям других регионов, в Новосибирской области не произошло. У компании и ее подрядчиков хватило собственной техники для вывоза 2/3 отходов, для остального были привлечены транспортные предприятия.
Инфраструктура обращения с ТКО в регионе развита неравномерно, и регоператор ставит перед собой задачу ее сбалансировать. ЭН планирует в течение 2019 года заключить 100 % договоров, в том числе с частным сектором, и надеется на сокращение «серых схем» по мере налаживания системы учета передвижения мусора.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Елена Мицих