Редакция «ФедералПресс» / Оксана Порицкая
Крым
24 ЯНВАРЯ, 2019
Власти Крыма обнародовали данные о доходной части бюджета за 2018 год. Объем собранных в республике налогов внушительный – более 54 млрд рублей, что превышает прошлогодние показатели на 17 %. Однако при этом Крым вышел на первую строчку рейтинга дотационных регионов, обогнав по размеру федеральных финансовых вливаний даже Чечню и Ингушетию. Как менялись бюджеты региона и объемы инвестиций с 2014 года, и на какие деньги на самом деле живет Крым – в материале «ФедералПресс».
В 2014 году об объемах финансов, которые придется вложить в развитие Крыма и Севастополя, чтобы «дотянуть» их до общероссийских социальных и экономических стандартов, Москва, по мнению экспертов, могла только догадываться. Так, курирующий вопросы бюджетной сферы вице-спикер Совета Федерации Евгений Бушмин выражал мнение, что присоединение полуострова обойдется не дороже проведения сочинской Олимпиады – то есть не более 50 млрд рублей. Как показала история, Бушмин ошибся на несколько порядков.
Уже в первый год в составе России Крым получил 105,3 млрд рублей дотаций. Основные средства были направлены на социальные выплаты, компенсацию дефицита бюджета, обеспечение жизнедеятельности полуострова, строительство моста через Керченский пролив и социально-экономическое развитие. Речь идет, подчеркнем, только о Республике Крым, не включая Севастополь.
При этом, как сообщал тогда министр финансов полуострова Владимир Левандовский, доходы республики в 2014 году составили 127,3 млрд рублей. То есть почти 83 % средств Крым получил из федерального и региональных бюджетов (субъекты федерации, напомним, тогда «скидывались» на Крым). В этот год в регионе в два раза выросли зарплаты бюджетников, а на выплату пенсий ушло 33,1 млрд рублей. Налогов и сборов власти собрали, как отчитался Левандовский, 16,4 млрд рублей. Москва разрешила оставить часть налоговых поступлений, которые регион должен перечислять в федеральный бюджет, себе.
За 2018 год бюджет Республики Крым исполнен с профицитом. Впервые за четыре года объем доходов сравнялся и даже немного превысил расходы: 161,7 млрд рублей получил регион, потратив при этом 161,4 млрд рублей. Профицит составил 303,6 млн рублей.
Годовые налоговые и неналоговые поступления в консолидированный бюджет, по предварительным данным, находятся на уровне 40,6 млрд рублей. Доходная часть перевыполнена на 0,3 %. «В сопоставимых условиях это на 6 млрд рублей, или на 17,2 % превысило показатель 2017 года», – отметила вице-премьер республики, министр финансов Крыма Ирина Кивико, подчеркнув, что перевыполнение доходной части во многом обеспечено ростом крымской экономики и инвестиций в нее, ростом числа зарегистрированных юрлиц и ИП и легализацией заработной платы.
При этом регион по-прежнему остается глубоко дотационным, обогнав в этом году по этому показателю даже Чечню и Ингушетию: 75 % бюджета или 121,9 млрд рублей приходится на различного рода безвозмездные поступления из федерального бюджета и бюджетов других регионов России.
Отметим, что месяцем ранее, подводя предварительные финансовые итоги года, Кивико прогнозировала более скромные доходы и расходы – на уровне 151 млрд рублей, а также заявляла о том, что по предварительным данным налоговые и неналоговые поступления составят более 54 млрд рублей. Напомним, что собственные доходы Крыма за 2015 год составили 31,4 млрд, за 2016 год – 40,6 млрд, за 2017 год – 47,3 млрд рублей.
Из года в год растут не только налоговые поступления, но и расходы: в 2015 году они были на уровне 100 млрд, в 2016 – 131 млрд, а за 2017 год – почти 162 млрд рублей, показатель 2018 года почти аналогичен.
Бюджет Крыма остается социально направленным: большая часть уходит на финансирование социально-культурной сферы. В прошлом году на эти цели было направлено более 55 млрд рублей. Министерство образования, науки и молодежи получило 23,4 млрд, из которых 66 % ушли на обеспечение детей бесплатным дошкольным и общим образованием. На нужды Минздрава выделили 17,5 млрд, Министерства труда и социальной защиты – 11,4 млрд. Самым «скромным» оказалось Минкультуры – чуть более 1,5 млрд получили в ведомстве. На социальные выплаты республика потратила 9,9 млрд рублей, еще 4 млрд ушло на меры социальной поддержки населения.
Расходы на капитальные вложения в объекты недвижимого имущества государственной собственности в 2017 году составили около 50 млрд рублей, в два раза превысив показатели 2016 года. Растут ежегодно расходы на социальные выплаты. Так, если в 2015 году на эти цели выделялось 15,7 млрд, то в 2017-м уже 16,9 млрд рублей.
«На социальную сферу региона тратятся огромные деньги. Увеличение расходной части в этом направлении связано со строительством новых объектов инфраструктуры, детских садов, больниц, школ. Это база для улучшения жизни людей», – отмечает кандидат экономических наук, академик Яков Барков.
Несмотря на радость властей от увеличения доходов, эксперты говорят о том, что все не так радужно, стоит только взглянуть на структуру доходной части бюджета. Налог на доходы физических лиц традиционно имеет наибольшую долю в структуре собственных доходов – в районе 43–46 %. В этом году это показатель на уровне 44,2 % – 18 млрд рублей. То есть, основная налоговая нагрузка приходится на рядовых граждан.
«Реальный сектор экономики региона сокращается. В Крыму практически нет крупной промышленности, а малый бизнес уничтожается регуляторными драконовскими законами и коррупционными схемами, так что не удивительно основная статья доходов – это налоги с физических лиц: учителей, врачей, дворников», – говорит экономист, бывший руководитель Торгово-промышленной палаты Крыма Александр Басов.
На втором месте – налог на прибыль организаций, это 6,4 млрд рублей. По сравнению с 2015 годом показатель упал с 28 % до 15,6% в общей структуре доходов. Еще в прошлом году это были 17 %. Такое снижение говорит о закрытии предприятий и общем снижении их прибыли.
Доходы от акцизов выросли до 5,4 млрд рублей, что на 6,5 % больше прошлого года. В сравнении с 2015-м, когда этот показатель был на уровне 2,5 млрд, цифра получается и вовсе оптимистичная – акцизы выросли за четыре года почти в два раза. Но по сути это косвенный налог, который платят рядовые крымчане при покупке подакцизных товаров – алкогольных напитков и табачных изделий. В 2018 году он вырос, а, следовательно, и мы стали платить больше, а, возможно, и больше потреблять такого рода товаров. Так что радоваться здесь особенно нечему.
Увеличиваются с каждым годом объемы финансовой поддержки региона. Так, если в 2015 году безвозмездные поступления из федерального бюджета составили «скромные» 64 млрд, то в 2016 – уже 79,7 млрд, в 2017 году – 101,1 млрд. Стоит отметить, что Крым, в отличие от других регионов, не кредитуется вообще: он просто «берет» деньги на развитие.
«Тенденция на постоянное увеличение федеральных финансовых вливаний совершенно демотивирует дотационные регионы выходить из состояния вечных просителей. Им выгодно быть дотационными. Чечне, вот, списали 9 миллиардов долгов за газ. А федеральном центру со своей стороны тоже выгодно – в таком случае легко управлять губернаторами сложных регионов», – считает Басов.
Фото:kremlin.ru, инфографика ФедералПресс.