Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Перепутанные печи. Производство и сбыт «Евраза» идут ко дну

Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Москва
4 МАРТА, 2019

«Евраз» не сумел увеличить выплавку стали, он был вынужден продать за смехотворные деньги большой металлургический комбинат на Украине и вдобавок затевает создание нового производства, которое может оказаться лишним на рынке. Фактически «Евраз» стоит перед масштабным кризисом, способным оказать пагубное воздействие на холдинг и его работников. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Провальный год

«Евраз» опубликовал итоги работы в 2018 году, и они оказались весьма негативными. Выплавка стали «Евразом» снизилась на 7,3 %, до 14,037 млн тонн, в том числе в России она уменьшилась на 3,5 %, до 11,367 млн тонн, тогда как на Украине рухнула на 83,2 %, до ничтожных 154 тыс. тонн. Одновременно добыча железорудного сырья сократилась на 2,6 %, до 13,879 млн тонн.

Объемы сбыта тоже не внушают оптимизма. Продажи стальной продукции упали на 6 %, до 12,954 млн тонн (причем полуфабрикатов – на 18 %, до 5,735 млн тонн), ванадиевой – на 18,8 %, до 12,352 тыс. тонн. Реализация железной руды снизилась на 32 %, до 1,98 млн тонн.

Сухие цифры не внушают оптимизма, однако в пресс-релизе «Евраза», посвященном результатам за прошлый год, даются объяснения причин спада. Оказывается, снижение выплавки стали обусловлено капитальным ремонтом доменной печи № 3 на «Евраз ЗСМК» и техническим инцидентом на доменной печи № 3 в «ЕВРАЗ НТМК», «расставанием» с «Евраз ДМЗ», расположенным в Незалежной. Это в свою очередь оказало негативное влияние на производство и сбыт стальной продукции, плюс отрицательную роль сыграли поздние отгрузки в декабре 2018 года.

С ванадиевой продукцией еще сложнее – реализация рухнула из-за сильной доступности ее оксидов на рынке, запуска доменной печи № 7 на «Евраз НТМК» и технических работ в компании «Евраз Ванадий-Тула», отсутствия продаж ванадиево-азотной смеси после консолидации Evraz Vametco в мае 2017 года. Короче говоря, туговато и с ее выпуском, и со спросом на нее.

Бегство с Украины

Официальные сообщения – лишь вершина айсберга, скрывающая под темной водой кучу проблем. «Евраз» тому не исключение – он вообще относится к категории металлургических компаний, предпочитающих не баловать широкие круги общественности открытостью и доверительным отношением. Вот и на запросы «ФедералПресс», направленные по электронной почте в пресс-службу «Евраза» и лично его директору по внешним коммуникациям Марии Старовойт, никаких письменных ответов и комментариев получено не было (надеемся, хоть данную статью в «Евразе» прочтут и начальству покажут).

Впрочем, стоит попробовать обойтись без них и постараться оценить реальное положение дел в «Евразе». Исходя из данных открытых источников, оно, вероятно, далеко не позитивное.

Например, «Евраз» избавился от «Евраз ДМЗ» (ранее – Днепропетровский металлургический завод имени Петровского) – крупного предприятия, выпустившего в 2017 году 1,019 млн тонн чугуна, 918 тыс. тонн стали и 785 тыс. тонн проката.

«Евраз» продал его DCH Group Александра Ярославского (очень влиятельного на Украине бизнесмена) за ничтожные почти 106 млн долларов. Это, конечно, не идет в сравнение с «Мечелом», собиравшимся в благополучном 2013 году реализовать Донецкий металлургический завод за смехотворные 2 тыс. евро, тем не менее «Евраз» мог бы и поторговаться за более серьезные деньги.

Однако, похоже, «Евразу» не оставалось иного выбора, как соглашаться на то, что дают. После обострения отношений между Россией и Украиной вести бизнес в ней стало неинтересно, и «Евраз» принялся расставаться с букетом своих украинских заводов. «Евраз ДМЗ» был последним из них.

Загадочный инцидент

Теперь про доменную печь № 3 «Евраз НТМК». Она была введена в эксплуатацию в 1971 году, ее проектная мощность – 2,14 млн тонн. Согласно русскоязычному пресс-релизу «Евраза», на ней в августе случился технический инцидент. Какой именно – не сообщалось, и найти информацию о нем не удалось.

В англоязычном же пресс-релизе «Евраза» говорится не про доменную печь № 3 «Евраз НТМК», а про доменную печь № 1 «Евраз ЗСМК». Согласитесь, есть существенная разница между номерами печей и названиями сталелитейных комбинатов – № 3 и 1, «Евраз НТМК» и «Евраз ЗСМК».

И потом, почему «Евраз» публикует короткий пресс-релиз на русском языке, подробный – на английском? Откуда идет такое отношение к посетителям его портала? В соответствии с Конституцией, государственным языком нашей страны является русский, и если «Евраз» считает себя российской компанией (его ключевые активы сосредоточены именно в России), то по логике вещей и сообщения пресс-службы должны быть напечатаны на государственном языке.

Вернемся к «таинственной» доменной печи. Непонятно, какой именно инцидент имелся в виду. Известно только, что в декабре 2018 года на доменной печи № 3 «Евраз ЗСМК» был завершен капитальный ремонт.

Зато в январе того же года интернет-издание TagilCity.ru распространило новость про падение крана на площадке строящейся доменной печи № 7 на «Евраз НТМК» (и вроде бы она получила повреждения), в марте – про гибель газосварщика (на него упала балка). Про них пресс-служба «Евраза» ничего не упоминает и про троих обожженных жидким чугуном рабочим на «Евраз ЗСМК» – тоже (вместо нее о происшествии сообщило следственное управление Следственного комитета России по Кемеровской области).

Лишнее производство

Молчат в «Евразе» и про планы на будущее. Хотя кое-что и всплывает на поверхность. Например, в «Евразе» хотят создать производство плоского проката мощностью 2,5 млн тонн в год, отгружая 1,5 млн тонн клиентам на Урале и в Сибири, остальное – в Азию. Об этом «проговорился» вице-президент «Евраза» по продажам Илья Широкоброд (цитируется по газете «Коммерсантъ»).

Между тем еще в 2013 году выпуск плоского проката был прекращен на «Евраз ЗСМК» из-за банальной неконкурентоспособности. От аналогичной продукции других предприятий он отличается высокой себестоимостью и посредственным качеством.

Илья Широкоброд упомянул про планы по использованию непрерывной технологии производства – «из жидкой стали в слябы, а из них сразу в лист», надеясь на получение преимущества по издержкам. Идея прекрасная, но широкого распространения подобный способ прокатки в мире не имеет, с ним хлопот не оберешься. Избыточное же предложение плоского проката никуда не исчезло.

Да и на традиционном внутреннем рынке сортового проката (арматуры, двутавра, швеллеров) перед «Евразом» маячит риск столкновения с опасным игроком – Промышленно-металлургический холдинг намерен запустить комбинат «Тулачермет-Сталь». Находясь в центре потребления, «Тулачермет-Сталь» сможет при желании выдавить с него продукцию комбинатов «Евраза», проигрывающих ей по логистическим затратам. Учитывая же трудности в строительной сфере, которая и покупает сортовой прокат, можно ожидать значительного падения загрузки предприятий «Евраза» в нынешнем году.

Фото: pixabay.com, ФедералПресс / Виктор Бодров.