Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Господдержка временно недоступна. Инвестпроекты Хакасии пока остаются на бумаге

Редакция «ФедералПресс» / Анна Егорова
Республика Хакасия
20 ФЕВРАЛЯ, 2019

В Абакане будет создано региональное представительство корпорации «Енисейская Сибирь». Там займутся подбором инвестиционных проектов, которые войдут в интеграционное объединение трех регионов. Эксперты же полагают, что крупному бизнесу в Хакасии придется входить в «Енисейскую Сибирь», не рассчитывая на поддержку со стороны республики. Подробности – в материале «ФедералПресс».

И своим, и соседям

Интеграционное объединение «Енисейская Сибирь», придуманное губернатором Красноярского края Александром Уссом полтора года назад, обзавелось региональными представительствами. Напомним, что в декабре 2018 года в самом Красноярске была создана управляющая организация – корпорация развития «Енисейской Сибири». Суть интеграции Красноярского края, Хакасии и Тувы – экономическая кооперация в разных сферах: от добычи нефти до агропромышленного комплекса. Первая презентация «Енисейской Сибири» состоялась на прошлогоднем Красноярском экономическом форуме. Тогда Александр Усс, губернатор Хакасии Виктор Зимин и глава Тувы Шолбан Кара-оол обменялись предварительными договоренностями о будущих проектах.

Теперь же дело дошло до двух регионов, которые участвуют в проекте, – Республики Хакасия и Тувы. Совещание, которое состоялось в Абакане в республиканском правительстве, положило конец домыслам относительно участия Хакасии в «Енисейской Сибири». Некоторые политологи высказывали предположение, что Александр Усс не сядет за стол переговоров с новым главой Хакасии Валентином Коноваловым. Теперь же можно утверждать, что Красноярск по-прежнему рассчитывает на Абакан как на надежного экономического партнера.

Как рассказала «ФедералПресс» Ксения Буганова, пресс-секретарь республиканского министерства экономического развития, региональное представительство корпорации откроется на базе Фонда развития Хакасии.

«Что касается кандидатуры руководителя представительства, сейчас идет обсуждение этого вопроса с инвесторами. В ближайшее время, если они утвердят кандидатуру, мы ее сможем назвать», – отметила Буганова.

На том же совещании в правительстве Хакасии обсуждались проекты, с которыми республика будет участвовать в «Енисейской Сибири». Согласно логике интеграционного объединения, каждый из проектов должен учитывать интересы соседних регионов и кооперироваться с тамошним крупным бизнесом. На данный момент известно о 12 проектах с общим объемом инвестиций в 335 млрд рублей. Правда, как уточнили в республиканском минэке, «перечень может быть пересмотрен в сторону увеличения».

Среди отобранных можно отметить проект по увеличению пропускной способности железнодорожной ветки Артышта – Междуреченск – Тайшет. Исполнителем проекта назван красноярский филиал ОАО «РЖД». Цель – увеличение пропускной способности участка и бесперебойный вывоз грузов. Вложения в проект оцениваются почти в 23 млрд рублей. Реконструкцию планируется завершить к 2023 году.

Интересен и проект, которым занимался еще предыдущий глава Хакасии Виктор Зимин. Речь идет о строительстве трассы Абакан – Бийск протяженностью в 400 километров. Автодорога пойдет напрямик через Кемеровскую область. Первоначально, когда Зимин презентовал проект Министерству транспорта РФ, стоимость строительстве автобана оценивалось в 40 млрд рублей «с копейками». Теперь же возможные инвестиции увеличились до 57 млрд рублей.

Помимо транспортных проектов, Хакасия заинтересована в развитии угледобывающей отрасли. Частные инвесторы готовы вложить порядка 8 млрд рублей в разработку Юго-Восточного и Северо-Западного Кирбинских участков Бейского каменноугольного месторождения. Есть и инвестиционные проекты со стороны местного подразделения компании АО «СУЭК» – «СУЭК-Хакасия». Структура Владимира Рашевского планирует поддерживать производственную мощность разреза «Черногорский» и повысить мощность участка «Абаканский». Инвестиции составят 6,4 и 1,4 млрд рублей.

Из череды дорожных и угольных проектов выбиваются два. Первый – по развитию и модернизации завода «СаянАл» с объемом вложений около 5 млрд рублей. Второй – создание молочно-товарного комплекса «Первомайское», который оценивается в 3 млрд рублей. Продукция «Первомайского» будет поставляться жителям Хакасии и юга Красноярского края.

С поправкой на реальность

Эти планы выглядят внушительно. Но будут ли они реализованы в тех масштабах, которые намечены сейчас?

Во-первых, как рассказали в беседе с «ФедералПресс» в корпорации «Енисейская Сибирь», на данный момент относительная определенность есть только с проектами, заявленными Красноярским краем. Что касается Хакасии и Тувы, о какой-либо конкретике говорить пока рано. До тех пор, пока проекты, предложенные республиками, официально не войдут в распоряжение правительства РФ.

А во-вторых, для Хакасии может быть затруднено вхождение в «Енисейскую Сибирь» в принципе. И причиной тому – сложная экономическая ситуация в республике. Проект «Енисейская Сибирь» подразумевает участие не только инвесторов, но и региональных бюджетов – хотя бы в части предоставления инвесторам тех или иных преференций. И вот как раз с этим в Хакасии и могут возникнуть проблемы.

«У каждого проекта свои особенности, но практически все из них заинтересованы в господдержке. Это нормальная практика, благодаря которой можно активизировать развитие. К сожалению, финансовая ситуация в республике пока не позволяет решить все вопросы по господдержке, но дорогу осилит идущий», – отметил гендиректор корпорации развития «Енисейская Сибирь» Сергей Ладыженко после недавнего совещания в правительстве Хакасии.

Пресс-секретарь корпорации Никита Палеха в разговоре с «ФедералПресс» уточнил, что все проекты в той или иной степени требуют включения государства. Это может быть как инфраструктурная поддержка, так и налоговые льготы и прямые субсидии. Кому какая понадобится – пока не ясно, поскольку нет полной ясности и с параметрами самих проектов.

«Сейчас мы не можем говорить конкретно о проектах, поскольку перечень их пока не определен, а соответственно, и потребности их не определены. Мы уверены, что благодаря сотрудничеству корпорации развития и правительства Хакасии нам все же удастся найти механизмы поддержки проектов», – заключил Палеха.

По мнению Евгения Мамаева, хакасского экономиста, выделение средств из республиканского бюджета для предоставления разного рода поддержки инвесторов будет невозможно в течение ближайших полутора-двух лет.

«Возможности для финансовой поддержки бизнеса, предоставления ему льгот ограничены после введения казначейского сопровождения в республике. Так, в связи с его внедрением у нас отменили более 30 видов льгот для малого и среднего бизнеса. Направлять средства на субсидии или гранты инвесторам для бюджета – неподъемная ноша, и такая ситуация продержится полтора-два года. Но в то же время бизнесу может быть оказана административная и инфраструктурная поддержка: предоставление земельных участков, подключение к сетям на особых условиях. Сделано это может быть, в том числе, и по федеральным программам», – уточнил Мамаев.

Ясность с участием республики в «Енисейской Сибири» появится уже в ближайшее время. В конце февраля – начале марта заработает региональное представительство корпорации, а значит, начнутся переговоры с потенциальными инвесторами. Ожидается, что в марте выйдет распоряжение федерального правительства с окончательным списком проектов, вошедших в «Енисейскую Сибирь» от каждого региона. А в конце марта на Красноярском экономическом форуме будут заключены конкретные договоренности по комплексному инвестпроекту.

Фото: krskstate.ru