Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

«Домохозяйка просчитала, а власти не могли»: почему детям екатеринбургских «муравейников» не хватает садиков и школ

Редакция «ФедералПресс» / Александр Калинин
Свердловская область
18 МАРТА, 2019

Ситуация с дефицитом мест в школе нового екатеринбургского микрорайона Краснолесье близка к критической: потребность в местах чуть ли не вдвое превышает возможности единственного здания. Несогласованность темпов строительства жилья и социальной инфраструктуры – один из главных бичей уральской столицы. О том, что происходит в Краснолесье, в чем причина «школьного кризиса» и грозит ли подобная ситуация жителям старых районов Екатеринбурга, – в материале «ФедералПресс».

Школа № 181 – единственная на весь новый микрорайон Краснолесье – стала главной «горячей точкой» кампании по набору первоклассников. Как сообщила в начале марта начальник департамента образования Екатерина Сибирцева, в школу пожелали записаться вдвое больше детей, чем ожидали власти. В результате в ней придется создать десять первых классов, в каждом из которых будет больше тридцати учеников. Для того, чтобы разместить всех детей, школа будет вынуждена отказаться от учительской и переоборудовать ряд классов. В то же время, как заявила лидер родительской инициативной группы Ольга Михайленко, переполненность школы облегчит распространение инфекций и может затруднить эвакуацию в случае пожара.

Сейчас родители трех десятков будущих первоклассников согласились на то, чтобы отправлять их автобусом в другую школу, сообщила Михайленко корреспонденту «ФедералПресс». В следующем году чиновники обещают сделать пристрой к школе № 181. Но ни то, ни другое проблемы не решит. «К 2021 будут построены еще три жилых комплекса: «Ньютон-парк», «Балтийский» и «Арт». Появятся еще тысячи квадратных метров жилья, тысячи жителей – где будут учиться их дети?» – говорит активистка.

Нормативы градостроительного проектирования в Екатеринбурге предусматривают 114 мест в школе на каждую тысячу жителей, при этом считается, что каждый житель занимает 30 квадратных метров. Исходя из нормативов, в Краснолесье (основной застройщик – «Атомстройкомплекс») должны жить 25 тысяч человек, на них должно приходиться почти 3000 школьных мест. Школа № 181 рассчитана всего на 830 человек при обучении в одну смену. «Не знаю, чем люди думают. Я, простая домохозяйка, взяла и просчитала, сколько нужно мест в школе, неужели власти не могли?» – говорит Михайленко.

Место под вторую школу выделено на бульваре Семихатова, но, как сообщил на встрече с жителями глава комитета по строительству Николай Сметанин, земли находятся в федеральной собственности. Таким образом, муниципалитет строить там не сможет без длительной процедуры их передачи от Росимущества. В Краснолесье удивляются, что под школу отданы федеральные земли, в то время как муниципальные пущены под жилую застройку.

Тяжелая ситуация складывается в Краснолесье и с детскими садами, которых там всего два. Старший ребенок Ольги Михайленко получил место в соседнем микрорайоне, со вторым ей предлагали ездить на Бардина. «Я сидела с ребенком, только в четыре года дали место на Сахарова. У нас ипотека, но я должна была сидеть дома, потому что нет смысла развозить детей два часа утром и два часа вечером собирать, кому нужен работник на два часа? Даже сейчас на Сахарова достаточно далеко, автобус между садиками не ходит, а машиной я не владею. Либо с одним, либо с другим ребенком надо пройти три квартала», – жалуется она. Ранее правила землепользования и застройки включали еще два детских сада, но в новой версии на их месте лишь жилые дома.

Аналитик Уральской палаты недвижимости Михаил Хорьков сравнивает скандал в Краснолесье с ситуацией на Широкой Речке, о которой «ФедералПресс» писал ранее. «Там больше детей, там больше молодых семей с детьми, так что там больше спрос и на дошкольные образовательные учреждения, и на школы. Даже если нормативные требования выполняются, а они выполняются далеко не везде, то нормативной обеспеченности может не хватать, потому что структура населения новых районов более молодая», – говорит он.

Между тем рост напряженности становится заметен и в старых районах, где на месте малоэтажной застройки возникают высотные жилые комплексы. Прежде всего это Орджоникидзевский район, где построены или строятся ЖК «Северное сияние» и дома на Бакинских Комиссаров – Уральских Рабочих (Уралмаш), комплекс апартаментов на Стачек – Фронтовых Бригад и высотки на Парниковой (Эльмаш). Так, в школе № 67, расположенной по соседству с апартаментами на Эльмаше, по официальным данным, добавлено пятьдесят мест для первоклассников сверх изначального плана.

Как отмечает Михаил Хорьков, объемы строительства в Орджоникидзевском районе гораздо меньше, чем в Краснолесье или на Широкой Речке. В то же время, если в новых районах строилось хотя бы небольшое количество школ и садиков, то на севере города они не появлялись вообще. «Новые школы у нас не строились более тридцати лет, а население прибывает, район застраивается. Было много ведомственных садов, а в перестройку многие позакрывались», – подтвердила корреспонденту «ФедералПресс» депутат гордумы по округу № 13 (Уралмаш), зампред комиссии по образованию Любовь Боркова.

По словам Борковой, существующих планов по строительству школ и садиков недостаточно для того, чтобы закрыть потребность жителей новых высоток. «У нас вырос целый соцгородок на Бакинских Комиссаров, на Эльмаше целый район вырос. Когда шла избирательная кампания, главная проблема в обращениях была – когда будут школы, когда будут детские сады? Жителей это очень волнует», – говорит депутат.

«Безусловно, точечная или, правильнее говоря, уплотнительная застройка приводит к тому, что новых садиков и школ не появляется, а в квартале дополнительно возникает 700 или 1000 семей. Это прямо пропорционально влияет на нехватку мест в садиках и школах», – сказал корреспонденту «ФедералПресс» владелец консалтинговой компании Aleka Group Александр Матофаев. Он считает, что власти должны рассматривать «длинные» инвестиционные схемы, в которых застройщик бы обеспечивал строительство детсадов и школ, а затем «отбивал» бы деньги за счет налоговых льгот, предоставления земель или другими способами. Такая форма сотрудничества устроила бы и застройщиков, и покупателей, объясняет аналитик.

Бывший главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин в беседе с корреспондентом «ФедералПресс» предложил городским властям строить социальные объекты в старых районах при частичном финансировании от застройщиков. «Они садятся на существующие инженерные коммуникации и не тратят на них деньги, значит, должны потратить на другое», – сказал он. В то же время Вяткин против полного перекладывания ответственности на застройщика, так как оно повысит цены на жилье. Кроме того, он призывает ограничить раздачу земель под строительство. «Без решения вопроса по социальным объектам нельзя предоставлять земельные участки для строительства жилых домов, будь то новый район или старый. Если есть свободные места и власти собираются строить садик или школу – тогда вперед, а на нет и суда нет, значит, еще рано», – заявил он.

Между тем в пресс-службе городской администрации раскрыли планы по строительству школ до конца 2020 года. Кроме пристроя к школе № 181, который откроет двери лишь в декабре 2020, в списке значатся школа № 80 на Уралмаше, а также школы на ВИЗе и в Академическом и пристрой к лицею на Народной Воли.

Вице-мэр Екатеринбурга Дмитрий Баранов считает, что проблему с нехваткой школ и детских садов в районах новой застройки можно решить «только сообща». Он, в частности, обратил внимание, что девелоперы в своей рекламе обещают несуществующие объекты социальной инфраструктуры. «Когда покупаете квартиру, смотрите, какова обеспеченность школьными местами, поликлиниками и так далее», – заявил чиновник.

Михаил Хорьков, в свою очередь, полагает, что ответственность за решение вопроса лежит на городской власти. «Проблема очевидна: жилье строится опережающими темпами, социальная инфраструктура не успевает за строительством жилья. Как ее решать – вопрос к власти, а не к бизнесу. Или власть находит источники финансирования социальной инфраструктуры, или она должна влиять на объемы застройки отдельных территорий, не позволяя формировать такие диспропорции», – говорит аналитик.

Он отмечает, что пик роста спроса на образовательные учреждения еще не пройден, и в ближайшие два-три года ситуация будет ухудшаться. К тому же проектирование и строительство школ – вопрос нескольких лет, а не месяцев. Хорьков указывает, что демографические методы позволили бы достаточно точно спрогнозировать потребность в образовательных учреждениях на несколько лет вперед. «Просто надо использовать данные, а не решать проблемы по мере их поступления», – заключает эксперт.

Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин