Бизнес

Эксперты

Приложения

Центр

Юг

Северо-Запад

Приволжье

Урал

Сибирь

Кавказ

Дальний Восток

Донбасс

Рост начинается с нуля. Как государство может помочь малому бизнесу

Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Москва
21 МАРТА, 2019

В России ухудшается предпринимательская среда, сокращается число предприятий, растет безработица. От проблем в экономике особенно сильно страдает малый бизнес, где занято огромное число простых граждан. Но в ближайшие годы ситуация должна измениться в лучшую сторону. Подробности – в материале «ФедералПресс».

Цель понятна, задачи определены

Эффективное развитие малого предпринимательства в России невозможно без совместных усилий государства и частного бизнеса. Об этом заявил Александр Калинин, президент объединения «Опора России», в ходе Всероссийского обсуждения механизмов реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Именно на активный рост малого бизнеса и направлен данный национальный проект. «Проект – сложный и реализовать его непросто. Это невозможно сделать в одиночку ни власти, ни бизнесу. Только вместе, слыша друг друга, «сверяя часы.» мы можем добиться того, чтобы он был реализован», – сказал Калинин.

Согласно целям, установленным в проекте, число занятых в малом предпринимательстве людей должно вырасти с 19,2 млн человек по итогам 2018 года (когда был утвержден проект) до 25 млн в 2024 году. «2,4 млн человек должны придти в малый бизнес в результате улучшения условия ведения предпринимательской деятельности, акселарация должна дать 2 миллиона, 600 тысяч – благодаря улучшению доступа к финансовой поддержке, 100 тысяч – за счет создания системы поддержки фермеров и 0,5 миллиона – с помощью популяризации предпринимательства», – отметил он.

За тот же период времени доля малых компаний в структуре валового внутреннего продукта России должна увеличиться с 22,3 до 32,5 %, тогда как в экспорте товаров и услуг за границу – с 8,8 до 10 %.

Проблемы мешают развитию

Осуществление в жизнь национального проекта должно переломить негативные тенденции, проявившиеся в прошлом году. «За 2018 год количество занятых в малом бизнесе уменьшилось на 200-300 тыс. человек или 1,5%, тогда как мы ставим цель увеличивать их число на 1,5 млн человек каждый год. Количество малых компаний сократилось в 78 регионах», – сообщил Владислав Корочкин, вице-президент «Опоры России».

По его словам, основная причина подобного положения дел заключается в боязни проверок со стороны контрольно-надзорных органов. «Как только ты подрастаешь до определенного момента, к тебе начинают приходить контролеры», - посетовал Курочкин.

Помимо же уменьшения числа проверок, необходимо кардинально менять законодательство, способствующее давлению крупных компаний на «малышей». Так, не мешало бы переписать федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», сместив акценты в нем с взаимоотношений сетей и поставщиков на «мирное» сосуществование различных форматов торговли, поскольку иначе она будет монополизироваться. «Если X5 Retail Group открывает 5-6 тыс. магазинов, это означает, что закрывается 5-6 тыс. малых торговых точек», – подчеркнул Курочкин.

Здесь не мешало бы учесть зарубежный опыт. К примеру, в Южной Корее развитие малого бизнеса сделало сильный скачок вперед именно благодаря правовым реформам. «Малому предпринимательству были предоставлены привилегированные условия по сравнению с крупным бизнесом, который в свою очередь стал выделять из себя отдельные подразделения, делегировав им экспортные функции», – рассказал руководитель по стратегическому развитию блока «Малый и средний бизнес» «Промсвязьбанка» Александр Молоканов.

Впрочем, в отечественном малом бизнесе имеются и позитивные тренды. Молоканов показал презентацию, согласно которой в 2016 году лишь 30 % предпринимателей выбрало стабильность в качестве своей стратегии, в 2019 таких уже оказалось 34 %, развитие же новых направлений в бизнесе — 5 % и 8 % соответственно. Более того, в 1-м квартале нынешнего года небольшие предприятие смогли за счет собственной прибыли расширить производственные мощности на 20 %.

Сколько и на что

Финансироваться национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» будет за счет средств федерального и региональных бюджетов. «Важно, чтобы деньги пошли туда, где они дадут нужный эффект», – подчеркнул Калинин.

Реализовываться он будет по почти десятку направлений и по каждому из них будут определены конкретные суммы средств. На создание и развитие системы региональных гарантийных обязательств планируется израсходовать 15,5 млрд рублей, на микрофинансовые организации – 23,3 млрд рублей, на организацию промышленных парков и технопарков (в том числе в сфере высоких технологий и агропромышленного производства) с применением инструментов государственно-частного партнерства – 11,5 млрд рублей.

Учреждение и функционирование центров «Мой бизнес» потребует 22 млрд рублей, осуществление программ поддержки малого бизнеса в моногородах – 10 млрд рублей, для создания инфраструктуры стимулирования экспорта понадобится 12,3 млрд рублей, на поддержку фермеров и развитие сельской кооперации – 37,3 млрд рублей и, наконец, на реализацию программам по вовлечению населения страны в предпринимательскую деятельность и содействие организации им собственного бизнеса предполагается потратить 4,7 млрд рублей.

Средства на проект дифференцируются не только в зависимости от направления, но и финансовых возможностей конкретного региона, специфики его экономики и промышленности. Если каким-то регионам не хватит денег, они смогут получить их за счет применения механизма межбюджетных трансфертов. При грамотном расходовании финансовых ресурсов и четком контроле положительные результаты не заставят себя ждать.

Фото: ФедералПресс / Виктор Бодров