Редакция «ФедералПресс» / Сергей Спицын
Сибирский ФО
4 АПРЕЛЯ, 2019
Центр развития региональной политики подготовил очередной «Рейтинг власти» по Сибирскому федеральному округу. Эксперты ЦРРП выделили регионы в отдельные группы, исходя из темы пространственного развития страны, чтобы дать прогноз по контурам роста. Анализ шел на основе оценки открытости региональной власти, личности главы субъекта, политической конкуренции, социально-экономического развития и других факторов. Подробнее – в материале «ФедералПресс».
Согласно «Рейтингу власти», в СФО доминирует тройка лидеров – Иркутская область, Красноярский край и Новосибирская область. Эксперты подчеркивают, что у каждого субъекта РФ есть свой проект развития: «Байкальский кластер» (Иркутская область), «Енисейская Сибирь» (Красноярский край) и «Новосибирская конурбация» (Новосибирская область).
«Эти проекты разделяют СФО на три основных зоны влияния, каждая из которых базируется на своих экономических принципах. Если модель Сергея Левченко более «левая», стоящая ногами в позднем Советском Союзе и берущая за основу систему Госплана СССР, то проект Александра Усса делает упор на рыночные инвестиции. Создание конурбации под негласным лидерством Новосибирска и вовсе подразумевает композитную модель, реализующую часть инфраструктурных проектов, необходимых для развития цифровой экономики за счет госбюджета, но вместе с тем опирающуюся на советскую модель развития науки – проект «Академгородок 2.0», – отмечалось в «Рейтинге».
Другие регионы тоже делятся на негласные подгруппы. Томская и Омская области ищут векторы для пространственного развития в кооперации с тройкой лидеров. Республика Тыва и Кемеровская область занимаются ускорением темпов развития промышленности: добыча полезных ископаемых и производство. Четвертая группа, куда входят Алтайский край, Республика Алтай и Республика Хакасия, сосредоточились на развитии основных источников дохода для бюджета.
В Иркутской области запланирована реализация государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика» на 2019–2024 годы, в основе которой лежит авторская экономическая концепция, разработанная губернатором Сергеем Левченко. Региону удалось сохранить поступательную динамику: рост ВРП – на уровне 5 %, что выше, чем в целом по стране, и прирост инвестиций. По уровню природного потенциала иркутская часть озера Байкал – одна из самых перспективных рекреационных зон, объект развития сферы внутреннего туризма Восточной Сибири.
В Новосибирской области – рост экономики, о чем говорит существенное повышение индекса промышленного производства, превысившего 100 %. В результате – инвестиционный рейтинг на уровне А+ от Fitch Ratings. В 2019 году получил дополнительное развитие проект «Академгородок 2.0», который предполагает создание высокотехнологичного наукоемкого производства конкурентоспособного уровня. Губернатор Травников планирует реализовать проект пространственного развития «Новосибирская агломерация», который станет центром сибирской конурбации – зоны тесной экономической кооперации Барнаула, Кемерово, Новокузнецка, Новосибирска и Томска.
Красноярский край – самая обширная территория Сибири, обладающая неисчерпаемым потенциалом развития. Прошлой осенью проект «Енисейская Сибирь» получил новый импульс к развитию. Для реализации уже подготовлен проект развития транспорта в регионе. На Инвестиционном форуме в Сочи Красноярский край представил планы развития по четырем направлениям нацпроектов: образование, наука, демография и здравоохранение. Заметен и прирост инвестиций – в экономику края привлечено более 424 млрд рублей. На динамику развития туристического потенциала оказало влияние проведение зимней Универсиады – 2019.
Кемеровская область – самая густонаселенная часть Сибири. Учитывая высокий потенциал в сфере добычи и переработки полезных ископаемых, регион занимает нишу ресурсной базы. Кроме того, в области были определены 8 стратегических приоритетов в социально-экономической политике. Среди них – эффективные инвестиции и динамичное развитие промышленности и АПК, поддержка предпринимательства, инфраструктура, экологическая безопасность, комфортная среда. Пока что эти планы остаются лишь направлениями развития, а в качестве пространственной модели развития Кузбасс может воспринять модель Новосибирской конурбации.
Томская область обладает широким потенциалом для развития как научный и ресурсный центр, имеет большие запасы полезных ископаемых. Включение Томска в создание Новосибирской конурбации позволит реализовать этот потенциал. Для Томска очень важно, что он не впадет в прямую зависимость от Новосибирска и других крупных городов, так как конурбация – это городская агломерация полицентрического типа, которая имеет в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов при отсутствии явно доминирующего.
Омская область наращивает партнерство с крупными корпорациями. «Газпром нефть» будет расширять партнерство с субъектом в целях улучшения инвестиционного климата и создания условий для решения социальных задач. В ближайшие три года Омская область сделает акцент на увеличении собственных доходов. Один из избранных приоритетных проектов – создание сельскохозяйственной цифровой экономической платформы. В целом губернатор Александр Бурков старается рассмотреть возможности региона в цифровой трансформации.
Алтайский край делает ставку на развитие АПК и туризма. В 2019 году власти поддержат грантами новые технологии и инновационные продукты в пищевой промышленности и сфере биотехнологий. Главная проблема бюджета Алтайского края – невозможность серьезно вложиться в развитие экономики из-за больших социальных обязательств, поэтому губернатору Виктору Томенко придется искать резервы в более эффективных отраслях.
Основной потенциал Республики Алтай сосредоточен в сфере туризма и во взаимодействии с соседними регионами Новосибирской конурбации. Республика может стать первопроходцем в плане развития «зеленой экономики», разумного природопользования, позволяющего сохранить высокие экологические стандарты и сберечь нетронутые человеком ресурсы. Смена главы ставит под вопрос многие начинания, запущенные еще при Александре Бердникове. Учитывая общее падение рейтинга власти в регионах СФО, республику вполне может ожидать протестное голосование и повторение «хакасского сценария», что ударит по планам экономического развития территории.
Тува как часть проекта «Енисейская Сибирь» в 2019 году может получить новый вектор развития, когда соседние регионы смогут объединить свои усилия для развития экономики. При этом есть и негативные элементы: разрушение среды обитания и экологии может привести к изменению исконных видов, форм хозяйственной деятельности, уклада жизни населения. На сегодняшний день попытки властей решить социально-экономические проблемы республики за счет наращивания добычи природных ресурсов не принесли положительных результатов. Поэтому развитие экологического туризма – более перспективная форма для потенциала региона.
Хакасия продолжает находиться в сложном экономическом положении с высокой долговой нагрузкой. Избрание в качестве главы региона оппозиционного кандидата от КПРФ не помогло в решении острых проблем субъекта, а наоборот – затормозило их. Региональная власть предпринимает определенные попытки реализовать свой потенциал и повысить инвестиционную привлекательность. В 2019 году была создана территория опережающего развития, а в качестве стратегии транспортного прорыва обсуждается проект автодороги Бийск – Абакан.
Инфографика: Центр развития региональной политики.
Фото: «РИА Новости» / Александр Кряжев.