Редакция «ФедералПресс» / Феликс Петров
Республика Бурятия
5 АПРЕЛЯ, 2019
Борьба за Байкал – главный тренд последних двух месяцев. «Священное море» пытались осквернить строительством завода, который должен был выкачивать воду и продавать ее в Китай. Протесты, широкий общественный резонанс помогли: завод признали незаконным, справедливость восторжествовала. Теперь возникли споры вокруг так называемого приказа №63, в котором содержатся нормативы предельно допустимых воздействий на уникальную экологическую систему озера. Одни эксперты говорят, что документ нужно пересматривать, другие считают, что делать это ни в коем случае нельзя. «ФедералПресс» изучил конфликтную ситуацию.
Глава Бурятии Алексей Цыденов выступил с инициативой пересмотреть приказ № 63 Минприроды РФ. Документ был разработан еще в 2010 году. В нем содержатся показатели предельно-допустимой концентрации вредных веществ в сбросах сточных вод в озеро Байкал: сульфатов, хлоридов, натрия, калия и других химических элементов.
По словам Цыденова, действующие нормы, прописанные в приказе, слишком высоки и уже много лет не позволяют построить новые очистные сооружения. Это связано, прежде всего, с тем, что на данный момент отсутствуют доступные технологии.
«Очистные, которые сегодня стоят на территории Бурятии, построены в 1975-1980 годы по тем нормативам, которые были приняты еще тогда. За 9 лет со дня вступления в силу приказа не введено ни одного очистного. Приказ №63 – это про то, что хотели как лучше, а в итоге заблокировали работу по строительству очистных», – рассказал Цыденов.
С тем, что требования, прописанные в документе, завышены, соглашается и заместитель председателя комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям ГД РФ Николай Будуев.
«Согласно приказу, вода на выходе у нас должна быть чище, чем природные фоновые показатели. Условно говоря, вода в реках, которые впадают в Байкал, грязнее, чем должна выходить после очистных сооружений», – заявил «ФедералПресс» Будуев.
Решение вопроса очистки стоков, впадающих в Байкал, целиком лежит на Бурятии, поскольку 67% территории озера находятся в ведении региона. По словам депутата Будуева, лучше не затягивать, а «запустить очистные сооружения, которые будут чистить на 95% от желаемого, чем не запускать еще несколько лет».
Регион уже запланировал строительство 18 очистных сооружений до 2024 года, но это бессмысленно, если не будут внесены корректировки в приказ №63. При этом предлагаемые Минприроды РФ изменения нормативов по очистке стоков предполагают как ужесточение некоторых предельно допустимых показателей (фосфатов, цинка и азота аммония), так и снижение (по сульфатам, хлоридам и тяжелым металлам).
Между тем в сети разгорелись жаркие дебаты по поводу данной инициативы. Неравнодушные к судьбе «жемчужины Сибири» пользователи создали петицию на сайте change.org, которую уже подписали более ста тысяч человек. Против изменения нормативных показателей появились весьма весомые аргументы. Главные из них – корректировки документа позволят отменить планы по модернизации и строительству очистных сооружений, а стоки можно будет просто хлорировать. Получается, что цель и у критиков инициативы, и у ее авторов и сторонников одна – это защита Байкала от вредных воздействий и ликвидация существующих угроз.
Существует два метода, которые позволяют добиться нормативов, прописанных в действующем приказе №63, – это выпаривание и обратный осмос. По словам экологов, в 2010 году введение предельно допустимых показателей на таком уровне было пролоббировано теми, кто реализует одну из этих технологий.
«В то время, лет 10 назад у нас на рынке активно продвигались технологии обратного осмоса. Нормативы были прописаны под то, чтобы максимально обеспечить применение этой технологии. Судя по всему, это было пролоббировано каким-то образом через экспертов», – рассказал корреспонденту «ФедералПресс» первый заместитель председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов.
Уже тогда ряд активистов, в их числе Расулмухамедов, выступали резко против утвержденных нормативов. В итоге недоработки документа привели к настоящей экологической катастрофе, когда Байкал захватили спирогиры.
«Время показало, что, например, по фосфорсодержащим веществам допуски были слишком большими. Это привело к повреждению экосистемы Байкала, развитию водорослей, которые хорошо растут на фосфоре, – так называемые спирогиры», – заявил Расулмухамедов.
Возникает логичный вопрос: что мешает применить технологию выпаривания или обратного осмоса, если они позволяют добиться намеченных в приказе №63 показателей? В беседе с «ФедералПресс» эксперты рассказали, что это весьма дорогостоящие, а порой и бессмысленные технологии.
«Новые передовые технологии – очень дорогостоящие. Тот же Сингапур шел к обратному осмосу 35 лет, а мы хотим в один скачок решить вопрос», – рассказал «ФедералПресс» директор Байкальского института природопользования СО РАНЕндон Гармаев.
Если применить эти технологии, то стоимость очистки одного кубометра воды вырастет в десятки раз – с 19 до 146 рублей. Огромные убытки понесут муниципалитеты, увеличится стоимость услуг ЖКХ. А затраты лягут на плечи простых граждан – жителей Бурятии.
Если углубиться в историю вопроса, то можно отметить, что технология обратного осмоса придумывалась не для очистки воды, а для ее подготовки к использованию в промышленных целях. На выходе получается, по сути, дистиллированная вода.
Выпаривание – это тоже технологическая очистка с таким же конечным результатом. Возвращаясь в Байкал, дистиллированная вода все равно подвергается влиянию фоновых факторов.
«У нас не только на Байкале, но и по всей стране закрученные требования, которые приводят к тому, что предприятия берут воду из реки или из озера, а вынуждены возвращать воду гораздо более чистую. Практически, мы находимся в безумном состоянии, когда наша промышленность тратит колоссальные средства, чтобы чистить воду до состояния дистиллированной воды», – рассказал «ФедералПресс» первый заместитель председателя Центрального совета Всероссийского общества охраны природы Элмурод Расулмухамедов.
По словам экспертов, в некоторых случаях после очистки обратным осмосом или выпаривания, воду приходится «оживлять» в специальных прудах, доводить ее до состояния, когда в ней может выживать рыба. Эти методы небезопасны еще и с точки зрения экологического влияния. Как после обратного осмоса, так и после процедуры выпаривания остаются ядовитые осадки. Их нужно утилизировать специальным способом, поскольку, как уверяют экологи, это отходы третьего класса опасности или выше.
Есть альтернативные способы понять, каковы предельно допустимые показатели выброса веществ. Для этого, прежде всего, нужно изучить сам Байкал, проанализировать химический состав воды, считают эксперты.
«Есть простой способ решения вопроса: мы можем взять какую-то образцовую воду не на выходе из обратного осмоса, а из Байкала – в той его части, где экосистема еще не повредилась. Состав этой воды с теми примесями, которые есть, можно считать неким целевым показателем для работы очистных сооружений. То есть вы должны вливать в озеро такую же воду по качеству и по составу, которая в нем есть, а не дистиллированную воду. Она – яд, по большому счету», – пояснил «ФедералПресс» Расулмухамедов.
Строительство 18 новых очистных сооружений, ради которых и стоит пересматривать норматив, – это существенный шаг в решении проблем экологии Байкала, уверены ученые. За последние девять лет, пока действует приказ №63 и невозможно ввести в эксплуатацию новые очистные сооружения, только за счет канализационных стоков правобережных очистных Улан-Удэ в реки попало свыше 13 тысяч тонн нитратов, 702 тонны нитритов и более 1,8 тысячи тонн аммония.
Несмотря на то, что промышленная нагрузка на водоемы в Бурятии снижается, а на полях стало меньше минеральных удобрений, был зафиксирован рост нагрузки со стороны населенных пунктов. В особенности ухудшает экологическую ситуацию Байкала увеличивающиеся объемы нефтепродуктов, которые проходят через очистные сооружения.
«Можно отложить принятие новых нормативов на неопределенный срок и тем самым «сорвать» планы строительства новых и модернизации действующих очистных сооружений. Наиболее легкий путь решения любых экологических проблем предполагает введение всевозможных запретов, ограничений, наказаний в хозяйственной деятельности общества, влияющего на состояние окружающей среды», – уверен научный руководитель Байкальского института природопользования СО РАН Арнольд Тулохонов.
Фото: РИА Новости / Владимир Смирнов