Редакция «ФедералПресс» / Александра Варанкина
Кировская область
25 АПРЕЛЯ, 2019
В Кировской области появилась вторая ТОСЭР – после Вятских Полян такой статус получила Белая Холуница. Кировчане относятся к новому статусу моногородов скептически – после многолетней истории с убыточными промпарками, которые тоже создавались для роста экономики, слово «инвестиции» кажется местным жителям чем-то нереальным и даже мифическим. Звучат опасения, что создание ТОСЭР в регионе не даст ничего, кроме снижения поступления налогов. Что область уже получила от ТОСЭР и насколько реалистичны планы чиновников по привлечению инвестиций – в материале «ФедералПресс».
Первая в Кировской области территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР или ТОР) была создана в моногороде Вятские Поляны в октябре 2017 года. Присваивать такой статус городу, расположенному в 350 километрах от Кирова, властям пришлось не от хорошей жизни – чиновники надеялись хоть как-то загрузить достроенный в 2014 году промпарк. За 2016 год область получила от объекта стоимостью более 0,5 млрд рублей всего 100 тыс. рублей доходов. Предприниматели, которых власти упрекали в безынициативности, жаловались на проблемы с коммуникациями, завышенные цены на аренду и отсутствие существенных льгот.
Решить хотя бы часть этих проблем позволяло создание ТОСЭР. Для резидентов ТОСЭР взносы во внебюджетные фонды – Пенсионный, Фонд соцстраха, ФОМС – сокращались почти в 4 раза, на срок до 10 лет. Резиденты получали освобождение от федеральной части налога на прибыль, снижение ставок по областной части налогов на прибыль и на имущество.
По планам чиновников, на ТОСЭР должны были зайти не менее восьми резидентов с инвестициями в 0,5 млрд рублей и 700 новыми рабочими местами. Пока эти планы реализовались частично. Сегодня резидентами ТОСЭР стали лишь четыре инвестора – компании по производству толстостенной посуды, лифтов и лифтовых механизмов, упаковки и утеплителя, а также калиброванного металлопроката. Инвестиции составили 77 млн рублей. В бюджет Вятских Полян дополнительно поступило около 4 млн рублей.
Такой результат сложно назвать ошеломительным, но все-таки он есть, хотя изначально к созданию ТОСЭР в Вятских Полянах многие относились весьма скептически. Например, депутат заксобрания, гендиректор агрохолдинга «Дороничи» Константин Гозман считает, что такой статус лучше давать более близким к областному центру территориям. В идеале, расположенным не более чем в 50 километрах от Кирова, около пересечения трасс и основных трудовых и топливных ресурсов. Бизнесмен считал, что статус ТОСЭР в первую очередь должен получить поселок Стрижи, в который инвестировано, в том числе и структурами Гозмана, около 7 млрд рублей.
Во многом с Гозманом согласен глава Вятской торгово-промышленной палаты Николай Липатников. По его словам, некоторые крупные предприятия отказываются переезжать на площадки, расположенные даже в 25 километрах от областного центра, – бизнесменам кажется, что это слишком далеко. Николай Липатников также согласен, что одной из главных проблем вятскополянского промпарка было отсутствие существенных налоговых льгот, а с получением статуса ТОСЭР у этой площадки появились перспективы.
Уполномоченный по правам предпринимателей в Кировской области Владислав Попов разделяет точку зрения, что создание ТОСЭР может помочь в решении проблем моногородов. Но видел перспективу появления такой территории в Кирово-Чепецке.
Однако власти приняли другое решение, и вторыми статус ТОСЭР получили не Стрижи или Кирово-Чепецк, а расположенная в 80 км от Кирова Белая Холуница. В областном правительстве рассчитывают привлечь в Белую Холуницу около 1 млрд рублей инвестиций и создать около 300 новых рабочих мест. На территории, по данным правительства, уже работают предприятия в сфере деревообработки, производства одежды и котельного оборудования. Еще два инвестора готовы зайти с проектами по производству заготовок для обуви и по переработке молока. Для них есть площадки с подведенной транспортной и инженерной инфраструктурой.
Создание промпарка в Вятских Полянах называют не самой хорошей идеей кировских властей.
«Сейчас уже понятно, что обещания прошлых лет об огромных доходах промпарка в Вятских Полянах – это несбыточная мечта. Однако мы в 2011 году не могли знать, что случится кризис, что он затянется на столько лет», – констатирует экс-депутат законодательного собрания Кировской области Дмитрий Русских.
Вице-спикер заксобрания Владимир Костин считает, что после создания ТОСЭР ситуация в Вятских Полянах начала меняться: «В последнее время там идет работа и видны результаты, появились арендаторы площадок. Более того, насколько я знаю, там спрос чуть ли не превышает предложение».
«Но давайте вспомним, сколько мы на строительство этого промпарка денег потратили, – предлагает Дмитрий Русских. – Рабочие места в том объеме, котором хотели, получили? Нет. Дополнительные налоги получили? Нет. Развитие малого и среднего предпринимательства получили? Вроде тоже нет. Если не думать о том, сколько мы вложили туда денег, то вроде бы все прекрасно. Но мне кажется, инвесторы при желании вложили бы туда деньги и без нашей промплощадки».
Тем не менее Владимир Костин считает создание ТОСЭР безусловным благом для региона и перечисляет, что именно необходимо сделать, чтобы она стала «пряником для инвесторов».
«Покинут нас инвесторы или нет после окончания льготного периода, зависит во многом от работы правительства, – считает Владимир Костин. – Да, безусловно, сейчас есть налоговые преференции, которые дают серьезные поблажки. Смогут ли организации, выйдя из этих тепличных условий, все еще быть эффективными – большой вопрос, в том числе к этим организациям. Надеюсь, что смогут, и в будущем мы увидим поступления в бюджет от налогов на прибыль и имущество. Ну и в будущем при реализации подобных проектов нужно учитывать все факторы – главной помощницей здесь должна стать стратегия развития области. Она поможет определить, где нам нужен промпарк или ТОР, – они должны появляться там, куда бизнес готов прийти, где есть трудовые ресурсы, инфраструктура: дороги, подъездные пути, газ».
Дмитрий Русских уверен, что бизнес «сам все сделает», если ему дать определенные льготы и свободу действий, – тогда властям не придется вкладывать огромные деньги в строительство «непонятных объектов». Если в Белой Холунице все будет строиться по такому принципу, то у ТОСЭР есть неплохие возможности для развития.
«Нужно не мешать, дать льготы и обеспечить его поддержкой государства в формате «вы к нам просто не приставайте, и мы сами все сделаем, – поясняет Дмитрий Русских. – Что касается Белой Холуницы, то это на самом деле не так далеко – лишь бы были условия и комфортная среда. Если там есть все экономические и логистические возможности, руководство района настроено благожелательно, то расположение отходит на второй план. Конечно, всем бы хотелось работать в пригороде Кирова, но с точки зрения развития, например, лесоперерабатывающей промышленности Белая Холуница достаточно удобно расположена».
Наиболее оптимистичен по поводу перспектив ТОСЭР ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. По его словам, ТОСЭР во многих случаях является отличным инструментом привлечения инвесторов. Он отмечает, что отдаленность территорий социально-экономического развития от областного центра, которая так смущает многих экспертов, не играет совершенно никакой роли, ведь они созданы для того, чтобы развивать конкретные населенные пункты, а не Киров и область в целом.
«Задача стоит моногород развивать, а не Киров, поэтому я не вижу в отдаленности совершенно никакой проблемы, – говорит Дмитрий Баранов. – Также я не вижу риска, что инвесторы покинут регион после сворачивания налоговых льгот. Во-первых, льготы и преференции в ТОРах могут продлеваться, во-вторых, инвесторы приходят не только за льготами – если нужно просто «сэкономить», компания найдет другие, не совсем законные способы минимизировать налоги. Как правило, люди хотят создать что-то, что будет продаваться и приносить им деньги. Денег, которые инвесторы вложат в производство, к тому моменту, когда льготы закончат действие, будет столько, что им будет просто невыгодно оттуда уходить. Вряд ли кто-то будет бросать проект на полпути, когда инвестиции полностью не вернулись».
В финансовые проблемы, которые могут возникнуть у компаний, Баранов тоже не верит. По его словам, в ТОСЭР, как правило, заходят серьезные и солидные компании. Кроме того, льготы, которые они получают, не настолько большие, чтобы серьезно влиять на финансовое положение.
«ТОРы, которые созданы давно, приносят деньги, – уверен Баранов. – Там создаются рабочие места, интерес к ним проявляется достаточно большой: со стороны как иностранных инвесторов, так и российских».
Фото: kirovreg.ru