Редакция «ФедералПресс» / Виктор Бодров
Москва
17 ИЮНЯ, 2019
Ситуация в Сибае, где с прошлого года горит заброшенный карьер, никак не войдет в нормальное русло. Люди ожидают, когда его потушат и они смогут дышать чистым воздухом место вредных газов. Им обещают решить проблему, однако она так и не сдвинулась с мертвой точки. Терпение же горожан рано или поздно может закончиться. Подробности – в материале «ФедералПресс».
Процесс затопления горящего карьера в Сибае с конца марта стоит на месте. По данным ведущегося в соцсети «ВКонтакте» сообщества «Сибай, дыши!», он был приостановлен из-за повышения температуры на бортах карьера.
Одновременно проект подтопления карьера проходит различные проверки и может быть принят уже на текущей неделе. Он будет затапливаться поэтапно: сначала воды зальют на 20 метров, потом в течение месяца будут вести мониторинг горения. Если оно не прекратится, то подтопят еще 20 метров. В целом же заводнение карьера может занять 147 дней.
Кроме того, осуществляется наблюдение за Восточно-Сибайским разломом: он на поверхности земли проявляется в виде трещины, протянувшейся рядом с карьером, и существует опасность ее увеличения из-за давления воды на горную массу.
Злополучный карьер разрабатывал залежи Сибайского месторождения и принадлежит Сибайскому филиалу Учалинского ГОКа (входит в состав УГМК). Он имеет диаметр 2 километра и глубину 500 метров. С 2003 года добыча в нем медно-цинковых руд не ведется, осуществляется лишь подземная разработка запасов.
История с горением карьера тянется свыше шести месяцев. Она началась осенью прошлого года, когда в нем произошло окисление остатков руды, приведшее к выделению огромных объемов диоксида серы, более известного как сернистый газ. Он легко взаимодействует с взвешенными в воздухе водяными каплями, образуя серную кислоту, чрезвычайно опасную для здоровья человека.
Именно серную кислоту вынуждены вдыхать жители Сибая. В ноябре от них стали поступать жалобы на першение в горле, удушающий запах, разъедание глаз, кое-кто стал даже говорить о кашле с кровью.
Далее события стали развиваться словно в триллере. В декабре власти были вынуждены ввести в Сибае режим чрезвычайной ситуации, и мэру города Рустему Афзалову пришлось отчитываться перед населением об экологической обстановке. Глава же Башкортостана Радий Хабиров запретил ему покидать Сибай до тех пор, пока воздух в городе вновь не станет чистым.
В УГМК проблемой горящего карьера озаботились и пообещали решить ее к февралю. Однако, несмотря на заливание в него смеси воды и горных пород, замеры воздуха показывали превышение ПДК по диоксиду серы в десятки раз. В результате в январе горожанам стали выдавать медицинские маски и активированный уголь, им пообещали вывезти 500 детей на лечение в Крым. Появились даже видео ребятишек, катающихся с горок с противогазами.
Обстановка продолжила накаляться, и в феврале около сотни жителей записали видеообращение к президенту России Владимиру Путину и руководителям надзорных ведомств с просьбой вмешаться как можно быстрее. Тогда же городской суд обязал администрацию Сибая каждые два часа обновлять информацию о состоянии атмосферного воздуха.
В конце же месяца руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) Светлана Радионова посетила Сибай, осмотрела карьер и провела совещание по поводу экологической обстановки в городе с участием Радия Хабирова, Рустема Афзалова, генерального директора УГМК Андрея Козицына и др.
«Ситуация в Сибае сложная, и я понимаю людей, которые здесь живут. Росприроднадзор и Ростехнадзор, насколько мне известно, проводят на данном объекте проверочные мероприятия, и то, что происходит в городе, нас не устраивает, – заявила тогда Светлана Радионова. – В ближайшее время мы проанализируем, где еще в России находятся такие объекты, и выработаем рекомендации для собственников, в которых будет указано, что необходимо предпринимать во избежание подобных случаев».
Проверка же Росприроднадзором деятельности Сибайского филиала Учалинского ГОКа выявила некачественное проведение мониторинга геологической среды и атмосферного воздуха.
С того дня жизнь в Сибае особо-то не улучшилась. В марте в нем побывали представители Совета по правам человека, в апреле порядка двухсот горожан собрались у входа в Сибайский филиал Учалинского ГОКа, потребовав вернуть им чистый воздух.
Непосредственно же само подтопление карьера велось до 26 марта. Возобновить его обещали 26 апреля, но пока оно не ведется.
В деле с карьером в Сибае полно неясностей. Например, непонятно, что же именно может в нем гореть. «В карьере, скорее всего, горит пирит, представляющий собой соединение серы и железа. Он является пожароопасным минералом и обладает способностью к самовозгоранию, равно как и его «родственник» халькопирит (в его состав, помимо серы и железа, входит медь). Столь опасное их свойство было доказано еще в ходе исследований руд Орловского полиметаллического месторождения в Казахстане, проводившихся в 1964 году», – указывает промышленный эксперт Леонид Хазанов.
По его мнению, проблема заключается в том, какие количества пирита и халькопирита могут находиться в карьере и почему их до сих пор не удалось загасить с помощью воды. Возможно, в нем есть какие-то участки, куда вода не проникает.
«Как показали обследования, проведенные с участием наших экспертов во время работы Совета по правам человека в Сибае, горение руды происходит не на поверхности стенок карьера, а в горных выработках под ним. В том числе в так называемых прибортовых (выходящих почти к поверхности бортов карьера) камерах (пустотах, образовавшихся при выемке руды, которая велась из шахт). Обилие диоксида серы вызвано как раз тем, что очагов тления было много, действовали они давно. И располагались на нескольких этажах действующих подземных выработок», – сообщил Григорий Куксин, руководитель противопожарного отдела российского подразделения Greenpeace.
Он добавил, что не все очаги еще разведаны, особенно мало данных по Нижней залежи Сибайского месторождения, в которой тление, вероятно, происходит в обширных трещинах в породе.
В то же время неизвестно, фиксировались ли ранее аналогичные случаи возгорания в карьере (учитывая, сколько лет в нем не осуществляются добычные работы), если они были, то какие действия предпринимались по их ликвидации.
«В Сибае случай запущенный. Очаги развивались долго, их расположение не признавалось кампанией, в части месторождений не проводились работы по профилактике, не проводилось вовремя тушение. К сожалению, уже были смертельные случаи с шахтерами, которые, вероятно, связаны именно с длительно происходящими процессами тления руды. Теперь для ликвидации всех очагов требуется затопление большого объема шахт. Это непросто реализовать, может не хватить воды», – считает Григорий Куксин.
Эксперт констатирует, что информационная закрытость УГМК, ее неготовность к диалогу привела к напряжению и недоверию со стороны местных жителей. Они сумели самоорганизоваться, создали свою автономную систему мониторинга состояния воздуха, и проверки показали, что их приборы не уступают государственным.
«Вряд ли руководство Учалинского ГОКа и его Сибайского филиала не озаботилось судьбой карьера еще до прекращения в нем добычи. На мой взгляд, никто попросту не ожидал подобного сценария развития событий. Одно дело – упрекать топ-менеджеров Учалинского ГОКа и тем более УГМК в травле населения, другое – находится на их месте и принимать решения, за которые надо нести ответственность. Я думаю, они следят за ситуацией и намерены сделать все от них зависящее, чтобы карьер перестал быть головной болью и для них, и для горожан», – говорит Леонид Хазанов.
Пожалуй, главным остается вопрос о том, как можно бороться с пожаром и когда его потушат. По мнению Григория Куксина, трудность заключается не только в опасных концентрациях диоксида серы, но и серной кислоты, образующейся при контакте воды с продуктами горения руды. Поэтому при тушении и подтоплении применяют известь, чтобы нейтрализовать кислоту. Однако это не в полной мере решает проблему. Возможно, дальше будет стоять вопрос еще и об откачке воды и ее очистке.
«Про сроки сейчас есть разные версии и обещания УГМК. Все ранее называемые сроки ликвидации пожара пока не выдерживались. Представители компании в разговоре с жителями Сибая назвали очередной срок – 147 дней до окончания очередного этапа подтопления. Мы предполагаем, что в такие сроки проект может не быть реализован. И рекомендуем предпринять дополнительные меры по локализации и подавлению очагов для снижения выбросов», – прогнозирует эксперт.
Похоже, ждать жителям Сибая чистого воздуха придется еще долго. Вот только рано или поздно их терпение может лопнуть, и как повернутся события, точно не берется сказать никто.
На запрос в пресс-службу УГМК ответов получено не было. В пресс-службе Учалинского ГОКа сообщили, что все комментарии по ситуации в Сибае дает директор Сибайского филиала Яудат Биккинов. На звонки корреспондента «ФедералПресс» в его приемной трубку никто не взял.
Фото: sibay.bashkortostan.ru